· Вызвать интерес детей к предметам ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспортные средства.
· Побуждать детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.). Раскрывать разнообразные способы использования предметов.
· Способствовать реализации потребности ребенка в овладении действиями с предметами. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч - синий мяч; большой кубик - маленький кубик). Побуждать детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др.
· Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий (игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр.).
· Напоминать детям название города (поселка), в котором они живут. Вызывать интерес к труду близких взрослых. Побуждать узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, убирает комнату, приносит еду, меняет полотенца и т. д.). Рассказать, что взрослые проявляют трудолюбие, оно помогает им успешно выполнить трудовые действия.
Ознакомление с миром природы.
· Знакомить детей с доступными явлениями природы.
· Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их.
· Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их.
· Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за рыбками в аквариуме; подкармливать птиц.
· Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.).
· Помогать детям замечать красоту природы в разное время года. Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).
Календарно-тематическое планирование НОД по формированию целостной культуры мира (ФЦКМ/ФЭМП)
Дата | Тема | Основные образовательные цели и задачи | Активизация словаря | Планируемые результаты | Примечание |
Сентябрь | Здравствуй, детский сад! | Цель: -учить пользоваться предметами индивидуального пользования (твоя кроватка, твое полотенце, и т.д.) | Группа, спальня, туалет, подушечка, одеяло, полотенце, полотенце, стол, стульчик | Познакомить детей с групповым помещением, в котором находится место для игры, сна (спальня), туалетной комнатой, раздевалкой. | Стр.11 Н.Е. Веракса |
1 неделя | |||||
2 неделя | Наша дружная семья | Цель: формировать у детей представление о семье. Задачи: - обогатить и активизировать словарь по данной теме. Побуждать детей поддерживать беседу; - формировать желание участвовать в совместных играх | Детский сад, воспитатель, дети, друзья | Познакомить детей с понятием «семья», о том что в семье все заботятся и любят друг друга. | Интернет ресурсы |
3 неделя | Любимая игрушка | Цель: Задачи: - при помощи наводящих вопросов воспитателя, описывать игрушку (какая? какой?) - способствовать развитию тактильных ощущений - учить различать игрушку на ощупь. | Твёрдый, мягкий, большой, маленький | Познакомить детей с предметами ближайшего окружения: игрушки | Стр. 33 Н.Е.Веракса |
4 неделя | Встречаем осень | - расширить представления детей об окружающей природе, о времени года –осень; - формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить замечать изменения, происходящие осенью; - воспитывать умение сосредотачивать внимание на тексте; - способствовать бережному отношению к природе. | Осень, пасмурно, листопадоблетают листья, становится холодно, частые дожди и т. д. | Закреплять знания об осенних изменениях в живой и неживой природе, происходящих осенью. Сформировать представление детей об осени: изменениях в природе в осенний период (облетают листья, становится холодно, частые дожди и т. д.) | Стр. 56 Н.Е. Веракса |
Октябрь 1 неделя | Что нам осень принесла? (фрукты) | Обогатить словарь детей по теме «фрукты». Формировать устойчивые представления о величине (высокий-низкий), количестве (один, два, много), цвете. Уточнить знания о понятии «половина». Развивать мышление, моторику, зрительное и слуховое сосредоточение, координацию движений, тактильный и вкусовой анализаторы. | Яблоко, груша, апельсин, банан | Дать детям первоначальные знания о фруктах. | Интернет ресурс |
2 неделя | Что нам осень принесла? | - Закрепить впечатления от наблюдений осенних явлений в природе: желтеющая листва, листопад, сбор грибов. - Обогатить детей эмоционально через театрализованную прогулку в лес за грибами. | Осень, грибы, корзинка | Продолжать знакомить детей с осенним временем года. | Парамонова стр.49 |
3 неделя | Домашние животные | - способствовать воспитанию любви к домашним животным - учить сравнивать по величине (большой, маленький) -учить слушать небольшие рассказы - воспитывать у детей добрые чувства по отношению к ним - развивать понимаемую и активную речь, используя описание повадок и звукоподражания голосам животных. | Петушок, курочка, цыплёнок, Гребешок, головушка, крылья, хвост, кукарекает, большой маленький | Познакомить детей с домашними птицами – петушком, курочкой и цыплёнком, с их внешним видом (гребешок, бородушка, крылья и т.д.) и повадками. Расширять представлен идете о домашних животных: все они нуждаются в заботе, их нужно кормить. | Стр.62 Н.Е. Веракса |
4 неделя | Дикие животные | - учить повторять за воспитателем и самостоятельно называть части тела игрушечного медведя - учить при помощи наводящих вопросов воспитателя сравнивать по размеру большого и маленького мишек - учить находить на картинке изображение медведя | Медведь, мишка медвежонок, большой, маленький, коричневый, лапы и т.д. | Познакомить детей с диким животным – медведем, с его внешними признаками. | Стр. 92 Н.Е. Веракса |
Ноябрь | Мой город | Формировать представление детей о родном городе. Закреплять умение соблюдать правила безопасного поведения на улице. Развивать разговорную речь. Воспитывать любовь к родному городу. | Город, улица | Продолжать знакомить воспитанников с достопримечательностями нашего города. | |
1 неделя | |||||
2 неделя | Мой дом, моя улица | -закрепить полученные знания о частях их которых состоит дом; -рассказать, что дома бывают разные; -воспитывать любовь к родному дому; -обогащать словарь детей. | Дом, окно, дверь, крыша, труба, печь. | Продолжать знакомить детей с понятием «Дом» | |
3 неделя | Домашние помощники (посуда) | -Сформировать представления, для чего нужна посуда - рассмотреть посуду - учить по внешним признакам классифицировать посуду и игрушки | Посуда | Сформировать представление о назначении посуды и игрушек | Стр.159-160 |
4 неделя | Домашние помощники (мебель) | - Формировать умение подбирать предметы по тождеству («найди такой – же», «подбери пару»). - Развивать внимание и память в игре. - Развивать интерес к играм - действиям под звучащее слово. - Воспитывать желание слушать авторские произведения. | Названия предметов мебели. | Продолжать формировать знания о предметах ближайшего окружения (мебель). | |
Декабрь | Красавица зима | - Сформировать первые представление детей о зиме: изменениях в природе в зимний период (снег, холодно) - учить отмечать погодные условия, различать сезонную одежду, способствовать запоминанию последовательности одевания на прогулку, развивать внимание, речь, общую моторику. | Холодно, мороз, снег, белый, шуба, колготки, шапка. | Обсуждение времени года, одевание куклы, выполнение движений под музыку. | Стр. 114 Н.Е. Веракса |
1 неделя | |||||
2 неделя | Одежда и обувь | - учить классифицировать одежду и обувь - учить различать одежду по сезону (летняя, зимняя) - учить правильной последовательности одевания одежды - активизировать словарный запас по теме «Одежда» и «Обувь» | Летняя одежда, зимняя одежда | Познакомить детей с элементами одежды. | Стр. 149-150 |
3 неделя | Мастерская Деда Мороза | - Приобщение детей к русской культуре новогоднего праздника, его традициям; - Развитие художественно-эстетического отношения к окружающей действительности, обогащение детских впечатлений, создание атмосферы праздника, вовлечение каждого участника в активный творческий процесс. | Морозный, зимний, белый, пушистый; Дед Мороз, Снегурочка. | Создать представление о празднике Новый год; знакомство со сказочными героями; тематическая прогулка «Прогулка с Дедом Морозом» | Интернет ресурсы |
4 неделя | Новогодняя ёлка | - сформировать первое представление о предстоящем празднике – Новом Годе. - при помощи воспитателя, учить рассматривать ёлку, ёлочные украшения (посмотрите какая…) - учить отвечать на вопросы воспитателя (какого цвета ёлка, что висит на ёлке, какие украшения и т.д.) - развивать внимание, мелкую и общую моторику, восприятие - Активизировать словарь по теме «Новогодний праздник» | Новый Год, праздник, ёлка, ёлочные украшения | Рассматривание ёлочки, называние предметов, игры возле ёлочки. | Стр. 137 Н.Е. Веракса |
январь | Зимние забавы | - формирование и расширение представлений детей о забавах характерных для зимы. - закреплять знания детей о зимних природных явлениях, о зимних забавах | Санки, лыжи, коньки, снежки, ледянки, каток. | Сформировать чёткое представление о зимних развлечениях. | Интернет ресурсы |
1 неделя | |||||
2 неделя | «Птицы зимой" | Учить детей слушать и наблюдать, узнавать и называть птиц: воробья, ворону, различать и называть много и один предмет, воспитывать заботливое отношение к птицам | птицы, клюёт, летает, прыгает, кормушка | Игра «Назови своё имя», Игра «Один – много», рассматривание картины, кормушки | Стр. 116 Н.Е. Веракса |
3 неделя | Транспорт | Закреплять и расширять знания детей о транспорте. Поводить к пониманию обобщенного слова «транспорт», пониманию того, что относится к транспортным средствам: самолет, поезд, автомобиль: к умению пользоваться им в активной речи. | Транспорт: самолет, поезд, автомобиль. | Рассказать о видах транспорта, расширить знания детей. | |
Февраль | Важные профессии | «Моряки и лётчики». Знакомство с военными профессиями- моряки, лётчики. Воспитывать в детях чувства сопричастности с общими праздничными настроениями. | Самолет, пароход, | Стр. 298 | |
1 неделя | |||||
2 неделя | «Кошка и собака обогащение представлений детей о домашних животных | Обратить внимание детей на внешние особенности и повадки наиболее известных им домашних животных кошки и собаки. Активизировать действий детей с образными игрушками (кошка и собака). | Кошка, собака | Познакомить в домашними питомцами и их повадками | Стр. 284 |
3 неделя | Народная игрушка | - Научить подбирать картинки, ориентируясь на величину изображаемых предметов, соотнося их по величине. - Побуждать называть изображения на картинках. - Побуждать к употреблению предложений из 2-3х слов, показывающих ориентированность на величину рассматриваемых предметов. | Большой, маленький | Детям предлагается поиграть с мишей и мишуткой. Мише нужно дать большие предметы. Мишутке предметы меньшего размера | |
4 неделя | Книжная неделя | Открыть ребенку мир словесного искусства, воспитывать интерес и любви к книге; становление детей как будущих читателей. Воспитание у детей способностей и умение эстетически воспринимать произведения литературы; развитие художественно-речевой деятельности детей. | Интернет ресурс | ||
Март 1 неделя | Весна | - Закреплять впечатления детей о весне, признаках весеннего времени года: тает снег, бегут ручьи, появляются первые цветочки, прилетают птицы. - Активизировать и обогащать впечатления детей. | Ручьи, снег, птицы, капель | Формировать представление о весенних изменениях в природе. | Стр 56 Л.В. Абрамова |
2 неделя | «Животные и их детёныши». | - Познакомить детей с животными и их детёнышами. - Расширять представления о них. - Развивать умение сравнивать и делать первые обобщения. | Лошадь- жеребёнок, собака- щенок, кот – котёнок, медведь-медвежонок | Расширение представлений о домашних животных и их детёнышах. | Стр. 340 |
3 неделя | «Большой – поменьше – маленький». | - Продолжать учить детей ориентироваться в трёх предметах: большой, поменьше, маленький. | Большой, маленький | Умение различать предметы по форме и количеству и обозначать их словами: шарик, кубик; много-мало | Занятие № 2 стр 27 И.А. Помораева |
4 неделя | Найди предмет по картинке | 1.Развивать представление детей о предметах. Мебели, посуды, одежды, 2.Учить находить картинки по названию изображений, по показу предмета и наоборот. 3.Закреплять понимание слов обобщающего значения. Мебель посуда одежда. | Мебель, стул, посуда – тарелка, ложка, одежда, платье, брюки. | Дети называют изображения на картинке, затем детям раздаются картинки. Они должны найти такую же картинку, которая показывает воспитатель | |
Апрель 1 неделя | Пернатые друзья | Цель: Формирование представлений о поведении и жизни зверей и птиц зимой. Задачи: Учить узнавать на иллюстрациях птиц. Воспитывать желание помогать птицам зимой, подкармливать их, очищение кормушек от снега. Знакомить с птицами и их повадках, приспособлении к среде обитания | Иллюстрации птиц | Создание познавательног о альбома о птицах Акция «Скворечники птицам» | |
2 неделя | Дружные ребята | Цель: Формирование представления детей о себе, как об активном члене соцуима. Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам. Задачи: Формировать представление детей о друге, дружбе. Формировать представления детей о дружеских отношениях в группе (тепло, уют, любовь со стороны сверстников и взрослых). Формировать доброе заботливое отношение к окружающим | Дружеские отношения. Дружба друг. | Развлечение «Детство- это я и ты». | Стр.409 |
3 неделя | Мир вокруг. Насекомые | Цель: Формирование представления у детей о цветах и насекомых. Задачи: Познакомить детей с первыми весенними цветами, с насекомыми: муравей, божья коровка. Дать представление о труде садовода. Познакомить с комнатными цветами | Божья коровка, кузнечик, бабочка и д.р. | Создание альбома «Цветы и насекомые» | Стр.439 |
4 неделя | Я в мире человек | Рассматривание сюжетных картинок дети в детском саду. | |||
Май 1 неделя | По тропинке сказок | Цель: Чтение знакомых и новых сказок и приобщение к Игры – сказки словесному искусству. Задачи: Продолжать приучать слушать сказки. Доставлять радость от встречи со сказками. Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок | инценировки, чтение любимых сказок | Стр 454 | |
2 неделя | Внимание дорога | Цель: Продолжать знакомить элементарным основам безопасности жизнедеятельности на улице, дома и на природе. Задачи: Закреплять умение в случае необходимости набирать телефонный номер пожарной службы, милиции и «скорой помощи» | «Азбука безопасности» | ||
3 неделя | Мы уже большие | ||||
4 неделя | Разноцветный мир (Чудесный мешочек) | 1.Закреплять и расширять знания детей о предметах и их свойствах, 2.Развивать активный словарь детей | Катается (шар, мяч…), машинка не катается. (кубик…). | Рассматриваются игрушки, выбранные из мешочка при этом педагог обращает внимание как предметы по разному катаются |