Концепт в лингвокультурологии




III Областная научно-практическая конференция

«Лингвистика в XXI веке»

 

 

Представление концепта «Душа»

В нескольких стихотворениях русских поэтов

 

 

автор: София Лещина, ученица 6 «А» класса

МОУ-СОШ с.БаскатовкаМарксовского района

Саратовской области

Руководитель: Ольга Александровна Мохунь,

учитель русского языка и литературы

МОУ-СОШ с.Баскатовка

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………..3

Глава I. Концепт и языковая картина мира. Описание понятий…5

1.1 Концепт в лингвокультурологии………………………………….5

1.2 Языковая картина мира. Русская языковая картина мира…….6

Глава II. Концепт «Душа» в русской языковой картине мире и поэзии…8

2.1 Представление концепта «Душа» в русском языке……………………8

Попытка анализа нескольких стихотворений русских поэтов о душе..11

Заключение……………………………………………………………………17

Список использованной литературы и источников…………………………19

 

ВВЕДЕНИЕ

В толковых словарях мы можем найти значения большинства слов русского языка. Но на самом деле объяснения, данные в словаре, не передают всей полноты того содержания, что несёт в себе то или иное слово.В сознании человека заложено намного больше информации о словах. Причём наполнение понятия будет зависеть от того, в какой стране человек живёт, на каком языке говорит, к какой культуре принадлежит. Наука, которая изучает проявления культуры народа, отразившиеся и закрепившиеся в языке, называется лингвокультурологией. Единицей лингвокультурологии является концепт. Концепты помогают разъяснить разницу между разными мировыми культурами, отраженными в языках.

Для русской культуры, для русской языковой картины мира характерны определённые концепты, в том числе, например, концепт «душа». Изучение данного концепта помогает лучше понять мировоззрение россиян.

Цель данной работы: анализ представления концепта «Душа» в нескольких стихотворениях русских поэтов.

Для достижения цели нужно решить несколько задач: изучить понятия «лингвокультурология», «языковая картина мира», «концепт»; познакомиться с работами известных лингвистов по теме «концепт»; изучить имеющиеся работы с концептом «душа»; проанализировать стихотворения А.Фета «В душе, измученной годами», В.Ходасевича «Душа», Е.Евтушенко «Твоя душа»; сделать выводы.

Лингвокультурология – востребованная и развивающаяся наука, её изучение помогает лучше понять тесную связь языка и мышления, культурных и мировоззренческих особенностей людей разных национальностей. В этом состоит общественная актуальность нашей работы. Личная актуальность заключается в стойком интересе к языкознанию и русской литературе, желании изучать эти дисциплины.

Чтобы написать работу, мы обратились к исследованиям ведущих лингвистов в области изучения концептов: С.Г.Воркачёва, В.И.Карасика, Ю.С.Степанова, В.А.Масловой, Г.Г.Слышкина. Поскольку научные работы такого уровня сложны для восприятия школьниками средних классов, на данном этапе мы ограничились лишь базовыми понятиями.

 

 

ГЛАВАI. КОНЦЕПТ ИЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА. ОПИСАНИЕ ПОНЯТИЙ

Концепт в лингвокультурологии

Для написания нашей работы нам нужно как можно лучше усвоить несколько терминов. Начнём с того, что есть науки, которые образовались из нескольких других и превратились в самостоятельную науку. Таковой является лингвокультурология. Самым простым для нас её определением будет следующее: это наука, изучающая проявления культуры народа, отразившиеся и закрепившиесяв языке. Одной из задач лингвокультурологии является описание концептов для преодоления «культурных барьеров» носителей разных языков.[1]

Школьнику среднего звена не так просто понять, что такое концепт. Но сделать это возможно. Мы знаем, что в толковом словаре можно найти значение большинства известных в языке слов. Познакомившись со словарной статьёй, мы начинаем понимать смысл того или иного слова. Но если мы вспомним особенности употребления данного слова, фразеологизмы и поговорки, в состав которого оно входит, прибавим общие и личные ассоциации, эмоции, связанные с ним, то поймём, что так называемое «наполнение слова» гораздо шире просто лексического значения. Это и есть концепт. «Соотношение слова и концепта можно уподобить видимой и невидимой части айсберга». [2]

Концепты в рамках лингвокультурологии рассматриваются как ««сгустки» понятий, в состав которых входят знания и представления о мире носителей определённой культуры». [2] Проще говоря, концепты в лингвокультурологии помогают объяснить, почему иногда трудно перевести с одного языка на другой какие-либо выражения, почему в отдельных речевых ситуациях представители разных стран не способны понять друг друга. Культурные особенности обязательно отражаются в языке, построение культурных концептов помогает это понять.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: