План:
1. Особенности средневекового мировоззрения
2. Патристика
3. Схоластика
4. Номинализм и реализм
Особенности средневекового мировоззрения
Все вопросы решались с точки зрения теоцентризма, креационизма, провиденциализма
Теоцентризм (theos – Бог) – источник и причина всего Бог. Он центр мироздания, активное и творящее начало.
Креационизм (creatio – создание сотворение) – Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, пребывающую в постоянном изменении
Провиденциализм (providentia – провидение) - всеми мировыми событиями, историей и поведением отдельных людей управляет божественное провидение, Бог.
Основные черты философии
Тесная связь со Священным писанием, которое является универсальной парадигмой философского знания о Боге, мире, человеке и истории.
Символический характер культуры, где каждый религиозный образ предстает как многозначный символ священной и человеческой истории
Средневековая философия основана на традиции, преемственности, консерватизме, ей чужд скептицизм
Дуализм божественного и человеческого, небесного и земного
Философия лишилась статуса самостоятельной области знания, обрела форму религиозной философии, стала служанкой богословия.
Патристика
ПАТРИСТИКА (pater – отец) - совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви» и их коментарии.
Августин Блаженный Аврелий (354-430 гг.) - христианский теолог и философ, один из Отцов христианской церкви, родоначальник христианской философии истории.
Авторитет и влияние Платона.
Царство дьявола – государство — это царство греха.
Царство Бога – церковь, основана на любви к Богу.
Церковь (” Град Божий”) и государство противопоставлены друг другу: государство основано на любви человека к самому себе, на эгоизме.
Высшее блаженство – счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины
История человеческого общества знает начало, имеет смысл и предполагает свой финал. Глобальный смысл истории заключается в победе христианства во всемирном масштабе.
Бог – вне материальный Абсолют, соотнесенный с миром и человеком как своим творением. Он сверхприроден.
Судьба – промысел Божий.
Время есть мера движения и изменения.
Все сотворенное Богом – добро.
В диалектике бытия трудно разобрать что добро, а что зло.
Схоластика
Схоластика (shola – школа) – направление в средневековой философии, сторонники которого стремились к рациональному познанию бытия Бога.
Центральный вопрос – о соотношении знания и веры, веры и разума. Считалось, что истина уже дана в библейских текстах и необходимо правильно истолковать их.
В рамках схоластического мышления сочетались догматические предпосылки с рационалистической методикой.
Особым вниманием пользовалась формально-логическая проблематика.
Фома Аквинский (1225-1274 гг.) – итальянский философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, основатель томизма, канонизирован католической церковью.
Связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля и интерпретировал его идеи согласно Священному писанию, поставив веру выше разума.
Форма – целевая причина образования вещей. Бог – чистая форма.
Вещь существует одновременно вне нас в своем бытии и внутри нас в качестве образа.
Сформулировал пять доказательств бытия Бога.
Индивидуальность – единство души и тела.
Человек общественное существо.
Номинализм и реализм
Основная проблема – проблема универсалий т.е. природы общих имен или понятий.
Обладают ли понятия самостоятельным бытием или они – всего лишь имена для обозначения единичных вещей.
НОМИНАЛИЗМ - универсалии не существуют реально, независимо от человека. Они существуют лишь в человеческом разуме, в мышлении.
Номиналисты (Беренгер, Росцелин, Абеляр) отрицали не только наличие общего в конкретной единичной вещи, но и его существование «до вещи». Существует только индивидуальное, и только оно может быть предметом познания.
Универсалии - суть только имена вещей, и существование их сводится лишь к колебаниям голоса (Росцелин).
Универсалии реально не существуют. Это только множество индивидов, обозначенных одним общим именем, словом (Пьер Абеляр).
РЕАЛИЗМ - Подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире.
Универсалии (общие понятия, роды) существуют независимо от мысли, реально в виде некой сущности, независимо от человека.
Иоанн Скот Эриугена, Фома Аквинский, основываясь на положениях Аристотеля о том, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, сформулировали концепцию о трех видах существования универсалий:
«до вещей» - в божественном разуме,
«в самих вещах» как их сущность, или форма и
«после вещей», т.е. в человеческом разуме как результат обобщения и абстракции.
Крайний реализм - общее существует только вне вещей (Ансельм Кентерберийский).
Церковь приняла умеренный реализм Фомы Аквинского, а номинализм Росцелина был осужден еще на Суассонском соборе в 1092 г.
Контрольные вопросы для закрепления:
1. Объясните термин «патристика».
2. Объясните термин «схоластика».
3. Как Августин объяснял время и пространство?
4. На труды какого философа опирался Августин?
5. На труды какого философа опирался Ф. Аквинский?