Музыкально-риторические фигуры (латинский)




Таблица общепринятой мотивной символики И.С.Баха

По трактовке Швейцера, Яворского, Носиной, Бодки и др. исследователей.

 

 

Характеристика интонаций и мотивов из произведений Баха S – символическое значение мотива Произведения, где встречается мотив Другие особенности
1. Интервал «Секунда» 2♫♫♫♫ - задержание, апподжиатуры; (suspirato)-вздохи. Symbols (S)- вздоха, жалобы, S человеческого страдания и печали. 3-хголосная инвенция №9 f-moll, 3-хголосн: -c-moll, и др.   восходящие- как просьбы, нисходящие- как жалобы.
2. Интервал Терции 3:::: (трихорда) ì ì &(Q ●Ï•‌‌‌ ••f S-«Сына Божьего», «Аgnus Deiy», Юбиляция. ликование, колокольный перезвон в мажоре.   повсеместно   входит в состав других мотивов.  
3. Интервал Кварты – 4 символ креста Ì † †† (чистая) Тетрахорд-ì- постижения веры Господа, хорал: «Теперь возблагодарите все Господа» S-истовой веры, «верую»(Credo), S-креста животворящего ††† Первое причастие, S –вхождения во Храм   Встречается во всех произведениях.   2-голосн.Инвенция C-dur тема.   особо прослушивать, выделять - маркато. легато, портато, нон легато.
4. Интонации Тритонов – уменьш квинт.ув. кварт     S-предательства, распятия, страдания Спасителя на кресте «cruces fixues», passus dirisculas – принятые Крестные муки   Часто встречается на кульминациях в драматическом напряжении   особо прослушивать, выделять - маркато. легато, портато, нон легато.  
5. Интонация Квинты 5 (ì или î)   S- Святого Духа, Утешителя. посланного от Бога-Отца   повсеместно 2-хголосная Инвенция C-Dur Слушать, выделять
6. Интервал Сексты 6 м.   S- жертвенной любви Иисуса к людям S- его жертвенной любви к человечеству. Глория, восхищение.   3-гол. Инвенция c-moll   входит в мотив «жертвы», играть Dolente; (печально), легато. Входит в состав др. мотивов
7. Интонация Септимы 7,   ì î S-нарушения заповедей, 7 смертных грехов, протест против неверия. 2-гол.Инвенц. d-moll, Маленькая прелюдия d-moll используется для усиления драматизма в кульминациях, штрих маркато, артиколато.
8. Интервал Октава 8вверх или вниз: Q Q H Q Q Q H Sanctus –«Святой боже»,олицетворяет число «8»- S –святости, цельности; бессмертия, величавая поступь   2-голос.инвенция C-dur, F-dur; 3-голосная a-moll, f-moll, F-dur, чаще в левой руке. вверх-с оттенком юбиляции, вниз- с оттенком страдания.
9. Интервал Нона 9   S- нарушения 10-ти заповедей, греха, сожаления. 2-голос. инвенции d-moll, f-moll, 3-голосн. c-moll используется для усиления драматизма в кульминациях, штрих маркато, артиколато.
10.Мотив – «мордент» M m (из 3-4-х звуков), или мотив-группетто: T S-исполненного пророчества, «исполнения воли Господа» («да сбудется», «Amen») 2-гол. Инвенция E-dur №6, 2-гол.h-moll № 15, ES-dur 2-гол. встречается повсеместно S-«высшей» власти, мудрости, часто встречается в Кадансах.
10. Гаммаобразные мотивы вверх (“catabasis”)- “ ì S-«Воскресения», Богоявления, воскрешения Иисуса; (ангелы Света)   3-гол. Инвенция c-moll (№2), E-dur(№6)   Исполнять полётно, легато, леджиеро
11.. Гаммаобразные мотивы вниз (“anabasis”)- знаки печали, положения во гроб «««î S-«нисхождения» к смерти (ангелы Смерти)   2-голосная Инвенция f-moll, c-moll, 3-х голосн: G-dur№10 Исполнять полётно, легато, леджиеро
12. Хроматические последования, и «секунда +секста +секунда» 2 +4 +2 нисходящие последования хроматические   S-страдания, несение †, S-искупления на Кресте. (закрытая кварта)   S- несения Креста, † движения к Смерти. (“anabasis”, “a profoundis”)   входит в состав многих произведений     входит в состав многих тем легато, легато-маркато.  
13 Тоническое Трезвучие в виде арпеджио, ломанного арп.   в миноре -------------   S- Троицы, Воскресения, Юбиляции, Ликования («Душа веселися, наш праздник настал»-хорал).   S-пеленания, оплакивания Инвенция G-dur 2-хгол, F-dur (6-крылый Серафим) 3-хгол.Инвенция g-moll   декламационное легато, маркато.    
14. Разложенный Квартсекстаккорд - 4+3 = символ Христовой веры: † (кварта) + терция (Иисус). S- жертвы, сожаления о грехе (предательстве), символоплакивания.   2-хгол. Инвенция a-moll, 3-хгол. c-moll     легато, легато- артиколато, портаменто.  
15. Ломанные интервалы 2,3,4,5,6,7,8 - в Мажоре----     миноре----------------------------- S-Воскресения, Искупления, сошествия Духа Святого, (колокольности).   S-неверия, сомнения в вере, или «раскачивающийся матрос»-пошатнувшаяся вера.   ХТК 2т. Прелюдия- C-dur   Маленькая прелюдия c-moll из 2-й тетради, использ. повсеместно легато- портато (сочное)   легато легато-маркато
16. Тетрахорды нисходящие, (по секвенциям) S- пеленания, оплакивания, положения во Гроб. Повсеместно Инвенц.C-dur 2-голосная – интермедия первая.   легато

 

 

Музыкально-риторические фигуры (латинский)

· Thema - положение, предмет изложения, тема, (интонационное ядро)

· Antitheta - противоположности или противоречие

· Exordium – начало, закладывание основы, вступление, введение, сочинение, трактат, (введение, вступление; начальный отрезок формы).

· Patopoja – (задержание) так называемая фигура речи, используемая в музыке барокко и эпохи возрождения. Это было движение хроматическое вверх или (реже) вниз. Эта фигура выражала страдание. (Апподжиатура – форшлаги длинные) или расшифрованные – т.е. вписанные в текст мелодии.

· Anabasius – (греч.- гонец.), движение мелодии вверх, восходящее движение.

· Catabasis – (греч.) сошествие, спуск (в преисподнюю). Нисходящее движение.

· saltus duriusculusжёсткий скачок на,7, 8, 9 вниз, спрыгивать

· passus duriusculus – движение, шаги жестковатые, грубоватые (скачкообразное движение мелодии.

· Exclamatio – экскламацио, восклицание. Вопль (скачок вверх на 4,5,6,8?)

· Interrogatioвопрос, допрос, постановка вопроса, вопрошание.

· Aposiopesis - замолкнуть – фигура умолчания; неоконченность мысли, внезапная остановка в устной или письменной речи. Пауза, фермата над паузой, цезура.

· Suspiratio – суспирато, вздох, вздохи (нисх. секунды – хореи, задержания. Инвенция фа минор 3-х)

· Antitheton - антитетон (риторическая фигура, противопоставляющая две мысли, но не образующая мнимое противоречие, в отличие от антитезы.) (1мотивÇ, 2 мотив È)

· Amplificatio - 1) расширение, увеличение, (внедрение) 2) рит. амплификация, усиление (выражений), нагромождение (синонимов), сгущение (красок).

· Multiplicatio - увеличение, возрастание. приумножение

· Assimilatio - 1) уподобление, сопоставление, сходство, подобие, мнимое принятие мнения слушателей (чтобы в дальнейшем привести их к противоположному), ложное уподобление

· Ascensus - восхождение, подъём, доступ, подступ, лестница, ступень. (сцена)

· Descensus – нисхождение, спуск, сошествие, опускание.

· Fuga – бег, бегство, побег, развитие голосов, движение голосов

· Tirata - делать общеупотребительным, повседневным, растирать, часто употреблять, протирать, часто пользоваться, постоянно иметь в руках, тереть, (пассажи)

· Circulatio – circulus - окружность, круг, орбита, круговой путь, кольцо, звено, кольцеобразная стена, круглая чаша (Секвенция из 3-4 звуков)

 

Числовая символика:

1 – число Бога

2 – число Человека

3 – число Троицы, Иисуса

4 – число Креста, либо Земли (древние лады 4х ступенны), либо Марии

5 – число Святого Духа (византийский древний лад)

6 – число - Шестикрылый Серафим (ангел провозвестник для Марии)

7 – число 7 смертных грехов, страдания; сотворения Мира.

8 - число Бесконечности, Святости, Sanctus

9 – число нарушения 10 заповедей Господних, (возможно, - «трижды Свят»)

10 – число Заповедей Блаженства

11 – число, возможно, Иуды и Предательства

12 – число Учеников Иисуса, 12 апостолов

33 – возраст распятого Христа

14 и 41 – как сумма чисел по нем. алфавиту имени Bach, J.S. Bach.

Теория аффектов опиралась на учение Аристотеля. По Аристотелю, аффекты

представали идеализированными: человек должен изображаться не таким, каков он есть,

но таким, каким он должен быть.

В классификациях различались главные и второстепенные аффекты.

 

Кл. Монтеверди выделил три основные страсти: гнев, уверенность и смирение, или мольбу. -

Эта схема удержалась на протяжении эпохи.

В измененном виде мы встречаем ее у немецкого композитора и теоретика оперы Р. Кайзера -

«Аффекты гнева, сострадания, любви, как те свойства, присущие великодушию,

справедливости, невинности и одиночеству, она (опера) изображает в их неприкрытой наготе,

увлекая своей сокровенной силой в сторону сих чувств все умы, и как бы вынуждая сердца к любой страсти, подобно несгораемому амианту (асбесту), воспламеняющемуся посредством искусно отшлифованного зеркала.»

 

К основным аффектам принято было относить аффекты

· любви,

· печали (или сострадания),

· слез,

· стенания или плача,

· радости или веселия и

· ликования.

 

В числе второстепенных фигурировали аффекты

· удивления,

· аффект упорства и отваги,

· аффект страха и терзания,

· аффект отчаяния,

· аффект неверности,

· аффект суровости,

· аффект ярости и негодования и др.

 

Были разработаны строгие каноны передачи, изображения аффектов.

 

1. Так, «аффект радости основывался на понятии благого, с ним связывались

лидийский, миксолидийский, гипоионийский лады, совершенная гармоническая триада.

Реализация этого аффекта предполагала малое число диссонансов, запрет на их свободное применение,

а также на увеличенные и уменьшенные интервалы.

Радостными считались терция, кварта, квинта, фигура saltus.

Движение должно было быть быстрым, почти без синкоп, размер трехдольным (tempus perfectum).

Идеальные примеры музыкального выражения радости — мотеты И. С. Баха «Singet dem hern»,

начало его Рождественской оратории.

Ликующие возгласы и распевы, подвижная беглость, совершенный размер, подчеркнутая консонантность, равновесие скачков и плавного движения заставляют слушателя проникнуться искренним весельем»

 

2. Для репрезентации аффекта любви служили слабые интервалы, синкопы, диссонансы,-

спокойное плавное и мягкое движение.

Не следовало использовать тритоны, уменьшенные интервалы, нарушающие присущую аффекту усталость.

3. Аффект печал и характеризуют жесткие интервалы, диссонансы (преимущественно свобод-

но взятые), хроматика, секстаккорды, разнообразные нарушения гармонических

связей, несовершенная гармоническая триада. Характерны также медленное дви-

жение, резкие синкопы, эмфазы.

4. Аффект жалобы изображают широкие интервалы

(квинты, сексты, септимы)

Существовала система соответствий между аффектами и ладами.

По традициям школы Габриели, которые унаследовала затем школа Шютца,

· фригийский лад — носитель скорби,

· эолийский — печали, способный вызывать слезы (школа Шютца аналогично трактовала и дорийский лад),

ионийский и лидийский лады соответствовали ликующим, бурным и резвым высказываниям,

таким представлялся и миксолидийский лад.

 

Строгое представление канона было создано итальянским теоретиком Дж. Дирута еще в 1609 г.

Оно устанавливало взаимосвязь между ладами, аффектами и органной регистровкой.

 

Марк-Антуан Шарпантье (1643 - 1704). Французский композитор, певец

разрабатывает аффектную характеристику тональностей:

 

С-Dur — веселый и воинственный

с-moll — сумрачный и печальный;

D-dur — радостный и очень воинственный,

d-moll — торжественный и благочестивый,

Е-Dur — сварливый и раздражительный, -

е-moll — изнеженный, любовный и жалобный,

Es-Dur — жестокий и суровый,

es-moll — ужасный, пугающий,

F-Dur — неистовый и вспыльчивый,

f-moll — сумрачный и жалобный,

G-Dur — нежный, радостный,

e-moll — серьезный и величественный,

a-moll — мягкий и жалобный,

В-Dur — величественный и радостный

b-moll — сумрачный и устрашающий,

H-Dur — суровый и жалобный,

h-moll — одинокий и меланхолический

 

Очень ясную классификацию типов тональностей в зависимости от аффектов выработала неаполитанская опера.

· Бравурность и героику передавал D-Dur,

· месть d-moll,

· жалобу g-moll,

· пастораль G-Dur,

· любовные чувства А-Dur.

· Для демонических сцен рекомендовались c-moll и fi s-moll.

 

Необходимо отметить универсальность теории аффектов: репрезентировать аффект способна и чистая инструментальная музыка, не прибегая к поддержке слова.

 

Пример — Хроматическая фантазия Баха: в ней отчетливо переданы печаль, сострадание, жалобы, скорбь.

А сколь патетична его музыкальная речь в танцевальных сюитах, казалось бы, не требующих особых стараний о передаче аффекта! Бах усложняет прикладной жанр, переводит его в сферу высокого стиля, облагораживает

незатейливые танцы средствами риторического украшения.

 

Истоки теории аффектов - в античной музыкальной эстетике (в частности, в теории этоса). Возникновение её было следствием распространения в 1-й половине 17 века рационализма в философии.

Согласно Ренэ Декарту («Компендий музыки», 1618 год), цель музыки - «доставлять нам наслаждение и возбуждать в нас разнообразные аффекты».

 

Одна из классификаций А. Кирхера в его «Универсальной музургии» («Musurgia universalis», 1650) насчитывала следующие 8 музыкальных аффектов:

1. amor — любовь,

2. tristitia — печаль, грусть

3. audacia — отвага,

4. furor –ярость,

5. temperantio — умеренность,

6. indignatio — негодование,

7. gravitas — величие,

8. religio — набожность, святость.

 

В другой классификации у него появились также «радость», «страх».

В музыкальной практике к ним добавились и иные, в частности, «шутка » (или «музыкальное скерцо» — у Монтеверди).

 

Немецкие теоретики 18 века (И. Маттезон, Ф. В. Марпург и др.), выделяя значительно большее число возможных аффектов, рассматривали их главным образом как характеристики содержания музыки.

 

Будучи тесно связана с музыкальной риторикой (в том числе с учением о музыкально-риторических фигурах), в 18 веке теория аффектов с близилась с теорией подражания. (звукоизобразительности)

 

Н. Дилецкий в «Мусикийской грамматике» в 1681г. (1675–79) определил три рода музыки — веселую

жалостную и смешанную.

В итальянской опере сложилась аффектная типология арий: героическая, гневная, ламентная, бравурная, буффонная и др.

 

С аффектами были связаны определенные элементы музыкального языка: ладотональность,

интервалика, тактовый размер, длительности, темп, музыкально-риторические фигуры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: