Новый промышленный район особого типа в последниетри – четыре десятилетия сформировался в северной, приграничной с США части Мексики.
В соответствии с государственной программой развития северных территорий Мексики, испытывающих большое аграрное перенаселение, на этих территориях было разрешено создание макиладорес — сборочных предприятий, филиалов североамериканских ТНК,специализирующихся на производстве такой экспортной продукции, как компоненты и узлы для автомобилей, бытовая радиоаппаратура, телевизоры, одежда, обувь, игрушки, музыкальные инструменты и др.
Американских предпринимателей в системе макиладорес привлекает льготный режим (беспошлинный ввоз сырья и полуфабрикатов, неограниченный реэкспорт готовой продукции, импорт машин и оборудования). В еще большей мере их привлекает дешевизна неквалифицированной мексиканской рабочей силы, составляющей 9/10 всех занятых в этой системе: почасовая заработная плата рабочего макиладорес в Мексике составляет 0,8 долл., что значительно ниже, чем в азиатских НИС и в Бразилии.
Сельское хозяйство. Латинской Америке принадлежит видное место в мировом сельскохозяйственном производстве. Это относится к культурам и тропического, и субтропического, и умеренного климатических поясов, к некоторым направлениям развития животноводства.
Наибольшую площадь в Латинской Америке, как и в Африке, занимают районы традиционного потребительского или малотоварного земледелия, производящие продовольственные культуры повседневного спроса. К ним относятся: кукуруза, рис, просо, бобовые, батат, маниока, картофель, банан, тыква, томат и другие овощи. Многие из этих культур, согласно учению Н. И. Вавилова, и возникли в Центрально-Американском и Южно-Американском очагах происхождения культурных растений. Следовательно, они возделываются здесь уже очень длительное время.
Сельское хозяйство стран Латинской Америки представлено двумя секторами:
- высокотоварное, в основном плантационное, хозяйство с монокультурной специализацией ряда стран (выращивание кофе, бананов, сахарного тростника) и интенсивное пастбищное скотоводство;
- потребительское малотоварное сельское хозяйство (выращивание кукурузы, маниоки, фасоли, овощей, картофеля).
Большая часть сельскохозяйственной продукции экспортируется: кофе, бананы, соя, какао, пшеница, рис, сахарный тростник.
Однако средний уровень развития сельского хозяйства невысок. Особенностью сельского хозяйства Латинской Америки является сохранение старых форм землевладения и землепользования.
Транспорт. Современная транспортная сеть региона начала формироваться в конце XIX — начале XX вв. По мере развития хозяйства отдельных стран, изменений в размещении населения, усиления процесса урбанизации рисунок ее усложнялся. При этом распределена она весьма неравномерно. Так, протяженность железнодорожной сети региона превышает 150 тыс. км, но около 80% её приходится на четыре страны — Аргентину, Бразилию, Мексику, Чили, что объясняется не только уровнем социально-экономического развития, но и размерами этих стран. Длина усовершенствованных автомобильных дорог составляет примерно 1,5 млн. км, и опять же наибольшая их протяжённость в Бразилии, Мексике, Аргентине, Венесуэле. Особого упоминания заслуживают два межгосударственных шоссе: Трансамазонское в Бразилии и международное Панамериканское, которое тянется на 34 тыс. км от границ США до столицы Аргентины Буэнос-Айреса.
Внутренний водный транспорт более всего развит на Амазонке и ее притоках Риу-Негру и Мадейра, а также по рекам Парана, Ориноко и Магдалена. Общая протяжённость судоходных рек — 83 тыс. км. Наибольшее значение речной транспорт имеет в Аргентине, Бразилии, Колумбии, Венесуэле, Уругвае. Большинство грузов, которые перевозятся по рекам, поступает в порты, куда поднимаются и морские суда. Происходит перегрузка по схеме река-море, действует и обратная схема море-река.
Что касается морского транспорта, то он обслуживает основную часть внешнеторгового оборота латиноамериканских стран. Не случайно создано немало крупных морских портов (хотя очень распространены и малые). Особо велик грузооборот специализированных портов по вывозу сырья, среди них Ту-баран и Сан-Себастьян (Бразилия), Амуай, Ла-Салина, Пуэрто- Миранда, Пунта-Кардон, Маракайбо (Венесуэла), Пуэнт-а-Пьер (Тринидад и Тобаго), Балао (Эквадор). Но есть и крупные порты смешанной специализации, к ним относятся Рио-де-Жанейро и Сантус (Бразилия), Буэнос-Айрес и Росарио (Аргентина), Куацакоалькос (Мексика), Монтевидео (Уругвай). Эти порты представляют собой и крупные транспортные узлы. Морские перевозки осуществляются на судах, принадлежащих иностранным государствам.
Особое место не только в Латинской Америке, но и в мире занимает построенный в 1904-1914 гг. Панамский канал, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Общая его длина 81,6 км.
В последние десятилетия значительную часть перевозок грузов, особенно пассажирских, в том числе и международных, принял на себя авиационный транспорт. Как правило, на внутренних линиях функционируют национальные, а на международных — крупные иностранные компании, что типично для развивающихся стран вообще.
С развитием нефтяной и газовой промышленности в Латинской Америке всё большую роль стал играть трубопроводный транспорт. Число нефте- и газопроводов быстро увеличивается, растёт и их протяжённость. Первый магистральный трубопровод Латинской Америки появился в Колумбии, но ныне по протяженности трубопроводов выделяются Мексика, Аргентина, Венесуэла. Большинство трубопроводов, особенно крупных, связывают районы добычи нефти и газа с морским побережьем
Внешнеэкономические связи. Латинская Америка — один из тех регионов Земли, благосостояние которого и вся жизнь в очень большой мере зависят от внешнеэкономических связей. Самой старой и по-прежнему важной формой этих связей является внешняя торговля. Она развивается неравномерно, в зависимости от спроса на товары традиционного латиноамериканского экспорта и цен на них. Наиболее важными статьями экспорта являются нефть, руды черных и цветных металлов, хлопок, шерсть, продукты тропического земледелия, а также животноводства. В импорте основную роль играют готовые изделия и полуфабрикаты (на долю которых приходиться 1/3 импорта). Среди внешнеторговых партнеров региона выделяются США (около 1/3 оборота), а также европейские высокоразвитые промышленные государства и Япония. Значительно возросла торговля между самими латиноамериканскими странами.
Большую роль во внешнеэкономических связях Латинской Америки играет импорт капитала. Многие государства расходуют большие средства на фрахт судов (из-за отсутствия собственного большого флота). Некоторые страны получают значительные доходы от международного туризма (достаточно назвать Мексику, устойчиво входящую в первую тридцатку принимающих интуристов стран (более 16 млн. в год), а также Аргентину, Уругвай и страны Вест-Индии), всего Латинскую Америку посещает более 40 млн. туристов в год.