Предметно-развивающая среда
Совместно с родителями, мы стремились к тому, чтобы дети, переступившие порог нашей группы оказались в совершенно новых для них условиях. От того, какими будут эти условия во многом зависит, не только успешность адаптации ребенка к дошкольному учреждению, но и его развитие. Мы учитывали следующие факторы:
- уровень естественной комфортабельной уютной обстановки;
- насыщенность разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами
- возможность одновременного включения в активную познавательную творческую деятельность детей всей группы.
Так как дети у нас маленькие мы стараемся создать для них добрую, уютную атмосферу в нашей группе. Мы поделили групповое пространство на зоны для разных видов детской активности.
Создание условий для исследовательско-эксперементальной деятельности
Особое место в нашей деятельности занимает исследовательско-эксперементальная деятельность. В нашей группе есть мини-лаборатория, где мы проводим опыты, исследуем и изучаем разные свойства материалов.
Так как дети в группе еще маленькие я бы условно разделила данную деятельность на три составляющие:
- непосредственно экспериментирование и исследование;
- система нетрадиционных способов рисования;
Созданный и опробованный опыт работы по развитию творческих способностей детей раннего дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования, даѐт возможность показать ребѐнку как легко и интересно рисовать, используя при этом знакомые предметы, создаѐт предпосылки для формирования изобразительной деятельности у детей, развивает творческие способности на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста.
Мною разработана система работы по использованию нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творчества детей раннего возраста, с учѐтом возрастных особенностей детей, в которой отражено взаимодействие всех участников образовательного процесса.
-работа с различными сенсорными материалами.
Использование технологий и методов, обеспечивающих психолого-педагогическую поддержку разных категорий воспитанников
Основные тезисы:
- «ребенок должен знать, что его всегда поддержат и помогут»;
- «помогай только тогда, когда ребенок что-то начал делать»
- «содействие» - ребенок должен знать, что он может сделать выбор и попробовать.
В своей работе я использую разнообразные формы работы, чтобы поддержать ребенка: например, у ребенка может быть плохое настроение и ему «сегодня» требуется особое отношение: это может быть ласка, внимание, просто веселая игра и др., что я и стараюсь делать. Это конечно же похвала, которая очень радует и «окрыляет» малышей: «Оля, смотри, как я!»,-слышится в ответ уже радостный возглас, это может быть и просто неожиданное появление сказочного героя, который поможет, если что-то не получается.
В группе есть дети, у которых уже проявился дар к художественному искусству, они выбирают необычные цвета, линии и способы рисования очень нестандартные. В работе с ними я использую методические разработки В.Неелова «Обучение живописи с двух лет» и в ближайшее время планирую разработать программу по данной методике.
Я даю своим воспитанникам возможность самим справиться с возникающими трудностями (например, вставить ось с колесами в машину) и выступаю в роли наблюдателя, а помогаю тогда, когда ребенок попросит или видно, что он растерялся.
В данном направлении я работаю и с родителями, убеждаю их в правильности такого подхода и с их стороны, в условиях вне сада. Кроме того в настоящее время у многих моих воспитанников наступил «кризис возраста», они становятся старше. Родители делятся своими переживаниями и сложности в общении с детьми из-за поведенческих изменений. Вместе мы обсуждаем и находим многие ответы в литературе, делимся своим опытом друг с другом.
Обеспечение вариативности и разнообразия форм взаимодействия с воспитанниками;
Использование методики «Ведение педагогических наблюдений». Анализируя свои наблюдение, я выбираю формы взаимодействия с конкретным ребенком, т.е. руководствуюсь личностно-ориентированной моделью;
Основной стиль общения, который у нас сложился «доверительное сотрудничество», вместе мы «добрые друзья». Я стараюсь быть ласковой, спокойной, погладить каждого, приобнять, пожалеть, поощряю при каждом самостоятельном выполнении новых действий;
В течении всего дня общаюсь непросто со всей группой в целом, а с каждым конкретным ребенком, при этом стараюсь быть на уровне его глаз, или присаживаюсь рядом, или просто беру на руки;
Учу малышей договариваться «Вы можете стать друзьями, вместе играть и вам будет весело, или можно скучать сидя по-одиночке…»;
Предоставляю детям возможность самим выбрать деятельность, материалы, товарищей и пр.;
Моделирование ситуации успеха;
Использую проектную деятельность как прекрасную возможность для вариативности взаимодействия, поддерживания познавательной инициативы.
Работа с родителями
- В своей работе с самого начала сотрудничества, я стремлюсь к тому, чтобы отношения между мной и родителями были максимально открытыми, доверительными, что по-моему мнению, у нас успешно сложилось.
- У нас постоянно происходит взаимодействие, мы общаемся, разговариваем обо всем, что касается детей повсеместно: при каждой встрече в повседневные дни, на родительских собраниях и консультациях, в какой-то совместной деятельности и пр., т.е. у нас идет постоянный диалог в т.ч. при помощи Интернет связи.
- Родители с удовольствием участвуют в образовательных проектах, в планировании образовательной деятельности.
- Совместно с мамочками ежеквартально мы собираем и выпускаем газету рецептов «Мамочки на кухне»
- Вместе планируем и работаем над созданием комфортной обстановки в группе.
- Родители главные друзья и помощники в реализации всех наших идей!!!