Тантра определяет свадхистану как субстрат или основу субъ-
ективного бытия человека, мозг которого отражает особенности
этого бытия с его ментальными впечатлениями и самскарами. Все
наследство прошлых жизней, вся сфера инстинктивного, весь
спектр переживаний откладывается в глубинах бессознательного,
закодированного в этой чакре. В Тантре есть понятие "пашупати",
которое означает "хозяин чувств животного", так как "пашу" - это
животное, а "пати" - хозяин. Пашупати - одно из имен Шивы, а
также свадхистана чакры. Иными словами, Пашупати осуществ-
ляет полный контроль над свадхистаной и животными пристрас-
тиями человека в течение первой стадии его эволюции. Ошиба-
ются те, кто думает, что это бессознательное просто дремлет в
недрах свадхистаны. В действительности эта сила весьма активна
и коварна и ярко напоминает о своем динамичном существова-
нии всякий раз, когда кундалини пытается войти в свадхистану:
темные силы выползают из своих таинственных убежищ, словно
1 "Вишну" - охранительный аспект Бога - восседает на розовом ло-
тосе, а зеленый шарф обвивает его четыре руки, которыми он держит:
раковину - символ чистого, освобождающего от рабства и невежества,
звука; чакру - символ вечного времени и дхармы, устраняющих все пре-
пятствия на пути к гармонии; палицу - символ могущества и власти над
всем и всеми; лотос - символ чистоты и отрешенности.
Ракини - шакти Вишну - имеет две головы, символ расщепленной
энергии: в то время как усилия человека в этой чакре должны быть нап-
равлены на достижение гармонии между внутренним и внешним мира-
ми, его желания часто обращены к чувственной природе. У Ракини так-
же четыре руки, которые держат: стрелу из лука Кама-деви, бога любви -
символ чувств и эмоций; череп - символ романтика, несущего свою го-
лову в руках, так как эмоции управляют его поведением; дамару, малень-
кий барабанчик, символизирующий силу ритма; парашу (топорик) -
символ устранения препятствий. - Там же (Прим. ред.].
рождаясь вновь, и властно требуют признать их, как истинных хо-
зяев. Недаром в некоторых текстах свадхистану называют хира-
ньягарбхой, универсальной утробой, в которой все существует в
потенциальном состоянии. В Ригведе также говорится о том, что
"в начале Творения была Хираньягарбха, из которой проявились
все живые существа и все сущее, и Он покровительствовал всему".
В массовой бессознательной сфере все самскары (впечатления) и
кармы (деяния) существуют как бы в свернутом состоянии, но
этот свиток способен развертываться, обнажая свою бессозна-
тельную память. Допустим, что вчера вы пережили приятное или
неприятное впечатление. Сегодня оно ушло в сферу подсознания,
но уже завтра оно может воздействовать на ваше сознание и пов-
лиять на ваш поступок. Есть много затаенных карм, которые фор-
мируют наше поведение, но мы этого не осознаем. Тантра утвер-
ждает, что ничто не проходит бесследно: каждый случайный
взгляд или резкое слово, каждое восприятие и переживание слов-
но бы записываются на невидимую магнитофонную ленту и по-
полняют общий запас нашего бессознательного архива, - этот се-
рьезный порог на пути кундалини, пытающейся проскользнуть
вверх, но тщетно - баррикада из наших пристрастий, предрассуд-
ков, невежества и пр. отбрасывает освобождающую нас змеиную
силу вниз, к состоянию бездействия... К сожалению, этот бесфор-
менный балласт сопротивления невозможно проанализировать и
устранить рациональным образом. Потому-то он и представляет
весьма грозную силу. Но с чем можно сравнить этот балласт?
Представьте себе, что вы положили различные предметы в огром-
ный бак для сбора воды. Если вы придете через пять лет и посмот-
рите на содержимое в баке, то не обнаружите в нем тех форм, ко-
торые оставили, хотя материальная их основа там присутствует.
Неопытный садхак очень нуждается в опытном руководителе, ко-
торый может его успокоить во время бурного пробуждения свад-
хистана чакры и помочь кундалини проскочить ее без особых
проблем.
Свадхистана и чистилище
Как уже говорилось выше, проникающая в свадхистану кунда-
лини вытесняет из нее весь шлак негативных впечатлений и след-
ствий наших деяний, которые отравляют ум практикующего пес-
трым калейдоскопом чувств и ощущений. Здесь могут быть и
гнев, и страх, и сексуальные побуждения, и вялость, и сонливость.
Эту стадию эволюции называют чистилищем, и если вы читали
описания жизни святых, вы вспомните, какие искушения им при-
ходилось порой испытывать. Так, например, Господь Будда, сидя
под деревом боддхи и ожидая просветления, почувствовал, как его
искушает демоническая сила Мара, которая в Библии называется
Сатаной. И Мара, и Сатана искушали великих святых, но силы эти
находятся не снаружи, а внутри человека и могут быть обнаруже-
ны в сокровенных глубинах нашего "я". Буддистская традиция
изображает Мару в форме большого змея с ужасными зубами и
отвратительным обликом или в образах прекрасных обнаженных
женщин, в томлении искушающих неумолимого аскета. Все эти
символы, несомненно, вымышлены, но они выражают реальную
силу. Лишь самые бесстрашные и волевые могут одолеть ее. Все
великие люди, и особенно святые, неизбежно прошли сквозь по-
добные испытания. Казалось, непреодолимые преграды вставали
на их пути, когда они пытались пересечь опасную "заминирован-
ную" зону свадхистаны. Однако, заручившись благосклонностью
наставника, имея несокрушимую силу воли, искренние духовные
устремления, четко намеченную цель и ясное понимание, какими
средствами ее достичь, они преодолели очищающий барьер и ос-
вободили себя, чтобы затем освобождать других от духовной
смерти. Но если человека гложет даже малейшее сомнение, его
кундалини будет возвращаться в муладхару вновь и вновь. Вот
почему на первых стадиях садханы так необходима высшая фор-
ма вайрагьи (беспристрастие). Речь идет не об интеллектуальной
вайрагье, а о переоценке всех так называемых ценностей жизни,
среди которых стремление к наслаждению - камень преткновения
для многих. Где же предел этим наслаждениям? Возможно ли ког-
да-нибудь удовлетворить их окончательно? Когда вам исполнится
80 или 90 лет и ваше дряхлое тело не сможет больше наслаждать-
ся, то и тогда ваш ум все еще будет задерживаться на объектах
наслаждения. Тело уже не может, а ум еще сохраняет вкус... Если
садхак действительно осознал, что желания утолить невозможно
не только в течение одной жизни, но и в бесконечной череде их, он
сможет беспрепятственно продвинуть кундалини сквозь свадхис-
тану и выше. Без этого осознания свадхистана для него - желез-
ный занавес. Переход через границу свадхистаны требует особой
визы.
Сексуальный кризис
Однажды я прочел книгу хорошо известного свами, у которо-
го все время были проблемы со свадхистаной. Он писал: "Я сидел
всю ночь и ничего, кроме сексуальных мыслей, не шло мне на ум.
Я мечтал об обнаженных женщинах, и мое тело бросало то в хо-
лод, то в жар, пока наконец мною не овладели головная боль и сер-
дечная слабость. Пока длился мой кризис, передо мной то появля-
лось, то исчезало лицо моего гуру, который помогал мне сохра-
нять самообладание. Но противоборство с умом продолжалось до
утра. Вечером, однако, все началось сначала. Так продолжалось
много дней до тех нор, пока однажды ночью ко мне пришла Пар-
вати, шакти Господа Шивы, Божественная Мать. И хотя я знал, что
это - Парвати, сквозь ее прозрачные одежды я видел только бо-
жественное тело. Я пылал от вожделения... Не Божественную
Мать видел я... И вдруг' передо мной опять появилось лицо моего
гуру, что мгновенно отрезвило меня и заставило обратиться к
Парвати с мольбой: "О Мать, не искушай меня своей обольсти-
тельной силой. Я слишком слаб, чтобы ей противостоять. Я знаю,
что Ты даруешь свободу, но можешь и поработить. Ты способна
отбросить меня в трясину рождений и смертей, но Ты же можешь
и вытащить меня из этого болота невежества..." Когда я молился,
слезы струились по моему лицу и я почувствовал озноб во всем
теле. Почти теряя сознание, я понял, что кундалини благополучно
прошла сквозь свадхистану и направилась к манипуре".