ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ культуры
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий кафедрой
социально-культурных технологий и туризма, доцент
П.С. Ширинкин ________________
«01» сентября 2016 г.
Методические рекомендации
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Направление подготовки – 43.03.02 Туризм
Профиль подготовки – «Технология и организация туроператорских
И турагентских услуг»
Квалификация (степень) выпускника – «бакалавр»
Форма обучения – очная, заочная
Пермь, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | |
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВКР | |
2. ТРЕБОВАНИЯ К ВКР | |
3. ВЫБОР И УТВЕРЖДЕНИЕ ТЕМЫВКР | |
4. ЗАДАНИЕ НА ВКР | |
5. РУКОВОДСТВО И КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ВКР | |
6. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫВКР | |
7. СТРУКТУРА ВКР И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ | |
8. СОДЕРЖАНИЕ ВКР | |
Приложение 1. Примерная тематика ВКР | |
Приложение 2. График проектирования ВКР | |
Приложение 3. Задание на ВКР | |
Приложение 4. Образцы титульных листов | |
Приложение 5. Образец оформления Содержания | |
Приложение 6. Образец оформления Списка литературы |
ВВЕДЕНИЕ
Методические рекомендации по выполнению ВКР для студентов, обучающихся по направлению подготовки 100400 Туризм, основываются на методических указаниях к выполнению курсового проекта по дисциплинам этого направления и являются их логическим продолжением, образуя с последними методическое единство.
В методических указаниях отражены цель и задачи ВКР, ее тематика, требования к структуре и содержанию, состав и последовательность работ по оформлению и защите.
ВКР составляет основу итоговой государственной аттестации выпускника.
Выполняемая и защищаемая ВКР является важнейшим логическим научно-исследовательским завершением работы обучающегося, начиная с первого курса обучения.
Выполнение выпускной работы является одним из основных видов самостоятельной работы студентов на заключительном этапе обучения, направленной на расширение и закрепление теоретических знаний, формирование навыков решения творческих задач в ходе самостоятельного научного исследования по определённой теме.
Программа обучения определяет перечень направлений, к которым будущий бакалавр должен быть готов: сфера туризма, индустрии гостеприимства, гостиничного и ресторанного бизнеса, организации социально-культурного сервиса и т.д. Основными видами деятельности являются: управленческая, организационная, рекламная, экономическая, планово-финансовая, маркетинговая, информационно-аналитическая, проектно-исследовательская, диагностическая, инновационная, методическая, консультационная, образовательная и т.д. Именно этим направлениям и видам деятельности должны следовать ВКР.
В связи с этим особенно возрастает значение научно-исследовательской деятельности обучающегося, наиболее конкретной формой, которого является подготовка ВКР. Эта теоретико-методологическая и одновременно прикладная работа предъявляет к будущему бакалавру требования интеллектуальной разносторонности и методической дисциплинированности.
При выполнении ВКР обучающемуся необходимо, прежде всего, помнить, что результатом работы должно стать самостоятельное научное исследование в виде итогового проекта, концепции, комплекса управленческих стратегий и т.д.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВКР
Целью ВКР является закрепление, углубление и специализация знаний и навыков обучающегося в области экономики и управления путем самостоятельного решения реальных производственно-хозяйственных и управленческих задач, через разработку проектных управленческих систем и инновационных направлений деятельности в экономике и управлении.
В процессе выполнения ВКР решаются следующие задачи:
1. самостоятельное исследование актуальных вопросов профессиональной деятельности;
2. систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по специальным дисциплинам;
3. углубление навыков ведения студентом самостоятельной исследовательской работы, работы с различной справочной, специальной и периодической литературой, а также с электронными и сетевыми информационными ресурсами;
4. овладение методикой исследования при решении разрабатываемых в ВКР проблем;
5. изучение и использование современных методов аналитической и проектной работы в области экономико-управленческих систем.
Качество выполнения ВКР определяется тем, насколько студент овладел навыками сбора исходной информации, ее обработки, анализа, а также формулировки научно обоснованных выводов, содержащихся в предлагаемых решениях. Студенту необходимо закрепить навыки использования компьютерной техники, как в процессе выполнения исследований, так и при принятии решений, квалифицированно оформлять материалы, иллюстрирующие содержание выпускной работы.
ТРЕБОВАНИЯ К ВКР
ВКР представляет собой самостоятельное комплексное научно-практическое исследование одной из актуальных проблем по направлению подготовки студента.
Она должна отвечать следующим требованиям:
1. Отражение теоретического и научно-исследовательского характера решаемых задач.
2. Целевая направленность работы на достижение конкретных практически значимых результатов, связанных с повышением качества и эффективности экономических систем.
3. Конкретность, способность применять экономические знания с учетом специфики конкретной организации.
4. Соответствие уровня разработки ВКР современному уровню научных разработок, методических положений и рекомендаций, отраженных в специальной литературе.
5. Самостоятельность, способность вырабатывать и защищать оригинальные подходы к решению исследовательских и практических задач.
6. Реалистичность предлагаемых результатов работы и проектных решений по совершенствованию экономических систем.
7. Целостность, логичность, доказательность, лаконизм, четкое и ясное изложение материала, а также достоверность представленных фактов.
8. Культура оформления ВКР.
При завершении ВКР обучающимся рекомендуется проверять подготовленный материал на соответствие представленным требованиям.
В ходе выполнения ВКР обучающийся демонстрирует знание:
- самого явления, подлежащего исследованию;
- гипотез и теорий, т.е. систем согласованных и взаимообусловленных положений (принципов), сформированных для объяснения или понимания исследуемого явления;
- методологии и методов получения данных, включая эмпирический метод исследования;
- методов и научно-практических моделей принятия управленческих решений по исследуемым проблемам;
- практики сбора, накопления и обработки статистических данных, используемых при анализе исследуемого явления.
ВКР должна иметь вид законченного теоретико-экспериментального научного исследования, характеризующего уровень подготовки выпускника.
ВЫБОР И УТВЕРЖДЕНИЕ ТЕМЫВКР
Тематика ВКР представлена в Приложении 1.
При формировании тематики ВКР кафедрой учитываются следующие факторы:
1. актуальность тематики;
2. соответствие темы научному профилю кафедры;
3. обеспеченность исходными данными, информационными ресурсами и литературными источниками;
4. соответствие темы индивидуальным способностям и интересам студентов;
5. разнообразие тематики;
6. интересы и пожелания предпринимателей и предприятий региона в сфере управления, маркетинга, сервиса и гостеприимства.
При выборе темы ВКР желательно сохранять преемственность между ней и тематиками выполненных курсовых работ по дисциплинам направления, что обеспечивает глубокое, всестороннее и последовательное изучение студентом актуальных проблем управления. Однако, если в процессе подготовки студент сменил свои научные интересы в рамках направления, то он может по согласованию с кафедрой и научным руководителем, начать вести новые разработки.
Тема ВКР может быть рекомендована кафедрой или организацией, в которой студент проходит практику, кроме того, студент может предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее разработки.
Тема ВКР корректируется в зависимости от места производственной практики, кроме того, при назначении руководителя ВКР необходимо учитывать соответствие темы научно-исследовательскому профилю и квалификации руководителя. Вариант, когда студент разрабатывает тему, предложенную практиками, является особо примечательным и значимым, и в случае успешной реализации будет весомым аргументом в перечне критериев высокой оценки его работы.
В процессе подготовки ВКР кафедра организует и проводит в соответствии с графиком предзащиты, на которых определяются степени готовности соответствующих частей ВКР, ход выполнения, соответствие разрабатываемой студентом тематики относительно заявленной ранее. График предзащит может корректироваться в зависимости от графика рабочего учебного плана и устанавливается кафедрой в начале каждого учебного года.
Если в результате проведения промежуточных предзащит устанавливается неявка студента по неуважительной причине, его неготовность по структуре, содержанию и наполнению диплома, непрохождение преддипломной практики (в том числе и на заочном отделении), то кафедра, по согласованию с деканатом факультета, может принять решение о недопуске студента к итоговой государственной аттестации.
ЗАДАНИЕ НА ВКР
Задание на ВКР составляется по установленной форме руководителем и выдается студенту. В нем должны быть указаны: тема ВКР, срок сдачи студентом законченной работы, перечень исходных данных к работе, содержание пояснительной записки, консультанты по работе, дата выдачи задания, календарный график работ.
В разделе «Тема ВКР» указывается полное наименование темы в соответствии с приказом по вузу, с указанием даты и номера приказа. Срок предоставления обучающимся законченной работы определяется числом, месяцем и годом завершения работы и представления ее на кафедру для подписи. Несдача готовой выпускной квалификационной работы в установленный срок является основанием к недопуску студента к итоговой государственной аттестации.
В разделе «Исходные данные к работе» указывается полное наименование организации, являющейся базой преддипломной практики, перечень материалов, собранных на практике и необходимых для выполнения работы, основная научная литература.
В разделе «Содержание пояснительной записки» приводится краткий перечень вопросов по каждому из разделов ВКР.
Дата выдачи задания определяется числом, месяцем и годом получения студентом данного задания.
В разделе «Календарный график работы» следует определить сроки завершения каждого раздела ВКР.