Свидетельства китайских паломников




Лал Мани Джоши

Исследования по буддийской культуре Индии в период 7-8 вв. н.э.

Глава 9. У истоков упадка буддизма в Индии

Перевод: А.С. Кузин-Алексинский
Электронная версия подготовлена
Буддийским Просветительским Содружеством
© 2013
по изданию

Lal Mani Joshi
Studies in The Buddhistic Culture of India
DURING THE SEVENTH AND EIGHT CENTURES A.D.
Delhi, 2002, p. 298–327

Содержание

  • У истоков упадка буддизма в Индии
    • Свидетельства китайских паломников
    • Причины, приведшие к упадку буддизма
      • Нравственное разложение
      • Разногласия между буддийскими сектами
      • Влияние Махаяны и тантры
      • Враждебность со стороны брахманов
      • Возрождение брахманизма
      • Слияние буддизма с брахманизмом
      • Уменьшение государственной поддержки
      • Преследования со стороны властей
      • Некоторые современные мнения по вопросу упадка буддизма
  • Некролог
  • Примечания автора
  • Примечания переводчика

У истоков упадка буддизма в Индии

Свидетельства китайских паломников

Об угасании буддизма в отдельных частях Индии свидетельствуют записи, оставленные учеными-паломниками из Китая, такими, как Фа Сянь, Сон Юань, Сюань Цзан и И Цзин.

Памятник Фа Сяню, район Лаошан в провинции Шаньдун, Китай.
Источник: www.sdhbs.com.cn

Фа Сянь, путешествуя по долинам реки Ганги в первой четверти 5-го века н.э., в целом находит буддизм в процветающем состоянии в большинстве областей, которые он посетил, за исключением таких мест, как Канаудж (Kanauj), Капилавасту (Kapilavastu), Рамаграма (Rāmagrāma), Вайшали (Vaiśālī) и Гая (Gayā). В Канаудже было всего два монастыря Хинаяны [1А]. В Капилавасту не было «ни правителя, ни людей», а «словно запустение, и только священники да несколько десятков семей» [2А]. В Рамаграме был всего один монастырь [3А], тогда как в Вайшали он нашел одну только вихару [1П] в «Великом лесу» [4А]. Город Шравасти также находился в разрушенном состоянии и его население было ничтожно малым [5А].

Монета гуннского правителя Лакханы из Удьяны.
Источник: www.sdhbs.com.cn

Продолжающееся уменьшение численности буддийского населения засвидетельствовано и в записях, оставленных последователями Фа Сяня. Более всего привлекает внимание то, что буддизм, похоже, уступил дорогу индуизму в тех местах, которые являлись для него оплотом с самых ранних дней существования. Так, город Вайшали хотя и не находился еще в руинах во времена Сюань Цзана, однако все буддийские сооружения, числом несколько сотен, за исключением трех или четырех, были разрушены и покинуты, монахов же было совсем немного. С другой стороны, храмов, посвященных божествам, там было несколько десятков, помимо этого беспорядочно существовали различные направления индуизма, на подъеме [6А] находились джайны ветви дигамбара [2П].

В Канаудже, где в первом десятилетии 5-го века н.э. Фа Сянь видел два монастыря Малой Колесницы, Сон Юнь и Тао Шэн (518-521 гг. н.э.) не нашли ни монахов, ни монахинь, хотя храмов там было множество. Возможно, упадок буддизма был вызван вторжением гуннов [3П] и разрушительными последствиями этого вторжения. Но даже Канаудж, который являлся одним из ключевых городов первой половины 7-го века н.э., был, по свидетельству паломников, заселен по анти-буддийски настроенными брахманами и почитателями различных божеств, а число храмов там превосходило число вихар [7А].

В Удьяне (Udyana), – или Уддияне(Uḍḍiyāna), что в долине Сват, – которая когда-то могла бы гордиться своими 1400 монастырями и 18000 монахами, в 7-ом веке н.э. из них остались очень немногие, учение же понималось монахами весьма плохо. Более того, они были теперь приверженцами магических обрядов по изгнанию духов [8А]. Прискорбная картина открылась Сюань Цзану в Гандхаре (Gāndhāra): тысячи монастырей лежали в руинах, совершенно безлюдные, тогда как примерно в сотне храмов пребывало множество еретиков [9А].

Статуя Будды, сидящего на лотосовом троне, долина Сват, округ Сват штата Хайбер-Пахтунхва, Пакистан.
Источник: www.bl.uk

Были заброшены также и монастыри в княжествах Такшашила (Takṣaśilā), Симхапура (Siṃhapura) и У Ла Ши (Урша – Urṣa) [10А]. В упадке находился буддизм в Кашмире. По поводу Кашмира Сюань Цзан замечает: «В настоящее время это княжество не так предано Вере, мысли же их единственно только о храмах еретиков» [11А]. Тем не менее, в некоторых частях Кашмира буддизм все еще процветал [12А], и Сюань Цзан решил, что стоит заняться его изучением и принять участие в тамошних ученых спорах. В Синдхе же (Sindh), где хотя и было много буддистов, – более 10000 человек [4П], а также сотни монастырей, – это были, по большей части, «никчемные люди», «как правило, праздные, потворствующие своим слабостям и не знающие ни в чем воздержания» [13А].

Изображение Сюань Цзана.
Источник: www.wikipedia.org

В Стханишваре (Sthānvīśvara), области, родной для дома Харшей (Harṣa), было только 3 монастыря в противовес примерно сотне храмов, посвященных различным божествам [14А]. В Матхуре (Mathurā) было расположено 20 монастырей, столько же, сколько и во время Фа Сяня. Но если при Фа Сяне в этих монастырях обитали 3000 монахов [15А], то во времена Сюань Цзана их количество снизилось до 2000 [16А]. В Шругхме (Śrughma) в противовес 100 храмам, посвященным божествам, было пять монастырей, причем многие прихожане были не буддийской веры; в Матипуре (Matipura) было 10 монастырей и 50 храмов, посвященных божествам; в Брахмапуре (Brahmapura) – 5 монастырей против 10 храмов, посвященных божествам; в Говишане (Goviṣāṇa) – 2 монастыря против 30 храмов, посвященных божествам; в Ахиччхатре (Ahicchatra) и Капитхе (Kapitha) шиваиты пашупати [5П] превосходили числом буддистов. В Аямукхе (Ayamukha) было пять монастырей в противовес 10 храмам, посвященным божествам, тогда как в Праяге (Prayāga) было всего лишь 2 монастыря против 100 храмов, посвященных божествам. В Каусамби (Kauśāmbī) было около 10 монастырей, «но все они буквально лежали в руинах», тогда как храмов, посвященных божествам, было более пятидесяти; в Висакхе (Viśākhā) также число буддистов и их священных построек не превосходило число «еретиков» и их храмов. В Шравасти (Śrāvastī) большинство монастырей находилось в разрушенном состоянии, и последователей буддизма там было всего несколько человек, количество же приверженцев небуддийских учений было более значительным, под их управлением находилось 100 храмов, посвященных божествам [17А]. В Варанаси (Varanasi) было 30 монастырей и 3000 монахов, однако число храмов, посвященных божествам, превышало 100, число же верующих при этих храмах превосходило десять тысяч человек, в основном это были шиваиты [18А]. Все эти подсчеты позволяют предположить, что имел место набирающей силу упадок буддийского учения, если сравнивать его с учениями индуизма. Похоже, что последний повсеместно достигает преуспевания за счет первого.

И только в Магадхе (Magadha), особенно в пределах Наланды (Nālandā), буддизм, казалось, все еще оставался одновременно значительным и действующим религиозным течением и по-прежнему высоко держал свое знамя, являясь выдающимся учреждением самовоспитания и высокой учености. Эти земли в древности были населены людьми, которые «ценили ученость и с почтением относились к буддизму. Там было свыше пятидесяти буддийских монастырей и более десяти тысяч священнослужителей [6П], по большей части приверженцев системы Махаяны». Вполне разумно полагать, что в Магадхе учение все еще сохраняло свою силу главным образом благодаря влиянию Великой вихары в Наланде, которая, вероятно, была в то время наиболее выдающимся и лучше всего обустроенным международным центром буддийской культуры [19А].

Хотя обычно полагают, что дольше всего буддизм сохранялся именно на востоке Индии, – вплоть до 13-го века н.э., – все же, записи этой эпохи указывают на то, что условия, в которых находился буддизм в 7-м веке н.э. в восточной части страны, были более чем незавидные.

Знаменитым центром морской торговли, а также и буддизма, был город Тамралипти (Tāmralipti) или Тамлук (Tamluk), в провинции Бенгал. Однако и здесь среди приверженцев буддизма происходит ощутимый упадок, который явно прослеживается из того, что количество монастырей во времена Фа Сяня было равно 24, уменьшившись до 10 при Сюань Цзане, тогда как И Цзин упоминает всего только об одной или двух значительных монастырских обителях в Тамралипти [20А]. В Пундравардхане (Puṇḍravardhana) было 100 храмов, посвященных божествам, против 20 монастырских обителей; в Саматате (Samatatā) – 100 храмов, посвященных божествам, против 30 монастырей; в Карнасуварне (Karṇasuvarṇa) – то же самое, 50 храмов, посвященных божествам, против 10 монастырей [21А]. Люди в Камарупе (Kāmarūpa) не были последователями учения Будды; во времена приезда Сюань Цзана, там не было ни буддийских храмов, ни монастырей. Тамошний правитель Кумара (Kumāra), хотя и дружелюбно встретивший паломника, не был буддистом по вере [22А].

Руины монастырского комплекса Наланда в штате Бихар, Индия.
Источник: www.wikipedia.org

Штат Орисса (Orissa), по-видимому, был процветающим центром буддизма [23А], однако примыкающая к нему область Коньйодх (Konyodh), или Конгодх (Kongodh), расположенная вокруг озера Чилка (Cilkā), была лишена следов присутствия там учения. В Калинге (Kaliṅga) было некоторое количество «учеников [7П] школы Стхавира, придерживавшихся воззрений Махаяны (Mahayanist Sthāvira), и десять относящихся к этой школе монастырей, против многочисленных приверженцев еретических течений и 100 храмов, посвященных божествам. Наиболее же всего процветал джайнизм» [24А].

На юге [25А] буддизм, похоже, терял твердую почву под ногами еще до подъема движений шиваизма и джайнизма. Большинство монастырей в Дханьякатаке (Dhānyakaṭaka) было покинуто, тогда как храмы, посвященные божествам, превосходили числом сотню, принимая у себя тысячи последователей. Сходным образом и в стране Чола (Cola) «буддийские монастыри лежали в руинах», и только в нескольких сохранившихся было немного монахов, однако их (монастыри) превосходили числом несколько десятков храмов, посвященных божествам, также многочисленны были ниргрантхи [8П] (nirgrantha). На земле дравидов (Draviḍa) влияние джайнов направления дигамбара было несколько слабее, чем буддизма. В Малакуте (Malakūṭa) на южной оконечности (вероятно, это территория штатов Траванкор и Кочин), были «остатки старых монастырей», число же монахов было очень малым в сравнении с числом джайнов и представителей других религиозных течений [26А].

То же самое явление упадка обнаруживается и в западной Индии. В Качче (Kaccha), Сурате (Surat), Удджайне (Ujjain) и Махешварапуре (Maheśvarapura), – повсюду не буддисты превосходили числом буддистов, тогда как в Гурджаре (Gurjara) буддизм практически полностью исчез. В Читторе (Cittor), который находился в провинции Раджапутана [9П] (Rājapūtānā), большинство людей было не буддистами. По поводу упадка буддизма в Синдхе (Sindh) уже было упомянуто выше [27А].

Не только Сюань Цзан, но и И Цзин тоже подводит нас к заключению, что «учение Будды день ото дня становится все менее распространенным в мире» [28А]. Он просит людей стать более внимательными, но тщетно: уже и при нем положение буддизма все более ухудшалось. Его записи, свидетельствующие об этом ухудшении, полны неподдельного сожаления: «Когда я сопоставляю то, что повидал в дни своей молодости с тем, что вижу сегодня, на склоне лет, то теперь всё совсем по-другому, и нам выпало быть тому свидетелями, и нужно надеяться, что все мы будем более внимательными в будущем» [29А].

Однако, как показывает история буддизма в Индии после 7-го века н.э., буддисты не стали «более внимательными», и надеждам И Цзина не суждено было сбыться, поскольку учение Шакьямуни (Śakyamuni) продолжило дальнейшее угасание вплоть до полного своего исчезновения из Индии. То, что было «совсем по-другому» явилось ничем иным, как состоянием упадка буддизма в седьмом веке н.э.

Предлагаемый ниже обзор должен послужить иллюстрацией к тому состоянию упадка буддизма, в котором он пребывал в Индии в течение этого периода.

Руины монастыря Ратнагири в штате Орисса, Индия.
Источник: www.populartemplesofindia.blogspot.ru

Некоторые современные авторы обнаруживают признаки упадка буддизма, возводя его к седьмому века н.э. Так, П.Ч. Багчи придерживался мнения, что упадок буддизма «начался с седьмого века н.э.», и «внутреннее вырождение веры становится явственным с 7-го века н.э» [30А]. Подобным же образом и Р.Ч. Митра исходя, вероятно, более всего из свидетельства китайских путешественников [31А], пишет об упадке буддизма в Индии, возводя его к седьмому веку н.э. И все же представляется, что упадок буддизма в Индии начался существенно раньше; на самом деле это был уже давно идущий процесс, медленный, но непрерывный, истоки которого, уходят, похоже еще на несколько веков в прошлое. Поэтому неразумно было бы определять какой-то конкретный момент времени в качестве начала упадка. С другой стороны, можно было бы проследить процесс упадка, начиная с гораздо более раннего периода истории буддизма. В данной работе предлагается обозначить этот ранний этап упадка; кроме того, здесь представлено подробное исследование процесса упадка в течение выбранного периода времени.

В связи с этим интересно отметить одну поразительную особенность, касающуюся буддийской традиции, а именно, наличие в ней пророчеств, касающихся того, как долго просуществует учение Будды. В контексте исторического исследования, посвященного упадку буддизма, едва ли возможно переоценить уместность и значимость рассмотрения этой стороны буддийской традиции, сохраненной в древних и средневековых индийских, сингальских, тибетских и китайских источниках, относящихся как к Махаяне, так и к Хинаяне. Начать хотя бы с предания, сохранившегося, собственно, в Палийском каноне. Сказано, что из-за принятия в монашескую общину женщин Будда предрек сокращение времени жизни учения на пять столетий:

«Ананда, если бы женщины не получили разрешения оставлять дом и вступать на путь бездомности, следуя учению и дисциплине, провозглашенным Татахагатой, то тогда, Ананда, подлинное учение сохранялось бы неискаженным тысячу лет. Но поскольку, Ананда, женщины получили разрешение оставлять дом и вступать на путь бездомности, следуя учению и дисциплине, провозглашенным Татахагатой, то постольку, Ананда, подлинное учение не сохранится столько времени, лишь пять сотен лет теперь будет сохраняться подлинное учение» [32А].

Основная мысль этого отрывка в том, что подлинное учение (saddhamma) начнет претерпевать свой упадок через пятьсот лет после Будды, то есть примерно в первом столетии н.э.

Эта древнее предание находит поддержку у тибетского историографа Будона Ринчендуба [10П].

Цитируя один древний текст, – «Сутру благодарности Будды» (The Sūtra of the Gratitude of Buddha), – он говорит, что «согласно пророчеству, содержащемуся в этом тексте, если Благословенный дозволит женщинам вступать в общину, то Высшее учение прекратит свое существование на 500 лет раньше (чем было бы в противном случае)».

Будон так же приводит выдержки из некоторых других, более древних произведений, из которых можно предположить, что учение просуществует тысячу лет. Об этом говорят такие тексты, как «Виная-кшудрака» (Vinaya-kṣudraka), «Абхидхармасутра» (Abhidharmasūtra) и «Абхидхармакоша-вьякхья» (Abhidharmakoṣa-vyākhyā). Согласно сутре «Бхадракалпика сутра» (Bhadrakalpikasūtra), «истинное учение просуществует 500 лет, а в последующие 500 лет от него останется только напоминание» [33А].

Изображение Будона Ринчендуба (слева).
Источник: www.bl.uk

«Тхерагатха» – древнее собрание поэтических строф, сложенных старейшинами, – так же затрагивает тему пророчества об упадке моральных норм среди монахов. В ответ на вопрос о том, какими будут монахи в будущем, Пхусса говорит, что монахи будут преисполнены всеми порочными качествами, такими, как гневливость, ненависть, завистливость, что они будут преступать учение Благословенного и жить без какой-либо дисциплины [34А]. Трудно сказать, к какому именно периоду можно было бы отнести это предсказание; но даже если это период более поздний, все равно, исходя из упомянутого текста «Тхерагатхи» и других подобных отрывков в канонических текстах [35А], можно предположить, что сами буддисты в древности были убеждены в неотвратимости надвигающегося на их веру бедствия.

Известная многим сутра «Раштрапала-париприччха сутра» (Rāṣṭrapāla-paripṛcchā-sūtra) так же содержит пророчество, сделанное, как сказано, самим Буддой, о недостатке нравственности среди монахов и об упадке религии. Это произведение относится к шестому веку н.э. и вполне может отражать положение дел в те времена [39А].

С чувством безысходности Сюань Цзан записывает несколько преданий, бытовавших в Индии в седьмом веке н.э. и явственно намекавших о предстоящем бедствии, которое неотвратимо должно было произойти со священным учением. Два или три из них мы можем воспроизвести здесь, не разделяя доверчивости паломника к рассказам, носящим в той или иной мере вымышленный характер. Эти предания, как уже сказано выше, не являются фактами истории, а лишь дают намеки об историческом ходе событий.

Так, он пересказывает историю о ступе правителя по имени Канишка (Kaniṣka), про которую, как он слышал от людей, Будда предрек, что «когда эта ступа семь раз будет сожжена и семь раз отстроена заново, его учению придет конец». Во времена Сюань Цзана ступа была сожжена четыре раза, так что исполнение пророчества приближалось [37А].

Руины джайнского монастыря в г. Палаккад, штат Керала, Индия.
Источник: www.wikipedia.org

В Бодх-Гае паломник видел изображения Авалокитешвары (Avalokiteśvara), которым было предназначено погрузиться в землю, когда исчезнет буддийское учение. «Изображение в южном углу уже скрылось по грудь» [38А]. В биографии паломника содержится описание зловещего сна, который Сюань Цзан видел однажды ночью, пребывая в Наланде, – о том, что вскоре после смерти Силадитьи Харшавардханы [11П] (Śīlāditya Harṣavardhana) учение Будды постигнет ужасное несчастье, величественные своды монастырского комплекса Наланды окажутся заброшенными, а его великолепные покои превратятся в обиталище водяных буйволов, и что опустошающий пожар превратит в пепел все его постройки, а так же окрестные поселения [39А]. То, что с течением времени сбылись все самые страшные предчувствия из вещего сна Сюань Цзана, подтверждается не только свидетельствами мусульманских завоевателей [40А], но и археологическими раскопками в монастырском комплексе Наланды [41А]. В одном месте своих «Записей о путешествии в западные земли» китайский паломник пишет о предании, согласно которому окончательное исчезновение учения должно произойти в Каусамби. Согласно сутре «Махамая сутра» (Mahāmāyāsūtra), учение должно было исчезнуть через 1500 лет после нирваны Будды [42А].

Нижеследующее обсуждение призвано показать, что к седьмому веку н.э. в нескольких областях страны учение Будды пришло к значительному упадку. Нельзя отрицать, что в отдельных частях Индии оно все еще находилось в процветающем состоянии, и в то время, когда там путешествовал китайский паломник, положение его было весьма благополучным. Однако, так же бесспорно и то, что в целом на большей части Индии буддизм терял свое влияние среди населения перед все расширяющейся и нарастающей волной подъема индуизма, в то время как на юге Индии все более популярным становился джайнизм. Тысячи монастырей по всей территории Индии, от юга до севера и с запада на восток, были заброшены и пришли в упадок прежде, чем подошло к концу седьмое столетие. Различные предания и пророчества, в которых сказано об упадке буддизма, позволяют предположить, что начиная приблизительно с пятого столетия после нирваны [12П], развитие религии шло в тех направлениях, которые в итоге привели ее к упадку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: