Система финансового контроля и ее основные звенья.




Организация системы финансового контроля

• Система финансового контроля и ее основные звенья

• Государственный финансовый контроль, его основные задачи и функции

• Органы, осуществляющие государственный финансовый контроль, их задачи и функции

 

Система финансового контроля и ее основные звенья.

Система организации финансового контроля состоит из трех основных звеньев:

- государственный финансовый контроль,

- негосударственный аудиторский контроль (независимый аудит)

- общественный контроль. (слайд 2)

Государственный финансовый контроль делится на общегосударственный, бюджетно-финансовый и ведомственный.

Общегосударственный финансовый контроль направлен на все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности. Он осуществляется органами государственной власти и государственного управления общей компетенции (например, прокуратура), а также специальными контрольными органами, основной функцией которых является государственный финансовый контроль (например, налоговые органы).

Объектом общегосударственного контроля является, прежде всего, соблюдение финансового законодательства и финансовых интересов государства. Общегосударственный финансовый контроль включает налоговый, таможенный и валютный контроль.

Налоговый контроль возлагается на налоговые службы — Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и его подразделения на местах.

Таможенный контроль осуществляют специальные органы — Государственный таможенный комитет и его подразделения.

Валютный контроль проводят органы валютного регулирования. В Республике Беларусь это Национальный банк.

Общегосударственный финансовый контроль реализуется такими органами, как Комитет государственного контроля Республики Беларусь (Департамент финансовых расследований, Департамент финансового мониторинга), Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Министерство экономики, Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Национальный банк, Национальный статистический комитет, Государственный таможенный комитет и др.

2. Ведомственный финансовый контроль - осуществляется контрольно-ревизионными управлениями (отделами) министерств и ведомств в отношении подотчетных им предприятий, организаций и учреждений. Ведомственный финансовый контроль регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 22 июня 2010 г. № 325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь».

В соответствии с Указом государственные органы и иные государственные организации, республиканские государственно-общественные объединения, структурные подразделения этих государственных органов и объединений, подчиненные этим органам и объединениям организации, осуществляют в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. N 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь", контроль за соответствием требованиям законодательства деятельности, осуществляемой подчиненными или входящими в их состав (систему) организациями, нотариальными конторами (ведомственный контроль).

Для осуществления ведомственного контроля в контролирующих органах могут создаваться структурные подразделения с правом юридического лица либо без права юридического лица (ведомственные контрольные службы).

В рамках осуществления ведомственного контроля плановая проверка одной подведомственной организации, в том числе ее обособленных подразделений, может быть проведена не чаще одного раза в два календарных года независимо от количества контролирующих органов, уполномоченных на ее проведение.

При отсутствии в контролирующем органе ведомственной контрольной службы руководителем этого контролирующего органа определяется структурное подразделение, координирующее выполнение функций ведомственного контроля контролирующим органом.

Внутрихозяйственный финансовый контроль, проводимый финансово-экономическими службами субъектов хозяйствования (бухгалтерия, финансовый отдел и т.д.) и направленный на непрерывное наблюдение за эф­фективностью финансовой деятельности, выявле­ние внутренних резервов, обеспечение сохранности де­нежных и материальных средств, устранение причин и ус­ловий, порождающих хищение и бесхозяйственность.

Правовой базой данного вида финансового контроля яв­ляется Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. «О бухгалтерском учете и отчетности».

Внутрихозяйственный контроль во многом зависит от главного бухгалтера, который назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации в соответствии с ее учредительными документами.

В компетенцию главного бухгалтера входят:

- постановка и ведение бухгалтерского учета в организации;

- формирование учетной политики организации;

- составление и своевременное представление отчетности организации и др.

При осуществлении своих функций бухгалтер подчинен непосредственно руководителю предприятия (учреждения).

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем предприятия (организации) и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Денежные и расчетные документы без подписи главного бухгалтера (лица, им уполномоченного) считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. В случае возникновения разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по вопросам совершения отдельных хозяйственных операций документы по ним должны быть приня­ты к исполнению главным бухгалтером по письменному распоряжению руководителя этой организации, который единолично несет всю полноту ответственности за последствия таких операций.

 

Независимый финансовый контроль – это контроль, осуществляемый независимой организацией от своего имени на объектах, не находящихся в подчинении контролирующего органа. Он осуществляется системой аудита. Регулируется Законом РБ от 12 июля 2013 г. «Об аудиторской деятельности», постановлением СМ РБ от 18 декабря 2013 г. №1098 «О некоторых вопросах аудиторской деятельности» и др.

Согласно ст. 2 Закона аудиторская деятельность — предпринимательская деятельность по оказанию аудиторскими организациями, аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей (далее — аудиторы — индивидуальные предприниматели), аудиторских услуг.

Аудитор оказывает аудиторские услуги в качестве работника аудиторской организации (работника аудитора — индивидуального предпринимателя) или в качестве аудитора — индивидуального предпринимателя.

Слово «аудит» происходит от латинского audio, что означает «он слышит», «слушатель». Это подчеркивает особое доверие во взаимоотношениях аудитора со своими клиентами, внимательность, доброжелательность, заинтересованность в делах клиента, обратившегося за услугами к аудитору.

В экономической литературе имеется много определений аудита, одни из них закреплены в официальных нормативных документах, как международных, так и национальных, другие определения даются специалистами в области аудиторской деятельности.

Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность по оказанию аудиторскими организациями, аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, аудиторских услуг.

Аудит согласно Закону «Об аудиторской деятельности» не подменяет государственного контроля финансовой и хозяйственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя, осуществляемого в соответствии с законодательством. Согласно этому же Закону аудитором является физическое лицо, имеющее высшее экономическое и (или) юридическое образование и стаж работы по соответствующей специальности не менее 3 лет, а также отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

Аудитор имеет право осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.

Для осуществления аудиторской деятельности в качестве аудитора — индивидуального предпринимателя необходимо наличие стажа работы аудитором в аудиторской организации (у аудитора — индивидуального предпринимателя) или руководителем аудиторской организации не менее 3 лет из последних пяти.

В штате аудиторской организации должно состоять не менее 5 аудиторов, для которых данная организация является основным местом работы.

Аудиторская организация осуществляет аудиторскую деятельность и оказывает связанные с аудиторской деятельностью профессиональные услуги только с привлечением работников, состоящих в штате данной организации.

Руководителем аудиторской организации может быть аудитор, имеющий стаж работы аудитором в аудиторской организации (у аудитора - индивидуального предпринимателя), руководителем аудиторской организации или аудитором - индивидуальным предпринимателем не менее 3 лет из последних пяти.

Дополнительными требованиями к аудиторской организации, проводящей обязательный аудит годовой консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации, составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), являются:

♦ наличие на сайте аудиторской организации в глобальной компьютерной сети Интернет информации о своей деятельности 

♦ наличие в штате аудиторской организации не менее двух аудиторов, имеющих дипломы (сертификаты), подтверждающие знание МСФО и Международных стандартов аудита, по перечню таких дипломов (сертификатов), определяемому Министерством финансов Республики Беларусь.

Требования к аудиторским организациям, осуществляющим аудиторскую деятельность в банках, банковских группах, банковских холдингах, порядок проведения оценки соответствия таким требованиям, а также порядок согласования аудиторской организации для проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности банков и годовой консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности о деятельности банковской группы, банковского холдинга устанавливаются Национальным банком Республики Беларусь.

Аудиторские организации и (или) аудиторы — индивидуальные предприниматели в целях координации своей деятельности, а также представления и защиты своих имущественных интересов могут создавать аудиторские объединения в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Аудиторские объединения вправе:

♦ представлять интересы своих членов в государственных, общественных и международных организациях;

♦ устанавливать обязательные для соблюдения своими членами внутренние правила аудиторской деятельности, а также кодекс профессиональной этики аудиторов, определяющий свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности;

♦ вносить предложения о совершенствовании порядка аттестации на соответствие квалификационным требованиям лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата аудитора;

♦ участвовать через своих представителей в работе методологического совета по аудиторской деятельности; 

♦ обобщать опыт работы аудиторских организаций, аудиторов — индивидуальных предпринимателей, разрабатывать рекомендации по выполнению правил аудиторской деятельности и иным вопросам, связанным с осуществлением такой деятельности;

♦ осуществлять внешний контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов - индивидуальных предпринимателей в отношении своих членов в соответствии с уставом и внутренними правилами аудиторской деятельности аудиторского объединения;

♦ осуществлять иные функции, определенные уставом аудиторского объединения.

Аудиторская организация — коммерческая организация, осуществляющая аудиторскую деятельность. В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов, для которых эта организация является основным местом работы.

Аудиторским организациям, аудиторам — индивидуальным предпринимателям запрещается осуществлять иные виды предпринимательской деятельности, кроме осуществления аудиторской деятельности и оказания профессиональных услуг.

Ежегодно проводится обязательный аудит годовой индивидуальной и консолидированной (в случае ее составления) бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь:

- акционерных обществ, обязанных согласно законодательству Республики Беларусь публиковать для всеобщего сведения годовой отчет;

- Национального банка Республики Беларусь;

- банков, банковских групп, банковских холдингов;

- бирж;

- коммерческих организаций, уставные фонды которых частично или полностью сформированы за счет иностранных инвестиций;

- страховых организаций, страховых брокеров;

- резидентов Парка высоких технологий;

- организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц;

- профессиональных участников рынка ценных бумаг;

- иных организаций, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год превышает в эквиваленте 5 000 000 евро по официальному курсу белорусского рубля к евро, установленному Национальным банком Республики Беларусь на 31 декабря предыдущего отчетного года.

Оказание аудиторских услуг осуществляется на основании договора оказания аудиторских услуг.

Аудиторское заключение по результатам оказания аудиторских услуг в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, составляется в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь. В иных случаях требования к аудиторскому заключению определяются условиями договора оказания аудиторских услуг.

Общественный финансовый контроль – осуществляется общественными организациями или определенными органами общественных организаций, а также гражданами. В настоящее время финансовый контроль в форме проведения проверок осуществляют профсоюзы и его организационные структуры, объединения профсоюзов. Граждане при помощи обращений в различные государственные и общественные структуры указывают на факты злоупотреблений в финансовой сфере.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: