«Мир искусства» - объединение петербургских художников, сформировавшееся в конце 1890-х годов. Этим объединением проводились выставки «Мир искусства» и в течение нескольких лет издавался одноименный журнал.
Главой группы был художник Александр Бенуа (1870-1960); важную роль в ней играл Сергей Дягилев (1872-1929), который организовывал все культурные акции группы и издавал журнал «Мир искусства». Большинство участников группы были знакомы с юности и являлись выходцами из семей с давними художественными традициями. Объединение «Мир искусства» выступало против творчества передвижников, считая его слишком наполненным социальной тематикой. «Мирискусники» разделяли мнение Достоевского: «Красота спасёт мир», - и видели эту красоту в искусстве прошлого. Своей отличительной чертой они считали «пассеизм » (от французского «пассе» - прошлое), т.е. обращение к темам, образам и стилю прошлых эпох. Почти все они демонстративно не желали воплощать темы борьбы с царизмом, революции и несчастной жизни народа. Большинство мирискусников предпочитали создавать не картины, а рисунки. Они много работали в области книжной иллюстрации и театральной декорации.
Типичным мирискусником был Александр Бенуа, излюбленной темой которого был Версаль периода Короля-Солнца Людовика XIV. Он создал несколько десятков рисунков гуашью, показывающих сцены версальской жизни и виды замечательного парка. Бенуа был талантливым балетным декоратором, участвовавшим в дягилевских «Русских балетных сезонах» в Париже. Ему принадлежит сюжет, декорации и костюмы балета «Петрушка». Также он создал образцовые иллюстрации к «Медному всаднику» Пушкина.
А. Бенуа. Прогулка короля, 1906
А. Бенуа. Парад при Павле I, 1907
А. Бенуа. Эскиз декорации к 1 картине балета «Петрушка»
А. Бенуа. Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник», 1903
Константин Сомов (1869-1939) в своём творчестве предпочитал обращаться к темам и стилистике рококо. Целующиеся парочки, маркизы и их кавалеры, свидания в саду – такова тематика многих его произведений. В своих портретах он также обращался к искусству прошлого. Так, его «Дама в голубом» изображена в костюме середины 19 века.
К. Сомов. Арлекин и дама, 1910
К. Сомов. Дама в голубом (портрет Е. Мартыновой), 1897-1900
Лев Бакст (1866-1924) много сделал для развития театрального костюма. Он оформлял восточные балеты дягилевской антрепризы, создав вместо привычных эскизов костюмов фигуры, движущиеся в буйном танце. Его творчеству присущи эротизм и яркая эмоциональность.
Мстислав Добужинский (1875-1957) больше других мирискусников был связан с современностью. В его произведениях можно найти тему одиночества, страха перед жестокостью и равнодушием города («Человек в очках»). Он один из немногих отразил тему революции 1905 года. Знамениты его иллюстрации к повести Достоевского «Белые ночи».
Л. Бакст. Эскиз костюма к балету Н. Черепнина «Нарцисс», 1911
Анна Остроумова-Лебедева (1871-1955) специализировалась на теме петербургского пейзажа, работая в технике гравюры.
Евгений Лансере (1875-1946), племянник Александра Бенуа, часто обращался к эпохе Петра I. Его сестра, Зинаида Серебрякова (1884-1967), создала целый ряд замечательных портретов детей. В разное время к группе «Мир искусства» примыкали такие художники как Валентин Серов, Игорь Грабарь и Борис Кустодиев. Группа закончила своё существование после революции. Почти все её участники уехали в эмиграцию.
Л. Бакст. Эскиз афиши к балету К. Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна», 1912
М. Добужинский. Человек в очках, 1905
А. Остроумова-Лебедева. Нева сквозь колонны Биржи. Гравюра, 1908
Е. Лансере. Корабли времён Петра I, 1911
З. Серебрякова. Автопортрет. За туалетом, 1909
З. Серебрякова. За завтраком. Портрет детей художницы, 1914