Тема. «Деревенская проза» в русской современной литературе: основные представители, проблематика, связь с национальными традициями русской литературы (обзор) .




— 50-60-е гг. XX в. — это особый период в развитии русской литературы. Преодоление последствий культа личности И. В. Сталина, сближение с действительностью, изживание элементов бесконфликтности, как ювелирные камней приукрашивания жизни — всё это характерно для русской литературы этого периода.

В это время заметна особая роль литературы как ведущей формы развития общественного сознания. Это привлекало писателей к нравственной проблематике. Примером этому служит «деревенская проза».

Появление «деревенской прозы» в 1950-х гг. отразило потребность общества вспомнить свои вековые устои, подтвердить нравственный характер законов народной жизни в «деревенской прозе» вопросы нравственности связаны с сохранением всего ценного в сельских традициях: вековой национальной жизни, уклада деревни, народной морали и народных нравственных устоев Тема преемственности поколений, взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, проблема духовных истоков народной жизни по-разному решается у разных писателей

Термин «деревенская проза», включённый в научный обиход и в критику, остаётся спорным Прежде всего, под «деревенской прозой» мы подразумеваем особую творческую общность, то есть это в первую очередь произведения, объединённые общностью тем, постановкой нравственно-философских и социальных проблем. Писатели этого направления стремятся к глубокому психологизму в изображении характеров, к использованию диалектов, местных словечек. На этой почве вырастает их интерес к историко-культурным традициям русского народа, к теме преемственности поколений

Художественная литература о селе, о человеке-крестьянине и его проблемах на протяжении 70 лет становления и развития отмечена несколькими этапами:

1) в 1920-е гг. в литературе были произведения, которые спорили друг с другом о путях крестьянства, о земле. В произведениях И. Е. Вольнова, Л. Н. Сейфуллиной, В. И. Иванова, Б. А. Пильняка, А. С. Неверова, Л. М. Леонова действительность деревенского уклада воссоздавалась с разных идейносоциальных позиций;

2) в 1930-1950-е гг. уже преобладал жёсткий контроль над художественным творчеством. В произведениях Ф. М. Панфёрова «Бруски», «Стальные рёбра» А. А. Макарова, «Девки» Н. И. Кочина, «Поднятая целина» М. А. Шолохова отразились негативные тенденции в литературном процессе тех лет;

3) после разоблачения культа личности И В Сталина и его последствий происходит активизация литературной жизни в стране для этого периода характерно художественное многообразие Художники осознают своё право на свободу творческой мысли, на историческую правду.

Новые черты прежде всего проявлялись в деревенском очерке, в котором ставили острые общественные проблемы. («Районные будни» В. В. Овечкина, «На среднем уровне» А. В. Калинина, «Падение Ивана Чупрова» В. Ф. Тендрякова, «Деревенский дневник» Е. Я. Дороша).

В 1960-е гг. «деревенская проза» выходит на новый уровень. Рассказ «Матрёнин двор» А. И. Солженицына занимает важное место в процессе художественного осмысления народного бытия. Рассказ представляет собой новый этап в развитии «деревенской прозы».

Писатели начинают обращаться к темам, которые раньше были запретными:

• трагические последствия коллективизации («На Иртыше» С. П. Залыгина, «Кончина» В Ф Тендрякова, «Мужики и бабы» Б А Можаева, «Кануны» В. И. Белова, «Драчуны» М. Н. Алексеева и др.);

• изображение близкого и далёкого прошлого деревни, её нынешних забот в свете общечеловеческих проблем, губительное влияние цивилизации («Последний поклон», «Царь-рыба» В. П. Астафьева, «Прощание с Матёрой», «Последний срок» В. Г. Распутина, «Горькие травы» П. Л. Проскурина);

• в «деревенской прозе» этого периода наблюдается стремление приобщить читателей к народным традициям, выразить естественное миропонимание («Комиссия» С П Залыгина, «Лад» В И Белова)

Деревенская проза 1970-1980-х гг. — это не просто книги о сельском жителе, а произведения о русском человеке во всей сложности и трагичности его бытия в XX в, о тех коллизиях, что неизбежно следовали за катаклизмами в русской деревне. Так, многие горожане в эти годы были переселенцами из деревни. Ф. А. Абрамов с полным основанием утверждал, что в этих книгах подняты проблемы «нашего национального развития — исторических судеб». В решении названного круга проблем были задействованы все виды прозаических произведений — от публицистического очерка до романа-эпопеи, все жанры — исторические, социальные, психологические, философские, сатирические, лирические и т. п.

Современная проза не могла пройти мимо событий коллективизации, когда откровенным попранием справедливости, насилием над беззащитными, ложью и демагогией подрывались основы народной нравственности.

Таким образом, изображение человека из народа, его философии, духовного мира деревни, ориентация на народное слово — всё это объединяет таких разных писателей, как Ф. А. Абрамов, В. И. Белов, М. Н. Алексеев, Б. А. Можаев, В. М. Шукшин, В. Г. Распутин, Е. В. Носов, В. В. Крупин и др.

В Г Распутин, размышляя о «деревенской прозе», заметил: «Никогда ещё литература с такой силой не говорила о судьбе человека и о судьбе земли, на которой живёт человек Тревога эта доходит до отчаяния» И действительно, мрачные, поистине трагические интонации возникают в литературе, когда речь заходит об исчезновении сотен и тысяч малых родин, тех самых крохотных деревушек, с которых, по словам Н М Рубцова, когда-то начиналась Великая Русь и которые были повсеместно объявлены неперспективными.

В.Г. Распутин (1937-2015) Нравственные проблемы произведений "Последний срок", "Прощание с Матерой", "Живи и помни", "Пожар".

«В нынешней литературе есть имена несомненные, без которых представить её уже не можем ни мы, ни потомки. Одно из таких имён — В Г Распутин»,— писал И. А. Панкеев. — Его книги — глубокие, мудрые, заставляющие нас думать, делающие нас умнее, добрее, чище. Сам писатель считает, что “у литературы одна цель — помочь человеку, дохнуть на него при чтении книги теплом и добром”. Основа творчества В. Г. Распутина — нравственные начала человеческого бытия. Повесть “Последний срок” (1970) писатель называет “главной из своих книг”. Он приоткрыл завесу над основными темами мировой литературы и искусства: жизнь и смерть, след человека на Земле, материнская любовь.

В.Распутин вошёл в литературу с прирождённым чувством сопричастности людям и миру, создав ряд глубоко трагичных и, одновременно светлых рассказов и повестей. Произведения В. Распутина состоят из "живых мыслей". Как и вся отечественная классика, проза Распутина запечатлевает картину воскресения души человека, утверждая по сути, подвижнический опыт свободы духа в вере, в любви к родной земле и её людям.

Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937года в крестьянской семье.

Детство Валентин Григорьевич провел в деревне Аталанка. Закончив местную начальную школу, он вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского» — 1973). После школы поступил на историко-филологический факультет (Иркутский государственный университет). В студенческие годы он стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» (1961).

В 1965 году Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири В. Чивилихину, который стал «крёстным отцом» начинающего прозаика. С 1966 г. Распутин — профессиональный литератор. С 1967 г. член Союза писателей СССР.

Первая книга Валентина Распутина «Край возле самого неба» вышла в Иркутске в 1966 году. В 1967 году в Красноярске была издана книга «Человек с этого света».

В том же году повесть «Деньги для Марии» была опубликована в иркутском альманахе «Ангара» (№ 4), а в 1968 году она вышла отдельной книгой в Москве в издательстве «Молодая гвардия».

В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора. Он назвал повесть «Последний срок» главной в своей жизни, так как в ней он затронул многие нравственные проблемы и оголил пороки общества. Это и вечный конфликт поколений, и взаимоотношения между членами одной семьи, а также актуальная в наше время проблема пьянства.

Эта повесть целиком посвящена сугубо семейным делам: разлетевшиеся в разные стороны дети вынуждены съехаться вместе, чтобы проводить мать в последний путь. Но провожают они её не так, как хотелось бы матери.

Один из наиболее вдумчивых современных писателей напоминает нам о смерти, и это его право – выбирать себе любую тему. Умирает мать, не только давшая детям жизнь, но и отдавшая им всю себя и ни разу не вспомнившая, что святой обязанностью каждого из её детей является забота о матери. Когда выясняется, что Анна пережила ещё одну ночь, эту новость все воспринимают без радости: все приготовились к встрече со смертью и теперь испытывают что- то вроде разочарования. Это малозаметная, но очень точно схваченная деталь – ещё один штрих к характеристике детей, которые как должное воспринимали материнскую любовь и заботу, но не чувствуют, что находятся в неоплатном долгу перед нею.

Вот братья Илья и Михаил. Один искал счастья в местах, далёких от родной деревни, другой всю жизнь провёл здесь. Встретившись, они не испытывают большой радости; их сближение начинается с того момента, когда они собираются за водкой для поминок; именно она заставляет их сказать первые подобающие моменту слова: «Нет, мать надо проводить как следует, на мать нам жаловаться нельзя».

Также автор поднимает ещё одну важную проблему – проблему пьянства. За бутылкой братья светлеют на какое – то время разумом и додумываются до вещей, которые редко можно услышать и от трезвого человека. Решая вечный вопрос: «Почему пьём?».

Рисуя сложившуюся ситуацию, писатель беспощаден к своим героям. Во – первых, выясняется, что, хотя птенцы и слетелись с смертному ложу матери, чтобы закрыть её уставшие смотреть на белый свет глаза, они в сущности исполняют не вполне понятный им ритуал, в котором могли бы и не участвовать. Во – вторых, они так заняты своими мелкими заботами, что всерьёз хотят, чтобы она скорее умерла и дала им возможность вернуться к их «верёвкам», как выразился Михаил. Но самое тяжкое во всём этом то, что в основе своей это неплохие люди. Что – то непоправимое сотворила с ними жизнь, и они уже сами над собой не властны. Огрубела, очерствела у них душа. Детям Анны никто и никогда не внушал, что почитание родителей есть святой долг каждого живого человека, никто не сказал им этого в детстве, а в более зрелом возрасте и тем более.

Здесь и ещё одна проблема, и опять повёрнутая неожиданной стороной, - связь поколений, одновременно и соседствующих друг с другом, и сменяющих одно другое. Простая цепь умозаключений, на которые наталкивает нас Распутин, выглядит следующим образом: если взрослые дети не научились уважать (не говорю уже – любить) свою мать, то их дети наверняка отойдут от них ещё дальше, и очень не трудно себе представить, что из этого выйдет. Не получая домашнего воспитания, ребенок не видит и настоящей семьи, не видит положительного примера, который мог бы заменить целенаправленное воспитание.

В повести «Последний срок» Распутин уделяет внимание самым разным сторонам жизни своих героев, по преимуществу тем, которые считает определяющими в их судьбе. Но повесть распалась бы без центрального образа старухи Анны. Её жизнь не пройдёт бесследно ни для детей, ни для внуков и правнуков. Дети ещё не осознают этого, но со временем они обязательно вспомнят и её последние дни – и подивятся трезвому уму старой неграмотной женщины, не видавшей ничего, кроме своей деревни, и всё – таки гораздо более мудрой, чем её дети, получившие образование.

Старая Анна умирает потому, что до конца изжила себя, больше у неё нет сил, нет желаний, нет воли к жизни. Спокойно уходя из этого мира, старуха не подводит никаких итогов, не оставляет завещаний и надежд своим детям, не мучается явными и мнимыми грехами, которые не успела искупить.

В повести В.Г. Распутин «Живи и помни» поднимает проблему долга, как перед Отечеством, так и перед семьёй. А также любовь, но это, скорее всего не проблема, а причина, ради которой и происходят все события в повести. Ситуация, созданная в повести «Живи и помни», нужна писателю для того, чтобы человек мог раскрыться со всей возможной глубиной и откровенностью.

До войны главный герой Андрей жил как все – работал, имел семью, любил, никогда не думая об этом, свою деревню, свою избу… Война всё это отняла у него и, не спрашивая его согласия, послать за тридевять земель от родного дома, - и он воевал, был хорошим разведчиком, мечтал о победе и о доме, о близких.

И самое тяжёлое нравственное испытание выпало на долю Андрея Гуськова перед концом войны: он, раненый, оказался в госпитале недалеко от дома. Не выдержало его сердце, мысль о смерти встала непреодолимой стеной на пути обратно на фронт. Поддавшись какому – то не вполне осознанному чувству, Андрей выбрал для себя наихудший исход, гораздо более тяжкий и горький, чем смерть от вражеской пули.

На долю Насти (жены) выпадает такое страшное испытание, как дезертирство Андрея, ей и в голову не приходит мысль не только отказаться от него, но и просто отделить свою судьбу от его: она считает себя участницей содеянного мужем. Часть из жалости, а частью от озлобленности Андрей говорит, что ей без него было бы лучше, - и Настёна отвечает: «…Ты уж меня от себя не отдаляй, не надо… Давай вместе. Раз ты там виноват, то и я с тобой виноватая. Вместе будем отвечать».

Одиночество – самое страшное, что может случиться с человеком.

И ещё об одном законе жизни говорит в своей повести Распутин: нет предела человеческим страданиям на Земле, никогда беда не приходит в одиночку. Так случилось и с героями этой повести. Спустя несколько месяцев после возвращения Андрея Настёна почувствовала себя беременной, но Андрей никогда не сможет сказать людям, что это его ребёнок. Настёна до конца осталась верной мужу и будущему ребёнку, которого она не захотела отдать на позор и людское проклятье, уйдя с ним в небытие. Страшный грех совершила эта женщина, погубив себя и будущую, едва затеплившуюся в ней жизнь, но смертью своей она заслужила единственно возможное для неё прощение.

Об Андрее в конце повести нет ни слова, и это самый суровый приговор ему. Неискупимая вина его погубила всю семью, всё семя его, и он исчезнет с лица Земли, не оставив после себя следа.

Прочитав повесть Распутина, её уже никогда не забудешь, столько в ней горьких и справедливых слов о человеческом грехе, о преступлении против человеческих законов, которыми держится жизнь. Честь, совесть, стыд, верность своему долгу и обетам – не просто прописные истины, знакомые нам с детства.

В повести «Прощание с Матёрой» В.Г Распутин касается многих нравственных вопросов: проблема общества, проблема «отцов и детей», проблема «экологии души» человеческой, но судьба Матёры – ведущая тема этого произведения. В ней легко прочитывается судьба родной деревеньки Распутина – Атаманки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления.

Человек обязательно должен чувствовать себя хозяином своего дома, своего дела, иначе его мироощущение не будет приносить ему удовлетворения, а прожитое и сделанное им будут отчуждаться от его личности.

В повести Распутина центральное место в жизни занимают не старики и не молодёжь, а среднее поколение, прошедшее войну. Это поколение не имеет сил да и желания передать свой опыт детям. Им кажется, что они уже прожили свою жизнь, их душевные силы исчерпаны до предела. Не их в том вина, но, выпав из цепи поколений, они нанесли почти непоправимый урон своим детям. Отсюда же и их желание спрятаться за общим, кем – то созданным без их участия мнением. Это про них пишет Распутин: «Э – эх, до чего же мы все добрые по отдельности люди, до чего же безрассудно и много, как нарочно, все вместе творим зла». Они виноваты и в гибели Матёры, и в том, что труд перестал быть радостью, потребной каждому живому существу.

Писатель заставляет задуматься, будет ли человек, покинувший свою родную землю, порвавший со своими корнями, счастливым, и, сжигая мосты, покидая Матёру, не теряет ли он вою душу, свою нравственную опору? Обогнав в делах своих самого себя, человек забыл, что он всего лишь дитя природы: «…родился ребятёнком и во всю жисть ребятёнком и остался. И бесится, дурит – ребятёнок, и плачет – ребятёнок… Ни власти над собой, ни холеры». Безразличие – большое, трудно искоренимое зло, и оно ещё даст о себе знать во многих других Матёрах, которые безропотно ждут своего часа.

Автор не против перемен, он не пытается в своей повести протестовать против всего нового, прогрессивного, а заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые не истребили бы человеческого в человеке. В силах людей сберечь родную землю, не дать ей исчезнуть без следа, быть на ней не временным жильцом, а вечным её хранителем, чтобы потом не испытать стыд перед потомками.

Повесть «Пожар». Повесть начинается с размышления главного героя Ивана Петровича о правде, совести, о тех основных «подпорках», на которых, по его мнению, держится жизнь человека. В этом произведении – душевная боль героя (и самого автора) за свою землю, нехозяйское, бездумное, потребительское отношение к ней многих людей. Что – то нарушилось в мире. Люди стали другими, какими – то равнодушными. Живут – каждый для себя. И писатель не может об этом молчать.

Само название повести символично. Пожар – это не только стихийное бедствие. Это и «пожар» в душах людей. Пламя выхватывает из тьмы не только мародёрство, убийство, которое произошло в эту ночь, но и прошлое, сегодняшнее посёлка Сосновка. Люди перестали быть хозяевами своей земли, своего селения. Не заботились о его благоустройстве.

Труд стал обязательным лишь для формы, а средства насущные добываются уже множеством других способов. В центре повести – герой вполне положительный, честный, порядочный, но и смертельно уставшие от жизни – своей и своего поколения. В этом обобщённом образе русского Ивана видит писатель последнюю надежду огромной страны, потерявшей свой облик, изуродованной до неузнаваемости преобразователями всех мастей и рангов, подошедшей к краю духовной деградации. Многими сотнями и тысячами бродят по ней «архаровцы» - люди, не имеющие ни кола, ни двора, утратившие желание обзаводиться чем – либо прочным, люди пропащие и одновременно агрессивные, набирающие силу уже количеством своим.

Повесть В. Распутина заставляет задуматься нас над многими вопросами современной жизни: зачем человек живет, в чем причина нравственной деградации людей и что делать, чтобы устранить эти явления? Поэтому произведения В. Распутина еще долго не утратят своей актуальности и будут волновать не одно поколение читателей.

Произведения Распутина – это далеко не те канонические повести, к каким мы привыкли в наше время. Ни «Последний срок», ни «Живи и помни», ни «Пожар», ни «Прощание с Матёрой» повестями, в прямом смысле этого слова, назвать нельзя. Прощание. Такого жанра в литературе нет, но писатель создал произведения этого жанра, потому что творчество Распутина основано не на литературной теории, а на его личном восприятии жизни, которая не укладывается ни в какие правила и рамки.

Всякое прощание несёт в себе целый комплекс причин и следствий, надежд и обещаний, оценки прожитого и неизбежного заглядывания в будущее.

В повестях Распутин рассматривает такие нравственные проблемы:

· проблема взаимоотношений между поколениями;

· проблема пьянства;

· ответственность человека за свои поступки;

· проблема морального облика человека;

· проблема долга (супружеского долга и долга перед Родиной);

· глобальные проблемы общества;

· проблема «экологии души человеческой» (деградация человеческой личности; обличение пороков).

Все проблемы актуальны и в современном обществе. А произведения Валентина Распутина до сих пор поражают своей современностью и глубиной проникновения в духовный мир человека.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: