Ход урока.
I. Инициация.
Цель: настроиться на сотрудничество, создать доброжелательную обстановку.
Методы: АМО Приёмы: «Портретная галерея».
Форма: коллективная.
* Здравствуйте, дорогие ребята. Рада вновь приветствовать вас на уроке. Очень бы хотелось, чтобы наш урок прошёл интересно и продуктивно, однако одной мне не справиться. Вы согласны помочь мне? Но сначала я хотела бы узнать, с каким настроением вы сегодня пришли. Для этого предлагаю создать ваш коллективный портрет. Дорисуйте смайлики, лежащие на ваших партах, согласно вашему настроению, и поднимите их. А я вас сфотографирую на память. (Дети поднимают смайлики, учитель фотографирует.)
* Отлично! Вижу, что вы в хорошем расположении духа, а значит, мы можем двигаться дальше.
II. Погружение в тему и определение целей урока.
Цель: ввести учащихся в тему, определить цели урока.
Методы: проблемный.
Приёмы: создание проблемной ситуации.
Форма: фронтальная.
* Наш урок я хочу начать с отрывка из сказки Корнея Ивановича Чуковского «Цыплёнок».
(Учитель читает сказку без мимики и жестов.)
«Жил на свете цыпленок. Он был крошечный. Вот такой.
Но он думал, что он очень большой, и когда гулял по двору, то важничал и задирал голову.
Вот так.
И была у него мама, которую звали Пеструшкой. Она была вот такая.
Как-то раз налетел на Пеструшку злой кот и погнал ее к самому озеру. А был кот вот такой!..»
* Вам все понятно? Почему? (Нет, не все. Какой «такой» цыпленок? Как он задирал голову? Как выглядят мама и кот – мы не узнали..., потому что их не показали)
* Оказывается, наша речь не всегда бывает понятна без жестов и мимики.
* Как вы думаете, о чём сегодня у нас пойдёт речь? (ответы детей: о жестах и мимике)
* Верно. Они относятся к невербальным средствам общения, поэтому наш урок и будет называться «Невербальные средства общения».
Слайд 1.
* Запишите тему в тетрадь.
* Слово «невербальные» для вас новое, попытаемся выяснить его лексическое значение.
* Посмотрите, пожалуйста, на экран. Возможно, эта запись поможет вам понять значение слова «невербальные».
Слайд 2.
Вербальный – от лат. verbalis — словесный
Невербальный -? (без слов)
Вывод 1 .(Учащиеся формулируют определение слова «невербальные».)
Молодцы!
* А что бы вы хотели узнать на уроке? (ответы учащихся, учитель коротко записывает их на доске)
* Ну что ж, цели поставлены, теперь будем их реализовывать.
III. Изучение нового материала.
Цель:
- сформировать понятие о мимике и жестах как невербальных средствах общения и их роли в жизни человека;
- научить уместному употреблению жестов и мимике;
- обогатить словарный запас учащихся.
Методы: словесный, наглядный, познавательный, творчески-воспроизводящий, практический, АМО, исследовательский, репродуктивный.
Приёмы: беседа, работа со словарём, анализ текста, «Собери словечко», сообщение, сопоставление, иллюстрация, решение ситуативных задач, просмотр фильма, выразительное чтение.
Форма: фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная.
Средства невербального общения.
А) Выявление средств невербального общения.
Слайд 3.
* Невербальных средств, которые помогают нам в словесном общении, много, но мы сегодня будем говорить именно о мимике и жестах, ведь ещё древнеримский оратор Цицерон говорил о том, что “все движения души должны сопровождаться жестами и мимикой, способными разъяснить дела души и мысли".
На доске: Невербальные средства общения
Мимика
Жесты
* Отобразите это в тетради.
Б) Лексическая работа в группах.
* Что же такое – мимика и жесты? Давайте определим лексическое значение этих слов. Для этого я предлагаю вам поработать в группах.
Слайд 4.
1 и 2 группы – учёные лингвисты, я попрошу помочь мне собрать рассыпавшиеся предложения с определениями мимики и жестов.
(1 группе предложение в разрезке: Мимика – движения мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние.
2 группе предложение в разрезке: Жесты – движение рукой или другое телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее речь.)
3 группе – экспертам - я предлагаю поработать со словарём, найти там определение слов мимика и жест и проверить, правильно ли ребята 1 и 2 группы выполнили своё задание.
А 4 группа – исследователи - поработает с текстами.
(Тексты для 4 группы:
Задание: прочитайте внимательно тексты, найдите описание жестов. Подумайте, заменяют они речь или дополняют?
1. – Дениска, - сказал папа, - твой двоюродный дядька Харитон Васильевич приедет. Он давно с тобой хотел познакомиться…
Я спросил:
- А кто он такой?
Алексей Михайлович поднял палец кверху:
- Капитан дальнего плавания – вот кто он такой.
2. – Ты неплохо устроилась, - как-то сказала мама. – Значит, Лёва будет учиться, совершенствоваться, а ты будешь всего-навсего посвящать ему свою жизнь. Какие-то у тебя иждивенческие настроения!
- А сестра Чехова, по-твоему, тоже была иждивенкой? – спросила я в ответ.
- Ну уж … хватила!
Мама изумлённо развела руки в стороны. Когда нечего сказать, легче всего разводить руками…
Примечание: Иждивенчество – стремление во всём рассчитывать на помощь других, жить за чужой счёт.)
В) Выступление групп.
1 группа читает получившееся определение слова мимика.
* Спасибо, хорошо. Попросим 3 группу проверить вас (3 группа по словарю читает определение слова мимика).
2 группа читает получившееся определение слова жесты, 3 группа проверяет по словарю.
* Молодцы! А теперь дадим слово 4 группе: найдите и прочитайте описания жестов и определите их значение.
Вывод 2: Итак, мы с вами узнали, что такое мимика и жесты, и выяснили, что жесты могут дополнять и сопровождать нашу речь или заменять её.
Жесты
На доске:
Заменяют речь
Дополняют и сопровождают речь
* Зарисуйте эту схему в тетради.
Г) Из истории жестов.
Жесты отражают национальные традиции. Один и тот же жест у разных народов может иметь противоположные значения.
* Например, что обозначает у нас кивок головой? («да») А у болгар этот жест обозначает – «нет». Не забудьте об этом, когда будете в Болгарии.
Слайд 5. По-разному приветствуют друг друга разные народы.
Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку самому себе.
Лапландцы трутся носами.
Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине.
Французы целуют друг друга в щёку.
Латиноамериканцы обнимаются.
* А какой жест приветствия используем мы, русские? (Русские в качестве приветствия пожимают друг другу руки.)
Рассказывать об истории жестов можно очень долго. Если кто-то заинтересуется, может найти материал в книге Владимира Матвеева «В мире вежливости».