ЕН.03. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников
Вологда, 2015
ЕН.03 Экологические основы природопользования: методические указания по самостоятельному изучению и контрольные задания для студентов-заочников
Методические указания направлены на реализацию профессиональных и общих компетенций. Представленные указания написаны в соответствии с учебной программой специальностей: 08. 02 05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов, 08. 02 01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
Рассмотрено на заседании предметно-цикловой комиссии специальных дисциплин и дипломного проектирования по специальностям: «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов» и «Землеустройство».
Составители: Дурягина О.В. – преподаватель общепрофессиональных дисциплин БОУ СПО ВО «Вологодский строительный колледж»
Рецензент: Усова К.А. – кандидат с.-х. наук доцент кафедры растениеводство ФГБОУ ВО ВПО «ВГМХА им. Н.В. Верещагина»
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Тематический план…………………………………………………………….4
2. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы……………..............5
3. Методические указания по темам учебной программы и вопросы для самоконтроля………………………………………………………………………5
4. Тест для самоконтроля по учебной дисциплине………………………….10
5. Задания для контрольной работы…………………………………………...16
Список литературы…………………………………………………………….....23
Введение
Дисциплина «Экологические основы природопользования» является естественнонаучной в подготовке специалистов и направлена на формирование у студентов экологического мировоззрения и способностей оценки профессиональной деятельности с позиции охраны окружающей среды. Вопросам экологии и природопользования уделяется внимание при изучении специальных дисциплин, при выполнении курсового и дипломного проектирования. Методические указания имеют целью ознакомление студентов с основами экологии и природопользования.
Методические указания содержат тематический план учебной дисциплины, методические указания к каждой теме, а также вопросы для самопроверки, дающие студенту возможность самостоятельно проконтролировать свои знания после изучения данной темы. В конце методических указаний приведён тест, по выполнению которого студент может самостоятельно сделать вывод об уровне своих знаний по изучаемой теме и предмету в целом.
После изучения учебного материала студент-заочник выполняет предусмотренную учебным планом домашнюю контрольную работу в срок, указанный в учебном графике. После успешного усвоения изучаемого материала в период экзаменационной сессии студенты сдают дифференцированный зачёт по учебной дисциплине.
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
- структуру биосферы, экосистемы; взаимоотношения организма и среды;
- экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы.
Студенты должны уметь:
- обосновать значение экологических знаний в будущей профессии;
- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
-готовить материалы для оценки экологического состояния окружающей среды.
1. Тематический план
№ темы | Наименование разделов и тем |
Введение | |
Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы Природоохранный потенциал | |
Природные ресурсы и рациональное природопользование | |
Загрязнение окружающей среды | |
Раздел 2. Организационные и правовые вопросы природопользования Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу | |
Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду |
Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
лабораторные работы | |
практические занятия | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
Промежуточная аттестацияв форме дифференцированного зачёта |
* Примечание:
На данную дисциплину при заочной форме обучения на обзорные лекции отводится 4 часа, остальные часы – на самостоятельное изучение.
3. Методические указания по темам учебной программы и вопросы для самоконтроля
Введение
Студенты при изучении введения должны ознакомиться с основными задачами экологических основ природопользования. Изучить структуру современной экологии и виды природопользования.
Вопросы для самоконтроля
1. Кто и когда впервые предложил использовать термин «экология», что он обозначает?
2. В чём особенности структуры современной экологии?
3. С какими науками связана экология?
4. Кто и когда впервые предложил использовать термин «природопользование», что он обозначает?
5. Какие выделяются виды природопользования?
6. Перечислите основные задачи природопользования.
7. Каковы мотивы рационального природопользования?
8. Назовите принципы рационального природопользования.