- Проблема нравственного выбора (например, можно ли ради удовольствия смеяться, издеваться над человеком, унижая его в глазах других?).
Проблема сохранения чувства собственного достоинства (например, каким образом можно защитить себя в ситуации, когда тебя намеренно унижают?).
Проблема истинной и ложной красоты (например, в чем заключается истинная красота человека?).
- Проблема отношения к пожилым людям (например, что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?).
- Роль книги в духовной жизни современного общества (утратила ли книга свое значение в духовной жизни общества? Изменилась ли сама книга?).
- Проблема бездуховного потребительства в современном обществе (действительно ли все новое лучше того, что было раньше? Действительно ли все модное необходимо человеку?
- Проблема современных средств хранения и передачи информации (какие преимущества у современных средств хранения и передачи информации по сравнению, например, с книгой?)
- Проблема привилегий и сохранения человеческого достоинства, уважения к человеку (унижают ли привилегии человеческое достоинство? Можно ли на основании привилегий дать оценку таланту человека или считать себя умнее, достойнее других?).
- Проблема школьного обучения (какова роль учителя в жизни общества, народа?). Проблема современного учителя (нужны ли мужчины-учителя в школе? Какими качествами должен обладать учитель, чтобы вызывать восхищение, доверие у учеников, заслужить добрую память о себе?).
- Проблема истинных и ложных ценностей (что можно назвать истинными жизненными ценностями?).
- Проблема взаимоотношений отцов и детей (на чем должны строиться отношения между детьми и отцами?)
- Проблема ответственности за свои поступки (всё ли в человеческой жизни
- Проблема взаимосвязи образованности и нравственных качеств человека (влияет ли образование, эрудиция на отношение человека к делу, к людям?). Проблема приобщения человека к художественной культуре (стоит ли приобщаться к ценностям мировой культуры для престижа?).
- Проблема сохранения книги в жизни человека при условии развития современных информационных технологий, Интернета. Проблема влияния Интернета на человека (приобщение к эпистолярному жанру, развитие фантазии, творчества; каковы опасности для человека возникают, если он читает только смоделированную в Интернете, схематичную литературу?).
- Проблема восприятия природы (что такое любовь к природе?). Проблема воздействия природы на человека.
- Проблема восприятия окружающего мира человеком (что может изменить отношение человека к окружающему миру?). Могут ли простые человеческие заботы сделать человека оптимистом?
- Проблема цели и средства ее достижения в науке (чем может пожертвовать ученый ради своей науки: жизнью, репутацией?). Проблема утверждения истины и борьбы с устоявшимися ложными взглядами.
- Проблема духовного потенциала личности и его реализации.
- Проблема утраты нравственных ориентиров.
- Проблема воспитания истинного гражданина.
- Проблема любви и свободы.
- Проблема нравственной стойкости человека.
- Проблема творчества и судьбы художника.
- Проблема экологии, судьбы современной цивилизации.
- Проблема милосердного, гуманного отношения к другому человеку.
- Проблема сохранения чистоты русского языка.
- Проблема воспитания истинного гражданина страны.
- Проблема чинопочитания и угодливости.
- Проблема приобщения молодых людей к чтению художественной литературы.
- Проблема бедности, экономической отсталости, социального неравенства, голода.
- Проблема соотношения и роли материального и интеллектуального.
- Проблема одиночества.
- Проблема распада традиционных семейных устоев.
- Проблема добра и зла.
33. Проблема прекрасного.
- Проблема творческого отношения к труду.
- Проблема морального выбора в сложных жизненных ситуациях.
- Проблема самоопределения человека в мире.
- Проблема смертной казни.
- Проблема ответственности писателя перед обществом.
- Проблема нравственной допустимости воздействия человека на природу.
- Проблема общественного благосостояния.
- Проблема экономической эффективности, оптимального распределения доходов.
- Проблема сохранения исторической памяти.
- Проблема народа и интеллигенции.
- Проблема взаимосвязи творческой личности и «массы».
- Проблема достоверности исторических фактов.
- Проблема социального равенства.
- Проблема правосудия, превращенного в пародию, когда речь идет о людях бедных.
- Проблема правильного понимания свободы.
- Проблема зависимости от Интернета, от виртуального мира.
- Проблема выживания в современном мире.
- Проблема судьбы современной цивилизации на примере России.
- Проблема непонимания истинных ценностей в современном мире.
- Проблема обуздания необъективности.
- Проблема беспристрастного отношения к другому человеку.
- Проблема объективной оценки окружающего мира.
- Проблема чести (что лучше: избежать физических страданий и потерять честь или пройти через побои и отстоять свое право честно смотреть в глаза родных?)
- Проблема силы характера (как, из чего рождается желание преодолеть себя, свою физическую и душевную слабость?)
- Проблема трусости и смелости.
План сочинения
- Определить тему текста, написать 2-3 предложения по этой теме.
- Выявить проблему, поднятую автором в тексте, сформулировать ее и прокомментировать содержанием текста.
- Определить авторскую позицию по поднятой проблеме и тоже ее сформулировать.
- Высказать свое согласие или несогласие с точкой зрения автора, объяснить, почему.
- Привести аргументы в качестве доказательства своей точки зрения (не менее 2 из художественной литературы, публицистики).
- Сделать выводы (заглянуть в будущее).
Объем – 150-300 слов.