Возникновение и развитие психики человека
Изменение среды обитания для высокоразвитых организмов было толчком для изменения принципа приспособления. Теперь выживали не самые сильные, быстрые, с когтями и гребнем на черепе, а группы с совместной деятельностью. Труд оградил стадо от вымирания. Общественный труд породил серьезные изменения в психике человека: глаз стал более заметливым, рука стала и органом познания, внимание становилось произвольным, формировалось внимание к собственной деятельности и, как следствие теоретическое мышление, развивалось предвидение и планирование и инструмент планирования - язык и многое другое. Все это произошло революционным путем. Совместная деятельность укрепила способность подражать, способность к невербальному общению, способность к кооперации и передаче опыта. Результатом всех этих изменений явилось развитие сознания и деятельности
Развитие психики человека
Развитию психики человека способствовали три основных достижения человечества:
1) появление орудий труда, с помощью которых человек получил возможность не только воздействовать на окружающую среду, но и глубже познавать ее;
2) производство предметов материальной и духовной культуры, передававшихся и воспроизводившихся из поколения в поколение, и, как следствие, передача способностей, знаний и умений по наследству;
3) возникновение языка и речи, которые дали возможность записывать, хранить и воспроизводить информацию, а также управлять своими познавательными процессами.
Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens – человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека.
Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.
В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции. Единство высших психических функций образует сознание человека.
Инстинкт – это видовой опыт (не индивидуальный), он генетически заданный, врожденный.
Навык – это индивидуальный опыта, это гибкое приспособление к условиям среды. Это целостное представление о поведении.
Разница между навыком и интеллектом, навык вырабатывается постепенно, интеллектуальный акт свершается внезапно.
Индивидуальное развитие психики человека
Таким образом, психика появилась как результат противоречий между усложняющимися условиями обитания организмов и необходимостью выживания, приспособления. Из всего вышесказанного мы можем выделить четыре основных уровня развития психики живых организмов: раздражимость, чувствительность (ощущения), поведение высших животных (внешне обусловленное поведение), сознание человека (самодетерминированное поведение).
Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Но человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происходят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида (онтогенеза). Поэтому процесс формирования сознания строго индивидуален, обусловлен как особенностями социального развития, так и генетической предрасположенностью.
Современная отечественная психологическая наука решая проблему развития психики, считая человека существом биосоциальным, рассматривая действия двух факторов в единстве, исходя из материалистического понимания психики как свойства мозга, заключающегося в субъективном отражении объективного внешнего мира.
Индивидуальное развитие психики называется онтогенезом.
Онтогенез – индивидуальное развитие чего-либо (в частности, психики).
К биологическому фактору относятся наследственность и врожденность, т.е. то, с чем появляется младенец на свет. Прежде всего по наследству он получает человеческие особенности строения нервной системы, головного мозга, органов чувств; физические признаки, общие для всех людей, среди которых важнейшее значение имеют прямолинейная походка, рука как орган познания и воздействия на окружающий мир, особое человеческое строение речедвигательного аппарата и др.
О значении наследственных задатков свидетельствуют многочисленные факты раннего проявления у детей специальных способностей, например к изобразительному искусству, музыке.
Человек как личность так же формируется под определяющим воздействием социальной среды. Среда как фактор психического развития — понятие сложное, многогранное, включающее и природные, и социальные влияния на психическое развитие.
Отечественные психологи, признавая значение наследственности и утверждая определяющую роль социальной среды в психическом развитии ребенка, подчеркивают, что ни среда, ни наследственность не могут оказать влияние на личность вне ее собственной активности. При реализации своей активности человек будет испытывать влияние окружающей среды, и лишь при этом условии проявятся особенности его наследственности. По существу, в активности ребенка обнаруживается и биологическое, и социальное в их единстве.
Монографии, посвященные анализу основных, ведущих типов деятельности в онтогенезе, в особенности книги Майи Ивановны Лисиной (1929 - 1983), Василия Васильевича Давыдова (1930 - 1998), Даниила Борисовича Эльконина(1904-1984) и др., стали достоянием мировой науки. Понятие ведущей деятельности так же раскрыто в трудах А.Н.Леонтьева. Каждому возрастному периоду, подчеркивает ученый, соответствует конкретный вид деятельности, который влияет на развитие и формирование всех черт личности ребенка и ее познавательных возможностей, характерных именно для этого периода. В этом виде деятельности происходит формирование новой ведущей деятельности, определяющей следующий этап возрастного развития. В процессе ведущей деятельности ребенка возникают новые отношения с социальной средой, новый тип знаний и способы их получения, что изменяет познавательную сферу и психологическую структуру личности.
автор | Чем детерминируется развитие личности | возрастные этапы формирования личности |
Артур Владимирович Петровский | процессом развития группы, в которой она интегрирована и которая доминирует на данной возрастной ступени | - ранний детский (преддошкольный) возраст (0-3), развитие в семье. - детсадовское детство (3-7), - младший школьный возраст (7-11), - средний школьный возраст (11- 15), - старший школьный возраст (15-18). |
Алексей Николаевич Леонтьев | вид деятельности | ♦ новорожденный (от рождения до 1–2 месяцев); ♦ ранний младенческий возраст (от 2 до 6 месяцев); ♦ поздний младенческий возраст (от 6 до 12–14 месяцев); ♦ преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет); ♦ дошкольный возраст (от 3 до 7 лет); ♦ младший школьный возраст (от 7 до 11–12 лет); ♦ подростковый возраст и начало юности (от 13–14 до 17–18 лет). Опираясь на классификацию А. Н. Леонтьева, можно выделить 10 этапов онтогенеза психики человека. |
Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина | Ведущая деятельность | Эпоха раннего детства (до 3 лет). - Младенческий - Раннее детство Эпоха детства (3-11 лет). - Дошкольный возраст - Младший школьный возраст Эпоха подростничества (11-17 лет) - Подростковый возраст - Юношеский возраст |
З. Фрейд | преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам либидонозной, или сексуальной, энергии. | 1. Оральная стадия (0-1 год). 2. Анальная стадия (1-3 года) 3.Фаллическая стадия (3-5 лет) 4.Латентная стадия (5-12 лет) Генитальная стадия (12-I8 лет) |
Л.С. Выготский, | движущая сила психического развития - обучение. |