Что такое готовность к школьному обучению?
Готовность к школе включает в себя несколько основных взаимодополняющих друг друга компонентов:
· Специальная готовность
· Физиологическая готовность
· Психологическая готовность
Специальная готовность подразумевает умение читать, писать, считать.
Физиологическая готовность включает в себя состояние здоровья ребенка, его физическое развитие, сформированность общей и мелкой моторики. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т.п.
Психологическая готовность
· интеллектуальная подготовка,
· эмоционально-волевая зрелость,
· мотивационную готовность,
· социально-личностная готовность.
В плане интеллектуальной готовности у ребенка должны быть хорошо развиты такие процессы, как внимание, память, восприятие, мышление, воображение и речь. Интеллектуально готовый к школе ребенок имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности.
Ребенок, поступающий в школу должен знать:
ü Свое имя, отчество и фамилию.
ü Свой возраст (желательно дату рождения).
ü Домашний адрес, телефон.
ü Свой город и его главные достопримечательности.
ü Страну, в которой живет.
ü Имя, отчество и фамилию родителей, их профессии.
ü Времена года, последовательность, основные приметы, месяцы, загадки и стихи о временах года.
ü Домашних животных и их детенышей.
ü Диких животных наших лесов, жарких стран, севера, их повадки, детенышей.
ü Транспорт наземный, водный, воздушный.
Ребенок, поступающий в школу должен уметь:
ü Четко произносить все звуки.
ü Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая-левая сторона, верх-низ и т.д.).
ü Внимательно, не отвлекаясь слушать взрослого 30-35 минут.
ü Полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке, по серии картинок.
ü Запомнить и назвать 6-8 предметов, слов.
ü Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предметы).
ü Владеть карандашом (без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различать предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов).
ü Свободно считать до 20, обратно от 10; выполнять счетные операции в пределах десяти.
Эмоционально-волевая готовность к школе
· Способность выдерживать нагрузки. Уметь справляться со своими эмоциями, адекватно переносить разочарования.
· Умение управлять своим поведением - подчинять собственной воле непосредственные желания. Понимать разницу между «хочу» и «могу», «хочу» и «надо».
· Умение управлять своей умственной деятельностью - выделить цель, наметить план действий, самостоятельно выполнить задание, довести начатое дело до конца, оценить результат своей деятельности.
· Умение организовать себя - без подсказки родителей приготовить всё необходимое для прогулки, игры, труда. Выполнить просьбу, поручение, убрать на место вещи, игрушки, соблюдать режим дня и др. Быть ответственным за свои поступки.
Социально-личностная готовность
· Умение общаться со взрослыми и сверстниками (вступать в контакт, слушать собеседника, не перебивая его, уметь поддержать беседу, выстраивать диалог, действовать совместно, согласовывая свои действия, быть вежливым в общении).
· Умение работать в группе, чувствовать себя членом группы, группового сообщества (класса). Важно, чтобы каждый ребенок понимал и чувствовал, что учитель, обращаясь к классу, обращается и лично к нему.
· Умение подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе, школе. Быть дисциплинированным.
· Умение конструктивно решать конфликтные ситуации (говорить друг с другом, вместе искать решения конфликтов, привлекать к решению третьих лиц и т.д.).
· Уверенность в себе и своих силах, самостоятельность, инициативность.
· Умение правильно оценивать себя и свое поведение (иметь адекватную самооценку)- чтобы потом не оказалось, что «школа плохая», «уроки неинтересные», а «учитель злой» и т.д.
· Умение быть самостоятельным, активным и инициативным.
Мотивационная готовность
Очень важно на пороге школы формировать у ребенка становление внутренней позиции школьника: подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль-роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью- учебой.
· Радостное ожидание и устойчивое желание учиться в школе.
· Наличие познавательной мотивации («Хочу все знать!»), любознательности. Важно, чтобы школа привлекала ребенка не внешней стороной (портфель, тетради, красивая одежда, перемены, звонки), а возможностью получить новые знания.
· Способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя.