Общие рекомендации по оказанию помощи ребёнку с особыми потребностями в развитии




ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Направленное обучение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья с целью дать ему трудовые навыки и общие представления о жизни, которые должны помочь найти в ней своё место, и составляет сущность обучения и воспитания малыша.
Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья происходит с отставанием. Причём дети с замедленным умственным развитием физически тоже развиваются медленнее. Физические недостатки детей также затрудняют и замедляют развитие интеллекта. То есть физический недостаток может привести к умственному и наоборот, умственный – к физическому, если не принять специальные меры, чтобы помочь наиболее полному развитию ребёнка, как в физическом, так и в умственном отношении.


Очень важно уделять внимание в течение жизни ребёнка с особыми потребностями не только лечению, но и его психическому развитию, формированию у него знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни во взрослом периоде (с учётом специфики имеющегося дефекта).


Первые годы жизни ребёнка наиболее драгоценны для развития психики, когда формируются взаимоотношения ребёнка с окружающей средой.
Основной потребностью всех детей, и детей-инвалидов в том числе, являются любовь, пища, кров и возможность познавать себя и окружающий мир. Ребёнку-инвалиду труднее постигать окружающий мир. Родители должны знать, что каждый ребёнок развивается в трёх областях: физической (тело), умственной (интеллект) и социальной (общение).

Решающую роль в развитии и раннем обучении любого ребёнка играют родители и другие члены семьи. Детям, отстающим в развитии необходимо стимулирование – разговоры, музыка, игры, яркие впечатления, также они нуждаются в большей помощи и систематических занятиях во всех областях, чем здоровые дети.

Области развития, в которых ребёнку можно помочь путём раннего стимулирования и обучающих занятий:

  • движения, владение телом, физическая сила, координация движений помогут ребёнку передвигаться, выполнять различные действия, играть и работать
  • пользование руками (хорошее владение руками, координация движений рук и глаз) поможет ребёнку овладеть многими навыками
  • органы чувств, особенно зрение, слух и осязание. Они помогут ребёнку познавать окружающий мир и реагировать на него
  • общение, а именно, слушание, понимание сказанного, овладение речью или другими способами общения
  • общение с другими людьми: способность улыбаться, играть, вести себя должным образом и ладить с окружающими
  • основные повседневные занятия: еда, питье, одевание, отправление естественных нужд (туалет), умывание. Эти навыки помогут ребёнку стать более независимым и самостоятельным.

Этапы построения домашней программы специального обучения и стимулирования детей с особыми потребностями

1. Внимательно понаблюдайте за ребёнком, чтобы оценить, что может и чего он не может в каждой области развития.

2. Отметьте, какие вещи ребёнок только начинает делать или пока делает с трудом.

3. Решите, какому новому навыку его нужно научить или какое действие нужно поощрять, чтобы использовать те навыки, которые у него уже имеются (пусть об этом будут знать все члены вашей семьи).

4. Разделите каждый новый навык на маленькие ступени - на такие действия, которые ребёнок может освоить за несколько дней, и только после освоения данного навыка переходите к следующей ступени.

5. Не ожидайте слишком многого сразу.

 

Общие рекомендации по оказанию помощи ребёнку с особыми потребностями в развитии

1. Чаще хвалите ребёнка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается.

2. Больше разговаривайте с ребёнком. Объясняйте всё, что вы делаете. Ребёнок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.

3. Помогая ребёнку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками.

4. Используйте зеркало, чтобы помочь ребёнку узнать своё тело, научиться владеть руками.

5. Используйте подражание, чтобы научить ребёнка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребёнка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.

6. Побуждайте ребёнка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он хочет.

7. Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.

8. Пусть старшие братья и сёстры показывают ребёнку новые приспособления, игрушки и т.д.

9. Ребёнок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребёнка - важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.

10. Пусть ребёнок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Это – «золотое правило реабилитации».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: