В соответствии с требованиями ФГОС ВО при изучении дисциплины «Системы обеспечения жизнедеятельности» предусматривается использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (разбор конкретных ситуаций, обсуждение отдельных разделов дисциплины). Во время лекций и практических занятий предусмотрено активное участие студентов и анализ понимания ими рассматриваемых тем.
В учебном процессе широко используются как традиционные, так и интерактивные формы проведения аудиторных занятий. В сочетании с внеаудиторной работой это способствует более успешному формированию и развитию у обучающихся соответствующих компетенций. В целом интерактивные занятия составляют 44% объема аудиторной работы.
Побригадное групповое обсуждение наиболее эффективно при проведении лабораторных занятий – практика показала, что оно не только помогает осваивать изучаемый материал, но и значительно сокращает временные затраты как на выполнение лабораторных работ, так и на их защиту.
Метод деловых игр можно использовать косвенно в виде модели научного обсуждения на семинарах. Это развивает способность студента к коллективному мышлению и совместной выработке решения. В качестве темы игры рекомендуется установить соответствие между хорошо знакомым явлением и изученным физическим законом.
Разбор конкретных ситуаций можно использовать на семинарах, как и предыдущий метод, а также при защите лабораторных работ. В качестве обсуждаемой проблемы здесь отлично выступает та или иная ситуация, имевшая место при решении научной либо научно-практической задачи, а также при эксплуатации того или иного оборудования. Вместе с тем такие приемы рекомендуются применять в первую очередь с наиболее успевающими студентами (прежде всего для выявления склонности к научной работе).
Ниже приведено распределение интерактивных технологий по видам учебных занятий, а также общее соотношение занятий, проводимых в традиционной форме и с использованием интерактивных технологий.
Семестр | Распределение нагрузки в часах по видам учебной работы | Итого аудиторной работы за семестр | ||||||
Лекции, час | Лабораторные занятия, час | Практические занятия, час | ||||||
Всего | Из них с использованием интерактивных технологий | Всего | Из них с использованием интерактивных технологий | Всего | Из них с использованием интерактивных технологий | Всего | Из них с использованием интерактивных технологий | |
- | - |
Семестр | Неделя | Лекции | Практические занятия |
Физические свойства атмосферного воздуха. Основные процессы изменения состояния влажного воздуха и их изображение в H-d диаграмме. | Разбор конкретных ситуаций | ||
Тепловлажностное отношение, угловой масштаб тепловлажностного отношения. Возможные процессы взаимодействия влажного воздуха с водой. | Метод деловых игр | ||
Краткая история и особенности развития отопительно-вентиляционной техники в России и за рубежом. | Разбор конкретных ситуаций | ||
Классификация СКВ. Конструкции местных кондиционеров. | |||
Центральные кондиционеры и их элементы. | Побригадное групповое обсуждение | ||
СКВ с рециркуляцией воздуха. | Метод деловых игр | ||
Общие сведения о системах отопления. Назначение систем отопления и требования к ним. Системы воздушного, лучистого, электрического отопления. Нагревательные приборы и другое оборудование систем центрального и местного отопления. | Разбор конкретных ситуаций | ||
Промышленная вентиляция. Гигиенические и технологические задачи вентиляции. Аэрация промышленных зданий, воздушные души, завесы. Конструктивные элементы систем вентиляции. | Метод деловых игр | ||
Технико-экономическое задание на проектирование СКВ. | Побригадное групповое обсуждение | ||
Расчетные параметры наружного и внутреннего воздуха. Составление балансов по теплу, влаге, вредным выделениям и пыли в помещениях. Построение процессов изменения состояния воздуха. | Побригадное групповое обсуждение | ||
Определение необходимого количества воздуха и кратности воздухообмена. Рабочая разность температур. | Разбор конкретных ситуаций | ||
Анализ работы прямоточной СКВ для зимнего, летнего и промежуточного периодов года. Определение тепловой нагрузки на основное оборудование. | |||
Работа СКВ с одной и двумя рециркуляциями. Центральные СКВ с зональными воздухонагревателями. Двухканальные СКВ. | Побригадное групповое обсуждение | ||
Центрально-местная система кондиционирования воздуха. СКВ с эжекционными и вентиляторными доводчиками. | |||
Выбор и расчет калориферов первого и второго подогревов, камеры орошения, оборудования холодильной машины и другого оборудования. | Разбор конкретных ситуаций |
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебное методическое обеспечение самостоятельной работы студентов