Программа кружка
Для детей 5 – 6 лет
«Вместе весело играть…»
(развитие двигательной
Активности через эмоции)
Срок реализации:
Года – 31.05.2016 года
Составитель:
Лысцова Наталья Александровна
музыкальный руководитель I категории
Асбест
2015/2016 учебный год
Пояснительная записка
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
● художественным образованием и воспитанием детей;
● формированием эстетического вкуса;
● нравственным воспитанием;
● развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);
● воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
● созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.
Очень важен креативный принцип в обучении и воспитании, т.е. максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности. Программа базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития дошкольника. Учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:
1.) снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов;
2.) раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;
3.) развитие реальных мотивов:
а) игра и обучение не должны быть из-под палки;
б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;
в) внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя получится, я уверена…»).
Данная программа является интегративной, т.е. содержание занятий по театрализованной деятельности связано с темами занятий таких программ, как: окружающий мир, ознакомление с художественной литературой, развитие речи, конструирование, изобразительная деятельность. Большое количество игр и упражнений находят свое применение на занятиях по математике, ритмике, на музыкальных и физкультурных занятиях.
Цель программы: развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность.
Задачи и методы:
- последовательное знакомство детей с видами театра;
- совершенствование артистических навыков детей;
- работа над речью, интонациями;
- коллективные действия, взаимодействия;
-пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.
Принципы:
- импровизационность,
- гуманность,
- систематизация знаний,
- учет индивидуальных способностей каждого ребенка.
Первые игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в ее организации, на следующем этапе педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании. На занятиях хоро использовать музыкальное сопровождение.
Программа кружка предназначена для детей 5-6 лет и рассчитана на 1 год. Игры-занятия по театрализованной деятельности проводятся один раз в неделю, во второй половине дня; в месяц проходит 4 занятия, а всего за учебный год кружок включает 36 занятий и дополнительно проводится индивидуальная работа с каждым ребенком.
Требования к уровню усвоения программы кружка
К концу года дети должны:
Знать историю театра, театральные профессии, костюмы, атрибуты, театральную терминологию.
Уметь участвовать в театрализованной игре: разыгрывание стихов, песенок, потешек, минисценок, сказок, басен; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, теневой, плоскостной, театр на фланелеграфе, театр игрушки, пальчиковый и другие виды театров, доступные детям).
Иметь представление об изготовлении кукол, игрушек и костюмов.
Предполагаемый результат:
1.) У детей сформирован устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
2.) Дети проявляют творческую активность в исполнении своих ролей в кукольных спектаклях, сценках, сказках.
3.) Дети любят выступать и с удовольствием участвуют в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
4.) Активность родителей составляет 25 %.
Формой подведения итогов работы кружка являются:
- постановка кукольных спектаклей;
- драматизация сказок;
- концерты для младших детей;
- выступления на праздниках;
- проведение концертов для родителей.
Учебно-тематический план для детей 5-6 лет
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Сентябрь Диалогическая и монологическая речь. Спектакль «Вежливые слова». | 25' |
2. | Пантомима «Муравей». | 25' |
3. | Мимика. Диалог «На базаре». | 25' |
4. | Театрализованные игры. Мини-сценка «Листопад». | 25' |
5. | Октябрь Театрализованный праздник «В гостях у Мойдодыра». | 25' |
6. | Пантомимика. Музыкальная игра «Три синички». | 25' |
7. | Инсценирование знакомых произведений. Игра-пантомима «Веселые превращения». | 25' |
8. | Мелкая моторика пальцев рук. Сказка-игра «Кто колечко найдет?». | 25' |
9. | Ноябрь Интонационная выразительность речи. Игра-пантомима «Заячья любовь». | 25' |
10. | Артикуляционный аппарат. Игра «Придумай веселый диалог». | 25' |
11. | Партнерские отношения. Разыгрывание по ролям стихотворения И.Жукова «Киска». | 25' |
12. | Импровизация. Игра «Давайте хохотать». | 25' |
13. | Декабрь Творческая инициатива. Игра-пантомима «Убежало молоко». | 25' |
14. | Фантазия. Игра «Моя Вообразилия». | 25' |
15. | Выразительность речи. Игра «Представьте себе». | 25' |
16. | Скороговорки. Игра –пантомима «Шепот и шорох». | 25' |
17. | Январь Театральные профессии гримера и костюмера. | 25' |
18. | Читоговорки. Театрализованная игра «Загадки без слов». | 25' |
19. | Театрализованное представление. Инсценировка «Надин сон». | 25' |
20. | Театрализованные игры. «Поиграем – угадаем». | 25' |
21. | Февраль Жесты. Игра «Расскажи стихи руками». | 25' |
22. | Викторина «Сами с усами». | 25' |
23. | Викторина «Мой маленький театр». | 25' |
24. | Русский фольклор. | 25' |
25. | Март Инсценировка «Три мамы». | 25' |
26. | Мимические игры. «Передавалки». | 25' |
27. | Разыгрывание мини-сценок. «Лиса», «Зайка», | 25' |
28. | Игры-пантомимы. «Сугроб», «Медвежата», «Воробушки». | 25' |
29. | Апрель Викторина «Игралочка» | 25' |
30. | Сценка «Кузнечик» | 25' |
31. | Разыгрывание ситуации «Не хочу манной каши!». | 25' |
32. | Театрализованная игра «Киска». | 25' |
33. | Май «Театрализованная деятельность» - для младших детей. | 25' |
34. | «Театрализованная деятельность» - для старших детей. | 25' |
35. | «Театрализованная деятельность» - для родителей. | 25' |
36. | Заключительное занятие (подведение итогов). | 25' |
Содержание программы
Содержание программы по развитию творческих способностей у детей через
театрализованную деятельность включает в себя:
● просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
● игры-драматизации;
● упражнения для социально-эмоционального развития детей;
● коррекционно-развивающие игры;
● упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
● задания для развития речевой интонационной выразительности;
● игры-превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;
● упражнения на развитие детской пластики;
● ритмические минутки (лигоритмика);
● пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;
● упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
● театральные этюды;
● отдельные упражнения по этике во время драматизаций;
● подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
● знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит), мизансценой и т.д.
Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее восприятие литературных произведений, тем выше уровень театрального воплощения. Этому способствуют:
- специальное помещение со сценой и зрительным залом;
- костюмы и декорации;
- магнитофон, музыкальный центр, диски, кассеты;
- различные атрибуты к занятиям;
- наличие кукол для театра (наглядный материал) и ширмы.
В работе театрального кружка участвуют дети, воспитатели и родители.
Список литературы
1. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии». – М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. Картушина М.Ю. «Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей». – М.: ТЦ Сфера, 2006.
3. Петрова Т.И. «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду». – М.: Школьная Пресса, 2003.