И организация его разработки




Р Е Ф Е Р А Т

по дисциплине: Менеджмент

на тему: «Понятие стратегии и процессы стратегического планирования»

 

Выполнила: студентка

 

Проверил:

 

Набережные Челны


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Глава 1.СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………...4

1.1. Понятие стратегии………………………………………………………4

1.2. Сущность и преимущества стратегического планирования…………4

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО СТРАТЕГИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………......9

2.1. Основные элементы стратегического плана и организация его разработки……………………………………………………………………......9

2.2.с…..11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…......14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………15

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора це­лей организации и путей их достижения. Стратегическое пла­нирование обеспечивает основу для всех управленческих ре­шений, функции организации, мотивации и контроля ориен­тированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтик­ом, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены чет­кого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обес­печивает основу для управления членами организации. Проецируя все выше написанное на реалии обстановки в на­шей стране, можно отметить, что стратегическое планирова­ние становится все более актуальным для российских пред­приятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями.

Целью работы является определение сущности стратегического планирования и процесс разработки стратегического плана как необходимый элемент существования предприятия.

Задача:

1. Определить преимущества стратегического планирования и основные факторы, ограничивающие его применение;

2. Изучить основные элементы решений руководства, связанных с организацией реализации целей и стратегии предприятия;

3. Пояснить содержание процесса формулирования миссии и целей предприятия.


Глава 1. СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Понятие стратегии

Слово “стратегия” произошло от греческого strategos, “искусство генерала”. Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления. Именно strategos позволило Александру Македонскому завоевать мир.

Стратегия представляет собой детальный комплексный план управленческих действий, предназначенный для того, чтобы обес­печить достижение долговременного успеха предприятия. Раз­работка и выбор стратегии должны обосновываться обширными исследованиями и достоверными данными.

Прежде всего, стратегия большей частью фор­мулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управле­ния. Стратегический план должен обосновываться обшир­ными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эф­фективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса пред­приятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах.[2, с. 275]

1.2. Сущность и преимущества стратегического планирования

 

Стратегическое планирование является инструментом, помо­гающим в принятии управленческих решений при проведении необходимых нововведений и изменений на предприятии с целью достижения желаемого стратегического результата. Процесс стратегического планирования включает четыре основных вида управленческой деятельности: распределение стратегических ре­сурсов, адаптацию деятельности и управления к изменениям внешней среды, внутреннюю координацию работ и организацион­ное стратегическое предвидение.

Распределение ресурсов предусматривает приоритетное обес­печение стратегическими корпоративными ресурсами (фонды, Дефицитные управленческие таланты и технологический опыт) важных направлений деятельности предприятия, определяющих его конкурентную позицию не рынке и успех в длительной пер­спективе.

Адаптация к внешней среде охватывает все действия страте­гического характера, которые улучшают отношения предприятия с его окружением. Деятельность предприятия необходимо адаптировать к благоприятным внешним возможностям и к опасностям (угрозам). Выявление таких возможностей и угроз явля­ется важным элементом процесса стратегического планирования. При этом должны быть определены соответствующие варианты стратегии предприятия с учетом их эффективного приспособле­ния к изменению окружающих условий.

Внутренняя координация включает координацию стратеги­ческой деятельности для отражения (учета) сильных и слабых сторон предприятия с целью достижения эффективной интегра­ции внутренних усилий и возможностей. [2, с. 276]

Организационное стратегическое предвидение предусматри­вает осуществление систематического развития мышления ме­неджеров на осознание ими прошлого опыта стратегического уп­равления предприятием. Эта деятельность направлена на осущес­твление развития стратегического мышления менеджеров и по­вышение их профессионализма. Способность учиться на опыте дает возможность предприятию своевременно скорректировать стратегическую направленность своей деятельности. Роль руко­водителя высшего звена заключается не только в инициировании процесса стратегического планирования, но и связана с приняти­ем конкретных решений по осуществлению, объединению и оцен­ке результатов.

Сущность стратегического планирования заключается в фор­мулировании основных направлений деятельности предприятия (миссии) и показателей его развития на планируемый период (це­лей), определяющих желаемый результат его деятельности в це­лом и в конкретном бизнесе. В рамках стратегического планиро­вания обеспечивается комплексное обоснование проблем, с кото­рыми может столкнуться предприятие, и определяются действий по их разрешению, а также разрабатывается конкретный план управленческих действий (стратегии) по выполнению миссии предприятия и достижению сформулированных целей.

Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы быть целостными в течение длительного периода и одновременно быть достаточно гибкими, позволяющими при необходимости осуществить их совершенствование и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу дея­тельности предприятия на длительный период времени с услови­ем, что постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает коррективы этого плана неизбежными.

Стратегическое планирование создает важные преимущества в организации будущей деятельности предприятия, в том числе:

•обеспечивает подготовку к использованию возможных благоприятных условий для успешной деятельности предприятия;

•позволяет всесторонне проанализировать возникающие (в том числе ожидаемые в будущем) проблемы и угрозы в деятель­ности предприятия;

•улучшает координацию действий в процессе хозяйственной деятельности предприятия по достижению его целей;

•создает предпосылки для развития стратегического мышле­ния и предвидения у менеджерского корпуса предприятия;

•способствует формированию информационной базы для эффективного управления предприятием при реализации стратегии и достижении целей;

•обеспечивает более обоснованное и рациональное распреде­ление ресурсов предприятия и их концентрацию на ключевых направлениях достижения успеха предприятия; [2, с. 277]

Неопределенность рыночной среды является главной объек­тивной причиной, влияющей на возможность формирования дос­таточной информации (данных) о настоящем и будущем состоя­нии предприятия и его среды. Неопределенность поведения среды и соответствующих результатов деятельности предприятия с уче­том ее изменений определяется самой природой рынка. Регулиро­вание отношений предприятия с частью участников рынка для увеличения пределов планирования может осуществляться в рамках определенных стратегических действий. В числе этих действий используются: стратегии вертикальной интеграции, расширение контроля над спросом, создание предпринимательс­ких сетей, установление контрактных отношений и другие дей­ствия. Суть действий в рамках вертикальной интеграции заклю­чается в том, что внешние (рыночные) отношения заменяются внутрифирменными. При этом следует учитывать, что возмож­ности вертикальной интеграции, в свою очередь, ограничены. На­иболее эффективный контроль спроса может обеспечить эффек­тивная маркетинговая деятельность на предприятии. Ее раз­витие позволяет обеспечить адаптацию предприятия к потреби­тельскому спросу, нуждам и требованиям покупателей. Однако действующие конкурентные силы в отрасли не позволяют уста­навливать полностью контролируемые и устойчивые отношения с потребителями. Контрактные отношения между производите­лем и потребителем являются более надежным способом устранения неопределенности и получения возможности планировать свою деятельность. Смысл заключения контрактных отношений заключается в том, что потенциальный производитель сначала находит покупателя на конкретную продукцию, заключает кон­тракт на ее поставку, а затем (после определенной подготовки) производит и поставляет эту продукцию. Предприятия могут снижать неопределенность внешней сре­ды, используя предпринимательские сети. Эти сети объединяют предприятия, которые экономически заинтересованы друг в дру­ге, на основе гибких взаимоотношений и сотрудничества, осно­ванных на взаимном доверии. От обычных рыночных сделок от­ношения в рамках сети отличаются тем, что они закрепляются не силой закона, а морально-этическими нормами, отношениями до­верия и заинтересованности. [2, с. 278]

Издержки планирования являются одним из наиболее сущес­твенных сдерживающих факторов развития плановой деятель­ности на предприятии. Издержки определяются необходимостью дополнительных затрат на исследования, организацию подразде­лений планирования и привлечение дополнительного персонала. Кроме того стратегическое планирование требует дополнитель­ных затрат времени — наиболее дефицитного и, как правило, ог­раниченного ресурса предприятия.

Масштабы деятельности предприятия и особенности стратегического планирования ограничивают или, наоборот, расширя­ют возможности планирования на предприятии. Важным пре­имуществом масштаба при стратегическом планировании являет­ся использование синергизма интегрированных и диверсифици­рованных корпораций. Это преимущество определяется возмож­ностью более рационального использования потенциала и ресур­сов крупной организации. В состав крупных предприятий входят специальные подразделения планирования. Это существенно об­легчает и стимулирует внедрение стратегического планирования. Небольшим предприятиям сложно проводить широкомасштаб­ную плановую работу. В то же время для них стратегическое уп­равление не менее важно, чем для большого предприятия. Внеш­няя среда такого предприятия хуже поддается контролю и более агрессивна. Поэтому его будущее в большей мере неопределенно и непредсказуемо. Для разрешения этой проблемы возможно ис­пользование знаний и опыта профессиональных консультантов (консультационных компаний) в области стратегического планирования и управления.


Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО СТРАТЕГИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ

2.1. Основные элементы стратегического плана

и организация его разработки

 

Под стратегическим планом предприятия (корпорации) принято понимать совокупность миссии, целей и стратегий их достиже­ния, сформулированных на различных организационных уров­нях управления различными менеджерами. [2, с. 280]

Основными элементами процесса стратегического планирова­ния являются: формулирование миссии и целей предприятия, оп­ределение угроз и новых возможностей внешней среды, оценка сильных и слабых сторон предприятия по отношению к его кон­курентам, анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии предприятия, а также разработка общих направлений (планов, политики), обеспечивающих реализацию стратегии. Учитывая итерационный характер стратегического планирования, необхо­димым элементом этого процесса является оценка реализации стратегии.

Формулирование миссии. Миссия является общей целью предприятия, определяющей причину и назначение его сущест­вования. Миссия определяет бизнес предприятия, обеспечивая направления и ориентиры при формулировании его целей и стра­тегий на различных организационных уровнях. Миссия форму­лируется до начала хозяйственной деятельности предприятия и изменяется в редких случаях при полной переориентации его де­ятельности. Содержание миссии должно отражать:

1. Определение предпринимательской деятельности предпри­ятия, характеризующее главную цель относительно его основных товаров или услуг, предлагаемых рынку (целевому потребителю) с учетом конкретной технологии, которой оно владеет (или которую планирует внедрить).

2. Рабочие принципы предприятия, вытекающие из анализа
угроз и возможностей ее внешней среды, которыми должны руководствоваться все сотрудники при формулировании и реализации целей предприятия.

3. Ценности и культуру предприятия, определяющие его внутренний рабочий климат.

Формулирование миссии должно предусматривать определе­ние и описание концептуальных вопросов перспективного разви­тия предприятия на длительный период. Концептуальные вопросы включают, прежде всего, философию, отражающую взгляды и ценности руководства предприятия, служащие основой создания системы мотивации, внутреннюю концепцию перспективного развития предприятия и внешний образ предприятия, подчерки­вающий экономическую и социальную ответственность перед потребителями, партнерами и обществом в целом. При определении миссии также описываются продукты и (или) услуги, предла­гаемые предприятием, характеристика целевого рынка и общие цели предприятия.

Предприятие представляет собой открытую систему, действу­ющую в конкретной внешней среде, и его главные цели должны отражать взаимодействие с этой средой, обеспечивая ее запросы и требования. Рассматривая миссию с точки зрения определения и удовлетворения основных потребностей покупателя, руководство фактически создает клиентов для поддержки предприятия в бу­дущем. Реализуя определенную предпринимательскую деятель­ность, предприятие должно получать выгоду, достаточную для своего существования и развития, а также приносить доход соб­ственнику предприятия и обеспечивать рост капитала.

Пример. Генри Форд определил миссию компании «Форд» как пред­оставление людям дешевого транспорта. Эта удачная миссия практичес­ки предопределила успех компании. [2, с. 281]

Формулирование целей. Цели предприятия формулируются и устанавливаются на основе его общей миссии и определенных ценностей, на которые ориентируется высшее руководство.

Каждое предприятие индивиду­ально и цели их различны. Однако существуют общие правила и рекомендации по формулированию целей предприятия.

Во-первых, цели должны быть правильно сформулированы. Правильно сформулировать означает, что цели должны отражать основной предмет предпринимательской деятельности предприя­тия (его продукция, услуги) и соответствующие количественные показатели по этому предмету.

Во-вторых, необходимо эффективно довести цели исполните­лям (сотрудникам подразделениям) в форме, обязательной для исполнения на всех уровнях организационной структуры пред приятия. Это означает, что должны быть приняты конкретны управленческие решения, делающие цели обязательными для достижения их всеми сотрудниками предприятия.

В-третьих, для успешного решения конкретных задач по достижению целей предприятия исполнители должны быть обеспечены необходимыми ресурсами, в том числе информацией. При этом необходимую информацию следует рассматривать как важнейший ресурс, определяющий эффективную реализацию целей.

В четвертых, необходимо обеспечить действенные меры сти­мулирования выполнения целей предприятия в соответствии с их важностью и приоритетами. Обеспечение стимулирования рабо­ты исполнителей целей является важным элементом организа­ции успешной деятельности предприятия. [2, с. 286]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: