Задачи.
1. Развитии способностей анализировать и оценивать педагогическую ситуацию с различных позиций.
2. Формирование прогностических умений в предвидении результатов своих действий.
Задание 1. «Цена поступка».
Преподаватель или кто-то из студентов читает рассказ-воспоминание Ю.Л.Львовой «Спросите у моей учительницы» (см. Приложение 7). После прочтения проводится обсуждение и анализ рассказа, в результате которого студенты приходят к выводу о том, что любое слово, любой поступок педагога может иметь самые серьезные последствия. Именно поэтому необходимо учиться представлять, прогнозировать все возможные варианты каждого своего воздействия на ребенка, выбирать среди них наиболее верный, максимально снижающий риск негативных последствий.
Варианты в о п р о с о в для обсуждения:
1. Почему, на ваш взгляд, учитель решил рассказать своим молодым коллегам эту историю?
2. Что испугало учителя? Какие важные выводы он сделал для себя?
3. Что обрадовало учителя в данной конкретной ситуации?
4. Как мог учитель отреагировать на поведение ученика во время подготовки спектакля? Что мог ему сказать? К каким последствиям это могло бы привести?
Задание 2. «Хорошо—плохо».
Студентам предлагается вспомнить отрывок из стихотворения В.В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?».
Если бьет
дрянной драчун слабого малышку, я такого
не хочу даже вставить в книжку.
Этот вот кричит:
— Не трожь тех, кто меньше ростом! — Этот мальчик
так хорош, загляденье просто!
И в первом, и во втором случае есть событие (поступок) — драка. Так хорошо или плохо драться?
Студентам предлагается оценить событие-драку с разных сторон. Можно ли рассматривать драку как положительное явление? Почему? В каких ситуациях это возможно? К каким последствиям может привести драка как отрицательное явление? Дайте характеристику драке как негативному явлению. Студенты садятся в круг. Бросая друг другу мяч, они дают оценки, высказывают суждения, спорят о сущности данного явления.
Схема анализа педагогической ситуации «Причины—последствия»
Далее им предлагаются другие ситуации, например такого характера:
- ученик грубо ответил учителю;
- отличник не дал списать домашнюю работу;
- мальчик нарвал цветов на чужой клумбе;
- подросток оторвал на стадионе рекламный щит
Обсуждение данных ситуаций проводится по вышеуказанной схеме, чтобы студенты могли оценить педагогическую ситуацию по-разному, вычерпать все многообразие характеристик данного явления. Понятно, что любой поступок — явление сложное, в нем могут переплетаться как позитивные, так и негативные стороны. Во многом это определяется причинами, по которым он совершается, а также последствиями, к которым приводит.
Безусловно, есть поступки, которые вызывают объективную реакцию осуждения (драка, воровство, грубость и др.), но и они могут нести в себе некоторое положительное начало. И напротив, позитивные, на первый взгляд, действия могут скрывать в себе корыстные причины и приводить к нежелательным последствиям.
Задание 3. «Если бы...».
Студенты делятся на группы по 4—5 человек. Каждая группа получает карточку, на которой описано событие, варианты последствий которого они должны предложить. Вариантов предлагается как можно больше, кроме того, они должны быть разнообразными. Например:
1. Что было бы, если бы в школе не было администрации?
2. Что было бы, если бы учителя заменил компьютер?
3. Что было бы, если бы по каждому предмету учитель разрабатывал свою программу обучения?
4. Что было бы, если бы в школе не было звонков?
На разработку вариантов последствий таких явлений отводится 10 мин. После этого каждая группа предлагает перечень последствий, который может пополняться в ходе совместной работы.
Далее студенты меняются карточками и, работая в тех же группах, ищут возможные варианты причин событий. Например, что случилось до того, как в школе отменили звонки?
Затем вновь проводится совместное обсуждение.
Задание 4. «Ученик опоздал на урок...».
Студенты делятся на три группы. Всем предлагается одна и та же ситуация: «Ученик опоздал на урок» (возраст определяется совместно).
I группа продумывает как можно больше характеристик ученика (личностные качества, успеваемость, статус в классе и др.).
II группа предлагает как можно больше возможных причин опоздания.
III группа продумывает возможные реакции учителя на опоздание ученика (как позитивные, так и негативные).
Каждая группа работает самостоятельно, записывая варианты на отдельных карточках (листах). На это отводится 15 мин. Когда все готовы, карточки собираются и раскладываются в три стопки (1-я — характеристика ученика; 2-я — мотивы; 3-я — реакция учителя). Далее совместная работа организуется по принципу лото:
студенты первой группы открывают одну из карточек и зачитывают характеристику ученика. Студенты второй группы также берут любую карточку и объясняют мотивы поступка. И, наконец, студенты третьей группы конкретизируют реакцию учителя на опоздание ученика.
Таким образом, из абстрактных, разрозненных характеристик складывается целостная картина педагогической ситуации. Например, ученик-отличник, пользующийся авторитетом у одноклассников, вынужден возвратиться домой за тетрадью с домашним заданием, в результате он опоздал на урок. Реакция учителя может быть такой: «Удивленный взгляд, недоумение и молчаливый кивок головой, приглашающий школьника войти в класс» или «Выйди и закрой дверь с другой стороны».
Далее осуществляется совместный поиск возможных последствий сложившейся ситуации, а также возможных причин той или иной реакции учителя на опоздание ученика.
После анализа ситуации карточки вновь возвращаются в общий набор, перемешиваются и работа продолжается. Каждая смоделированная ситуация будет носить свой, специфический характер и требовать индивидуального подхода к анализу, в зависимости от того, является ли она конфликтной, позитивные или негативные последствия может вызвать и т.д.
Кроме того, студентам можно предложить продумать другие варианты поведения учителя, которые были бы оптимальными и наиболее успешными в каждой конкретной ситуации. Необходимо создать такую ситуацию на занятии, чтобы студенты видели, что один и тот же поступок может иметь различные мотивы и последствия, может быть по-разному воспринят окружающими. Поэтому, прежде чем принять какое-то решение, педагог должен разобраться в возможных причинах той или иной ситуации, предположить ее последствия, а также выбрать наиболее оптимальный способ ее разрешения.
На основании такой работы совместно со студентами можно построить схему анализа педагогической ситуации, которая будет использоваться при моделировании самых разнообразных ситуаций.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7