Негативизм. Это такие проявления в поведении ребёнка, как нежелание что-то сделать только потому, что это предложил взрослый. Детский негативизм следует отличать от обычного непослушания.
Мотив непослушания - нежелание выполнять предложенное взрослым потому, что он не хочет делать чего-либо или хочет заниматься в это время чем-то другим. | Мотив негативизма - отрицательное отношение к требованиям взрослого независимо от их содержания. Уговоры, объяснения и даже наказания в этом случае оказываются бесполезными. |
Упрямство. Ребёнок настаивает на чём-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства в отличие от настойчивости является потребность в самоутверждении: ребёнок поступает таким образом потому, что «он так сказал». При этом само действие или предмет для него могут и не иметь привлекательности.
Строптивость. Она, в отличие от негативизма, направлена не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребёнка, против привычного образа жизни. Ребёнок отвечает недовольством («Да ну!») на все, что ему предлагают, и что с ним делают.
Своеволие - стремление ребёнка к самостоятельности, в желании всё сделать самому.
Протест-бунт. Всё поведение ребёнка приобретает форму протеста. Он как будто находится в состоянии войны
с окружающими, постоянно происходят ссоры с родителями по любому, порой совершенно незначительному поводу. Складывается впечатление, что ребёнок специально провоцирует конфликты в семье.
Обесценивание может проявляться по отношению к взрослым (ребёнок говорит им «плохие» слова, грубит) и по отношению к любимым прежде вещам (рвёт книжки, ломает игрушки). В лексиконе ребёнка появляются «плохие» слова, которые он с удовольствием произносит, несмотря на запреты взрослых.
В семье с единственным ребёнком может наблюдаться ещё один симптом - деспотизм, когда ребёнок стремится проявить власть над окружающими, подчинить своим желаниям весь уклад семейной жизни. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в форме ревности к другим детям.
Ревность и деспотизм имеют одну и ту же психологическую основу - детский эгоцентризм, стремление занять главное, центральное место в жизни семьи.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
вопрос | Да-2балла | Нет-1балл | не знаю- 0баллов |
В последнее время (полгода - год) очень сильно изменился, стал совершенно другим | |||
Часто грубит, старается «переговорить» взрослого | |||
Забросил свои любимые игрушки и занятия, постоянно пропадает во дворе с другими ребятами | |||
Потерял интерес к детскому саду, стал ходить туда с большой неохотой | |||
Много спрашивает о школе, просит поиграть с ним в школу | |||
Предпочитает общение с более старшими детьми и взрослыми играм с малышами | |||
Стал упрямым, во всём отстаивает своё мнение. | |||
Кривляется, паясничает, говорит писклявым голосом | |||
Постоянно ссорится с родителями по любому, даже незначительному поводу | |||
Стремится подражать взрослым, охотно выполняет их обязанности | |||
Анализ результатов | |||
20-11. балл - скорее всего, трудности в воспитании ребёнка обусловлены кризисом развития, необходимо пересмотреть своё отношение к нему и систему требований, иначе негативные симптомы кризиса могут стать устойчивыми чертами характера. | |||
10-6. баллов - негативные реакции ребёнка являются, скорее всего, проявлением индивидуальных особенностей и/или результатом неправильного воспитания, а не возрастного кризиса. | |||
5-0. баллов - для этого возраста ребёнок слишком спокоен, необходимо приглядеться к нему повнимательнее. |
Как справиться с кризисом семи лет (рекомендации для родителей)
Помните, что кризисы - это временные явления, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
Причина острого протекания кризиса – несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностямребёнка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребёнку больше свободы исамостоятельности.
Изменить своё отношение к ребёнку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять,стараясь не заставлять, а убеждать.
Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
вопрос | Да-2балла | Нет-1балл | не знаю- 0баллов |
В последнее время (полгода - год) очень сильно изменился, стал совершенно другим | |||
Часто грубит, старается «переговорить» взрослого | |||
Забросил свои любимые игрушки и занятия, постоянно пропадает во дворе с другими ребятами | |||
Потерял интерес к детскому саду, стал ходить туда с большой неохотой | |||
Много спрашивает о школе, просит поиграть с ним в школу | |||
Предпочитает общение с более старшими детьми и взрослыми играм с малышами | |||
Стал упрямым, во всём отстаивает своё мнение. | |||
Кривляется, паясничает, говорит писклявым голосом | |||
Постоянно ссорится с родителями по любому, даже незначительному поводу | |||
Стремится подражать взрослым, охотно выполняет их обязанности | |||
Анализ результатов | |||
20-11. балл - скорее всего, трудности в воспитании ребёнка обусловлены кризисом развития, необходимо пересмотреть своё отношение к нему и систему требований, иначе негативные симптомы кризиса могут стать устойчивыми чертами характера. | |||
10-6. баллов - негативные реакции ребёнка являются, скорее всего, проявлением индивидуальных особенностей и/или результатом неправильного воспитания, а не возрастного кризиса. | |||
5-0. баллов - для этого возраста ребёнок слишком спокоен, необходимо приглядеться к нему повнимательнее. |
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
вопрос | Да-2балла | Нет-1балл | не знаю- 0баллов |
В последнее время (полгода - год) очень сильно изменился, стал совершенно другим | |||
Часто грубит, старается «переговорить» взрослого | |||
Забросил свои любимые игрушки и занятия, постоянно пропадает во дворе с другими ребятами | |||
Потерял интерес к детскому саду, стал ходить туда с большой неохотой | |||
Много спрашивает о школе, просит поиграть с ним в школу | |||
Предпочитает общение с более старшими детьми и взрослыми играм с малышами | |||
Стал упрямым, во всём отстаивает своё мнение. | |||
Кривляется, паясничает, говорит писклявым голосом | |||
Постоянно ссорится с родителями по любому, даже незначительному поводу | |||
Стремится подражать взрослым, охотно выполняет их обязанности | |||
Анализ результатов | |||
20-11. балл - скорее всего, трудности в воспитании ребёнка обусловлены кризисом развития, необходимо пересмотреть своё отношение к нему и систему требований, иначе негативные симптомы кризиса могут стать устойчивыми чертами характера. | |||
10-6. баллов - негативные реакции ребёнка являются, скорее всего, проявлением индивидуальных особенностей и/или результатом неправильного воспитания, а не возрастного кризиса. | |||
5-0. баллов - для этого возраста ребёнок слишком спокоен, необходимо приглядеться к нему повнимательнее. |
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
вопрос | Да-2балла | Нет-1балл | не знаю- 0баллов |
В последнее время (полгода - год) очень сильно изменился, стал совершенно другим | |||
Часто грубит, старается «переговорить» взрослого | |||
Забросил свои любимые игрушки и занятия, постоянно пропадает во дворе с другими ребятами | |||
Потерял интерес к детскому саду, стал ходить туда с большой неохотой | |||
Много спрашивает о школе, просит поиграть с ним в школу | |||
Предпочитает общение с более старшими детьми и взрослыми играм с малышами | |||
Стал упрямым, во всём отстаивает своё мнение. | |||
Кривляется, паясничает, говорит писклявым голосом | |||
Постоянно ссорится с родителями по любому, даже незначительному поводу | |||
Стремится подражать взрослым, охотно выполняет их обязанности | |||
Анализ результатов | |||
20-11. балл - скорее всего, трудности в воспитании ребёнка обусловлены кризисом развития, необходимо пересмотреть своё отношение к нему и систему требований, иначе негативные симптомы кризиса могут стать устойчивыми чертами характера. | |||
10-6. баллов - негативные реакции ребёнка являются, скорее всего, проявлением индивидуальных особенностей и/или результатом неправильного воспитания, а не возрастного кризиса. | |||
5-0. баллов - для этого возраста ребёнок слишком спокоен, необходимо приглядеться к нему повнимательнее. |
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
вопрос | Да-2балла | Нет-1балл | не знаю- 0баллов |
В последнее время (полгода - год) очень сильно изменился, стал совершенно другим | |||
Часто грубит, старается «переговорить» взрослого | |||
Забросил свои любимые игрушки и занятия, постоянно пропадает во дворе с другими ребятами | |||
Потерял интерес к детскому саду, стал ходить туда с большой неохотой | |||
Много спрашивает о школе, просит поиграть с ним в школу | |||
Предпочитает общение с более старшими детьми и взрослыми играм с малышами | |||
Стал упрямым, во всём отстаивает своё мнение. | |||
Кривляется, паясничает, говорит писклявым голосом | |||
Постоянно ссорится с родителями по любому, даже незначительному поводу | |||
Стремится подражать взрослым, охотно выполняет их обязанности | |||
Анализ результатов | |||
20-11. балл - скорее всего, трудности в воспитании ребёнка обусловлены кризисом развития, необходимо пересмотреть своё отношение к нему и систему требований, иначе негативные симптомы кризиса могут стать устойчивыми чертами характера. | |||
10-6. баллов - негативные реакции ребёнка являются, скорее всего, проявлением индивидуальных особенностей и/или результатом неправильного воспитания, а не возрастного кризиса. | |||
5-0. баллов - для этого возраста ребёнок слишком спокоен, необходимо приглядеться к нему повнимательнее. |