Задание №1. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Что из перечисленного не является процессом памяти?
а) воспроизведение;
б) переключение;
в) сохранение;
г) запоминание.
2. Произвольное запоминание характеризуется:
а) длительностью сохранения информации;
б) сознательно поставленной целью запомнить необходимую информацию;
в) значительным объемом запоминаемой информации;
г) легкостью воспроизведения нужной информации.
3. Долговременная память:
а) обладает ограниченной емкостью;
б) более развита у детей;
в) обладает практически неограниченной длительностью;
г) все ответы верны.
4. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением затруднений и требующее усилий и старания, - это:
а) узнавание;
б) представление;
г) реминисценция;
д) припоминание.
5. При извлечении информации из памяти всегда легче:
а) вспомнить отдельный элемент;
б) распознать элемент информации среди предъявленных других;
в) вспомнить весь информационный объем;
г) ответить на прямые вопросы.
6. «Эффект края» - это:
а) повышение продуктивности запоминания конца ряда;
б) повышение продуктивности запоминания начала ряда;
в) повышение продуктивности поминания в начале и в конце ряда;
г) все ответы верны.
7. «Кривая забывания» Г. Эббингауза заключается в следующем:
а) в первые часы или дни после запоминания, забывание происходит
интенсивно, затем замедляется;
б) сразу после запоминания информация стирается немедленно, затем
процесс ускоряется;
в) после запоминания информация стирается равномерно, без ускорения или
замедления;
г) все ответы неверны.
8. Согласно выявленной П.И. Зинченко зависимости, непроизвольное запоминание:
а) является наиболее эффективным, когда включено в какую-нибудь деятельность;
б) может быть эффективнее произвольного, если включено в выполнение какой-нибудь задачи;
в) эффективнее, если задача связана со смысловой переработкой материала, а не с формой;
г) все ответы верны.
9.Человеческой памяти, в отличие от памяти компьютеров, соответствуют следующие особенности (выберите правильные ответы):
а) весь объем материала никогда не запоминается целиком;
б) запоминает строго стандартизованную информацию;
в) весь объем материала может запомниться целиком;
г) процессы восприятия, хранения и обработки информации носят избирательный характер;
д) запоминает нестандартизированную информацию.
Задание №2. Установите соответствие между типами памяти и особенно хорошо запоминаемым материалом.
1. Словесно-логический тип памяти.
2. Наглядно-образный тип памяти.
3. Эмоциональный тип памяти.
А. Абстрактный материал.
Б. Чувства.
В. Зрительные образы.
Задание №3. Проанализируйте следующие утверждения. Какие из них неверны и почему?
1. Механизм кратковременной памяти позволяет информации сохраняться меньше секунды.
2. В случае если требуется на короткое время сохранить информацию, состоящую более чем из 4 элементов, мозг автоматически осуществляет их перегруппировку.
3. Емкость долговременной памяти и длительность хранения в ней информации зависит от важности запоминаемого материала.
4. Информация всегда легче воспроизводится в том же самом контексте, в котором происходило ее запоминание.
5. Мы всегда дольше помним о работе, которую успели закончить.
6. Серьезная проработка материала в течение короткого времени приводит к более эффективному запоминанию, чем длительное его изучение.
7. Всегда легче вспомнить какой-либо элемент прошлого опыта, чем узнать его среди других предъявляемых предметов.
8. Кратковременная память существенно улучшается в возрасте от 5 до 11 лет.
9. Процессы памяти не связаны с процессами мышления.
10. В оперативной памяти информация сохраняется на более длительный срок, чем в кратковременной памяти.
Задание №4. Определите по приведенным фрагментам, о каких видах памяти идет речь. Какиепризнакинаэтоуказывают?
1. Б. Спиноза говорил: «...всякий переходит от одной мысли к другой, смотря по тому, как привычка расположила в его теле образы вещей. Солдат, например, при виде следов коня на песке тотчас же переходит от мысли о коне к мысли о всаднике, а отсюда — к мысли о войне и т.д. Крестьянин же от мысли о коне — к мысли о плуге, поле и т.д., точно так же всякий от одной мысли переходит к той или другой сообразно с тем, привык ли он соединять и связывать образы вещей таким или иным способом».
2. Марсель Пруст в романе «В поисках утраченного времени» описывает эпизод, когда он, обмакнув кусочек бисквита в чай, отправил его в рот. В момент, когда кусочек коснулся нёба, он испытал восхитительное и необычное чувство: настоящее со всей его скучной угрюмостью исчезло, а вкусовое ощущение потянуло за собой цепочку образов счастливого детства: «Вдруг в моем уме всплыла давняя картина. Вкус этот был тот же самый, что и у маленького кусочка бисквита, которым по воскресным утрам в Комбрее... угощала меня моя тетка Леони, после того как она обмакивала его в свой-настоенный на травах чай». Длинное поэтическое описание своих воспоминаний Пруст закончил знаменитой фразой: «Весь Комбрей и его окрестности, все, что имеет форму и объем, город с его садами — все выплеснулось из моей чашки чая».
Задание№5. Какие механизмы памяти определяют поведение героев следующих ситуаций?
1. В рассказе А. П. Чехова «Лошадиная фамилия» говорится о том, что исчезнувшая из памяти фамилия Овсов всплыла снова, как только доктор напомнил о продаже овса.
2. В фильме «Огни большого города» герой Ч. Чаплина спасает пьяного миллионера от самоубийства. Всякий раз, когда миллионер в пьяном виде встречает Чарли, он обходится с ним как с лучшим другом и приглашает к себе в гости, но трезвея под утро, он видит в Чарли лишь незваного гостя и быстро выставляет его за дверь.
3. Вспоминая о событиях, свидетелем которых он был, человек с расистскими взглядами склонен будет указать на «инородца» (негра, китайца, чеченца), сексуально озабоченный человек будет во многом видеть сексуальную агрессию, а человек с тревожно-мнительным характером будет убежден, что «так и должно было случиться».
4. Персонаж рассказа А. П. Чехова «Мальчик» девочка Маша, взглядывая на другого героя, Чечевицына, задумывалась и говорила со вздохом: «Когда пост, няня говорит, надо кушать горох и чечевицу». Или вспоминала при этом: «А у нас чечевицу вчера готовили». (По О. В. Турусовой)
Домашнее задание:
1. Прочитать в учебнике Дубровиной «Психология» главу по теме «Внимание»
2. Выписать в тетрадь:
· Определение внимания
· Его функции
· Виды +по 1 примеру из жизни к каждому виду
· Свойства с расшифровкой +по 1 примеру из жизни к каждому свойству