Общие положения
1.1 Куратор учебной группы (в дальнейшем Куратор), являясь связующим звеном между деканатом (кафедрой) и студенческой группой, одновременно является наставником студентов, деятельность которого подчинена общим целям обучения, воспитания и развития личности студента и студенческой группы.
1.2 В своей деятельности Куратор руководствуется Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», Законом Российской Федерации от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Уставом КурскГТУ.
1.3 Куратор назначается и освобождается деканом факультета (заведующим кафедрой на правах деканата) в каждую студенческую группу из профессорско-преподавательского состава кафедр. Допускается назначение кураторов на старших курсах по направлениям подготовки и специализациям.
1.4 Кураторы подчинены и подотчетны декану (заместителю декана) факультета и заведующему кафедрой. Декан (заместитель декана) факультета совместно с заведующими кафедрами руководит и контролирует деятельность кураторов.
1.5 Работа Куратора рассматривается в качестве воспитательной работы преподавателя.
1.6 Основные задачи деятельности Куратора:
- изучение личности студента, его потребностей, интересов с целью оказания помощи в профессиональном становлении, саморазвитии и самоопределении;
- формирование социально и общественно необходимых компетенций, знаний, навыков и умений;
- содействие организации процесса овладения профессиональными знаниями по избранной специальности;
- создание гуманистической атмосферы в студенческом коллективе как условия нравственного развития студентов;
- помощь в развитии мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и профессиональных компетенций личности.
1.7 Основные компоненты в деятельности Куратора:
- индивидуальная работа со студентами;
- организация коллективной деятельности и общения;
- создание воспитывающей среды;
- конструктивная деятельность как умение строить учебно-воспитательный материал и проектировать развитие индивидуальности студента;
- организаторская деятельность как организация своего влияния на поведение студентов на занятиях и вне их; организация обратной связи со студентами (мнение, знания, интерес) и деятельности студентов;
- коммуникативная деятельность как совместная деятельность куратора и студента, построение межличностного взаимодействия и отношений в процессе педагогической деятельности;
- рефлексивная деятельность как умение куратора анализировать и адекватно оценивать результаты своей педагогической деятельности; стремление к личностному росту, самовыражению и саморегуляции.
1.8 Для решения учебно-воспитательных задач Куратор использует различные методы и формы воспитательной работы, определяемые на основе научных принципов и продиктованных педагогической целесообразностью: массовые формы (акции, собрания, конференции), групповые (спортивные секции, беседы, кураторские часы), индивидуальные формы и др.
Для создания сплоченного, организованного коллектива Куратору необходимо постоянно изучать состав студенческой группы, используя следующие методы:
- метод изучения документов (личных дел и личных карточек студентов, студенческих научных работ и т.д.);
- метод наблюдения (во время проведения занятий);
- метод опроса (анкетный опрос, групповое интервью).
Квалификационные требования
Куратор должен знать:
- Законы Российской Федерации в области образования и науки;
- Постановления Правительства и нормативные акты Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам образования и воспитания обучающихся;
- организацию и методику проведения воспитательной работы;
- современные формы и методы обучения и воспитания студентов;
- культуру общения и служебной этики.
2.1Куратор должен уметь:
- планировать, организовывать и проводить воспитательную работу с обучающимися.
Функциональные обязанности
Куратор должен проводить воспитательную работу со студентами по этапам вузовской подготовки (Приложение А).
Куратор должен вести следующую документацию:
- план работы куратора, охватывающий учебную, воспитательную, общественно-полезную, культурно-массовую, спортивную работу, работу в общежитии. В плане должны быть отражены: материалы изучения группы, индивидуальная работа со студентами;
- дневник куратора студенческой группы (приложение Б).
Куратор регулярно отчитывается о проделанной работе перед деканом (заместителем декана) и заведующим кафедрой, а также на заседаниях кафедры два раза в год (декабрь, май).
Куратор выполняет следующие функциональные обязанности:
В области индивидуальной воспитательной работы со студентами:
3.1 Изучает интересы, межличностные отношения, акцентуации характера, познавательные особенности, семейные условия и внеучебные общения студента.
3.2 Помогает студенту в преодолении трудностей обучения, проблем в учебной работе, в выборе специальных курсов, творческих работ.
3.3 Осуществляет непосредственное общение со студентами по любым взаимно интересующим вопросам.
3.4 Осуществляет выявление лидеров в студенческой группе, участвует в формировании актива группы (старосты группы, профорга и т.д.).
3.5 Оказывает помощь в профессионально-личностном самоопределении студентов.
В области работы со студенческим коллективом:
3.6 Принимает участие в проведении собраний студенческой группы.
3.7 Участвует в организации совместных дел студентов, основанных на их интересах и личностных особенностях.
3.8 Способствует участию студентов курируемой группы в общеуниверситетских делах («Посвящение в студенты», «КВН», субботники, спортивные и культурно-массовые мероприятия и др.).
3.9 Участвует в развитии культуры поведения студентов курируемой группы.
3.10 Участвует в развитии студенческого самоуправления, привлекает студентов к участию в конкурсе «Лучшая группа» курса, факультета, университета.
3.11 Оказывает организаторскую помощь по участию представителей студенческого коллектива в студенческом самоуправлении.
3.12 Участвует в организации развивающих мероприятий, экскурсий, посещения театров, концертов, выставок, музеев.
3.13 Осуществляет контроль за текущей и семестровой успеваемостью студентов, посещаемостью студентами занятий.
3.14 Участвует в выработке решения администрации по персональным делам студентов курируемой группы.
3.15 Контролирует условия жизни и быта студентов в студенческих общежитиях, совместно со студенческим советом и администрацией общежитий оказывает помощь студентам в улучшении условий быта и досуга.
3.16 Рекомендует студентов к назначению на именные стипендии, представляет их к поощрению администрацией, ходатайствует о выделении нуждающимся материальной помощи.
В области организации повседневного вузовского быта:
3.17 Поддерживает связь с преподавателями, ведущими занятия в курируемой группе, и при необходимости помогает организовать дополнительные индивидуальные занятия и консультации.
В области методической деятельности:
3.18 Ежегодно проводит педагогическую диагностику с целью корректировки целей и задач воспитательной работы.
3.19 Участвует в университетских мероприятиях, посвященных проблемам воспитания.
3.20 Распространяет опыт работы в периодических изданиях, учебно-методических пособиях.
Полномочия
Куратор имеет следующие полномочия:
4.1 Получать информацию, необходимую для выполнения возложенных на него функциональных обязанностей.
4.2 Представлять интересы студентов курируемой группы в деканате и на кафедрах.
4.3 Представлять студентов к поощрениям, выделению материальной помощи, а также представлять студентов к административным взысканиям.
Ответственность
Куратор несет ответственность за:
5.1 Ненадлежащее выполнение возложенных на него функциональных обязанностей.
5.2 Превышение полномочий при выполнении функциональных обязанностей.