Нормотворческий процесс
Нормотворчество – составной элемент правотворчества (процесс формирования правовых явлений, совершения правовых действий, обеспечение защиты прав и т.д.)
Правотворчество:
- Нормотворчество (нормотивистская теория, Романо-германская ПС)
- Законотворчество (законодательный процесс)
- Правовые доктрины (научно-доктринальная деятельность (принципы, цели, правовая идеология, ценность права))
Как – юридическая техника – изучает механизм правотворчества
Юридическая техника – это совокупность приёмов и способов регуляции общественных отношений в правовом поле. Это правовое явлений имеет технологическую основу. Технология – это механизм совершенствования реальной действительности в сфере права. Юридическая техника – набор средств, приёмов, навыков по конструированию правовых явлений, норм и НПА.
Способы – основные направления деятельности
Средства – с помощью чего создаются нормы
I стадия нормотворчества
- Нормотворческая идея
- Нормотворческая концепция
- Сопроводительное обеспечение законопроекта
Законодательная инициатива принадлежит ограниченному кругу субъектов:
· Депутат Государственной Думы
· Государственная Дума
· Совет Федерации РФ (но только весь)
· Президент РФ
· Правительство РФ (>90% законопроектов)
· ВАС РФ, ВС РФ, КС РФ
· Референдум (народ)
Идея нормативного акта рождается чаще всего в системе исполнительной власти: министерства, ведомства, агентства, исполнительные органы субъектов, мэрия, правительства субъектов, субъекты экономической деятельности (фирмы, корпорации, банки), общественные организации, МСУ, политические партии и т.д. Но идею закона необходимо обосновать:
- Создание экспертной группы (рабочая группа):
- Управленческая необходимость.
- Анализ правовых основ
- Экономическая эффективность
- Оценка реальной ситуации
- Формирование концепции:
- Структура
- Цели
- Способы реализации
- Анализ структурных элементов законопроекта
- Варианты юридической заготовки: нормативный, свободный, смешанный
Нормативный проект попадает на 1 чтение, если нужен, то утверждается юридическая концепция данного закона и даются рекомендации, потом передаётся в профильный комитет ГД РФ. Все нормы должны быть согласованны (нормы дополняют друг друга), непротиворечивы (однозначное толкование).
2 чтение. Перед ним обязательные депутатские запросы (интерпелляция). Принятие законопроекта в основном и отработка законопроекта (поправки).
II стадия разработки правового документа (НПА)
Каждой сфере общественной жизни должна соответствовать отрасль права
Разработка:
- содержательная части документа
- форма документа (юридические средства)
При наличии концептуальной основы необходимо провести:
- Оценить границы правового регулирования в интересующей сфере общественных отношений:
- Предмет правового регулирования – то на что конкретно направленно правоотношение
- Сфера общественной жизни – объект правового регулирования
- Общие и специальные границы правового регулирования. Общие – недопустимость нарушения естественных законов, соблюдение естественных прав, включая ненарушение конституции и других законов, недопустимость вмешательства в личную жизнь человека, которые не подлежат правовой регуляции.
- В результате необходимо обозначить наиболее важные правоотношения между субъектами права, а так же круг субъектов в данном правоотношении.
- Содержательная часть нормативного акта должна быть обеспечена средствами правового регулирования:
- Права и обязанности субъектов (средства правовой регуляции). Императив и диспозитив. Императив предполагает долженствование и категоричность. Диспозитив – выбор вариантов поведения и субъекты признаются равными
- Цель и задачи
- Компетенция
- Полномочия
- Структура акта:
- Пандектность – деление акта на 2 части со времён римского права (дигесты): общая и особенная. Общая – общие принципы, основные дефиниции, цели, задачи и т.д. Особенная – детальный анализ конкретных норм и, как правило, процессуальный вариант
- Преамбула (введение) – преамбула предшествует введению
- Главы (1 – введение; 2,3 – основное содержание)
- Заключительные или переходные положения
Законность и её соблюдение в юридической технике
Чему не должна противоречить норма права?
- Естественным законам
- Конституции и другим законам
- Нормам морали
В основе всех способов регуляции общественных отношений должен быть поставлен принцип справедливости. Права и свободы одного человека заканчиваются там, где начинаются права и свободы другого. Справедливость – некоторый минимальный набор гарантированных прав и свобод. Мораль – самоограничение. Аналогия права – интуитивные действия на основе знаний права, морали. Аналогия права и аналогия закона обеспечивает законность в юридической технике.
1 определение круга актуальных вопросов
2 разработка гипотезы, диспозиции, санкции, их обоснование по представленным вопросам