Начало:
В 1839 году, когда Луи Дагер официально заявил о создании «дагеротипа», Россия уже вовсю интересовалась удивительным новым изобретением. Действительный статский советник, академик Петербургской академии наук Иосиф Гамель направился сначала в Англию, где подробно ознакомился с калотипией Талбота и выслал отчет и пробные фотоснимки в Россию. Оттуда он выехал во Францию, где под руководством Дагера лично сделал несколько снимков. С этого момента фотография в России начинает свое стремительное развитие.
Первые снимки:
Первые фотоизображения в России (фотограммы, листья растений) были сделаны русским химиком и ботаником Ю. Фрицше. Первая дагерротипная съемка в России была произведена весной 1839 года – на пластинке был изображен Исаакиевский собор.
Развитие:
А. Греков внес большой вклад в развитие фотоискусства. Он усовершенствовал способ дагерроскопии, о чем писал заметки в газетах. В России ему принадлежит первенство применения фотографии в полиграфии. (По факту он первый фотопечатник России). В июне 1840 г изобретатель А. Греков открыл первый в России «художественный кабинет» (фотостудию), в которой желающие могли получить дагерротипный портрет «величиною с табакерку». Он выпустил в свет брошюру с описанием метода создания современной фотографии, значительно удешевил дагеротипию, предложив наносить слой серебра на медные и латунные пластины с помощью гальванопластики и сделал ряд других нововведений, значительно облегчавших трудоемкий и порой весьма неприятный для клиента процесс фотографирования.
Сергей Левицкий, служивший в канцелярии графа Строганова. Он окончил юридический факультет и стал чиновником, а увлекшись фотографией, Левицкий посещал лекции в Сорбонне, где познакомился с Дагером. Впоследствии он внес немало новшеств в новый вид искусства: придумал камеру с мехами для удобства наводки на фокус, первым использовал декоративные сменные фоны и ретушь негативов. Его фотоателье в Петербурге представило на суд зрителей великолепную коллекцию портретов выдающихся личностей своего времени. По поручению академика Фрицше сделал на Кавказе несколько фотографий. Левицкий внес много нового в дагерротипию, например, дополнил ее процесс бромированием. В 1851 году участвует в Парижской международной выставке и первым из фотографов мира получает Золотую медаль.
В 1855 году в Москве было издано первое пособие по фотографии. У него было очень длинное название - «Фотография или Искусство снимать совершенно сходно съ природою, въ продолжение нескольких минутъ и въ желаемомъ цветъ, изображенiя, портреты и ландшафты на металлы, бумагу, стекло и камень. Понятное руководство со многими новъйшими открытiями и секретами».
С приходом в фотоискусство цвета в 1861 году на авансцену выходит русский фотограф дома Романовых Сергей Михайлович Прокудин-Горский, подлинный практик цветной фотографии. В 1903 году Прокудин-Горский получает в свое распоряжение специальное оборудование для цветной фотосъемки, созданное лучшими немецкими компаниями. Его фотографии печатаются в форме открыток и книжных иллюстраций, а также проецируются на большой экран прямо с пластины.
В 1887 году в России появляется журнал «Фотографический вестник» (в нем рассказывалось о снимках первых русских фотографов, например, в 1863 г. в нем можно было прочитать о фотографе И. Бианке, снявшем все станции и вокзалы Петергофской железной дороги) и приблизительно в это же время рождается жанр публицистического фоторепортажа. Первопроходцем жанра в России считается нижегородский мастер Максим Дмитриев. Блестящий фотограф, автор многочисленных крупноформатных работ в различных жанрах, Дмитриев обладал блестящей репутацией в Европе, но был часто критикуем на родине за «неуместность» объектов своего творчества. Дмитриев создал целую серию, посвященную голоду в Повольжье, посетил самые засушливые районы и запечатлел страдания людей и ежедневный героизм медсестер и врачей.
История советской фотографии формально начинает отсчет в 1931 году, с выставки сторонников авангардного конструктивизма группы «Октябрь», куда входили новаторы советской фотографии Павел Новицкий, Александр Родченко, Борис Игнатович и многие другие. Параллельно авангардистам возникает пролетарский клан замечательных фотохудожников, включая Якова Халипа, Семена Фридлянда, Макса Альперта, работавших в жанре реализма и стремившихся к созданию унитарного пролетарского фотостиля. В 1950 - 1960-е годы фоторепортаж становится самым ярким течением в советском фотоискусстве. В фокусе художественных объективов – проблемы социального неравенства и мгновения повседневной жизни. Ирония и слезы в жанровых сценах, романтика обыденного и желанная свобода, выраженная в детских портретах. Одним из самых известных фотожурналистов и фотохудожников того времени можно назвать классика советской фотографии Валерия Генде-Роте, автора знаменитого снимка Гагарина, отдающего рапорт Хрущеву и чарующих портретов Софи Лорен, посетившей СССР в 1960-е годы. Фотография шестидесятых, в целом, пронизана психологизмом, дышит любовью к человеку и отличается вниманием к деталям. Это работы Александра Виханского, Игоря Гневашева, Григория Дубинского и целой плеяды талантливых фотографов.
Дальнейшее развитие фотографии и в России, и в мире, вплоть до цифровой эры, знаменуется не только усилением реалистических тенденций, но и смелыми экспериментами, влиянием новых технологий и поиском художественных приемов, окончательно превращающих фотографию в отдельное художественное направление.