Задание к допуску по информатике.
Оцифровать ТАТ.
Как это делать.
На примере ДДЧ (дом-дерево-человек).
Человек рисует дом, дерево и человека. Получаем результат. Оцениваем.
Враждебность |
1. Отсутствие окон |
2. Дверь – замочная скважина |
3. Очень большое дерево |
4. Дерево с краю листа |
5. Обратный профиль дерева, человека |
6. Ветки двух измерений, как пальцы |
7. Глаза – пустые глазницы |
8. Длинные острые пальцы |
9. Оскал, видны зубы |
10. Агрессивная позиция человека |
11. Задняя стена дома изображена с другой стороны, необычно |
12. Двери с огромным замком |
13. Окна без стекол |
14. Отсутствие окон на первом этаже дома |
15. Волосы не заштрихованы, незакрашены, обрамляют голову |
16. Руки скрещены на груди |
17. Пальцы крупные, похожие на гвозди (шипы) |
18. Карикатурное изображение |
19. Зубчатые неровные линии |
20. Фигура Бабы–Яги (к женщинам) |
21. Крона – клубок |
22. Другие возможные признаки |
Конфликтность |
1. Ограничения пространства |
2. Перспектива снизу (взгляд червя) |
3. Перерисовывание объекта |
4. Отказ рисовать какой–либо объект |
5. Дерево как два дерева |
6. Явное несоответствие качества одного из рисунков |
7. Противоречивость рисунка и высказывания |
8. Подчеркнутая талия |
9. Отсутствие трубы на крыше |
10. Другие возможные признаки |
Агрессивность |
1. Разные постройки |
2. Ноздри слишком подчеркнуты |
3. Зубы четко нарисованы |
4. Руки сильные |
5. Рука как боксерская перчатка |
6. Пальцы отделены |
7. Большие пальцы |
8. Пальцев больше пяти |
9. Пальцы длинные |
10. Оружие |
11. Мало гнутых линий, много острых углов |
12. Линии с нажимом |
13. Штриховка от себя |
14. Закрытая густая листва |
15. Штриховка ствола |
16. Другие возможные признаки |
Негативизм |
1. Разные постройки |
2. Боковая стена, изображенная в одномерной перспективе |
3. Уши маленькие |
4. Уши слишком подчеркнуты |
5. Пальцы сжаты в кулак |
6. Кулаки прижаты к телу |
7. Кулаки далеко от тела |
8. Ноги непропорционально длинные |
9. Ноги широко расставлены |
Как мы видим, возможен качественный анализ рисунка (характер штриховки, нажима; содержание; цвета).
Допустим, нам нужно получившиеся результаты оцифровать. Из качества перевести в количество.
Как мы это делаем.
Вариант 1 (более простой, менее точный).
Выделяем шкалы.
В данной методике.
Шкалы враждебности, конфликтности, агрессивности, негативизма. (см.табл.)
Каждому пункту можно присвоить 1 балл.
Например.
Отсутствие окон – 1 балл, зубчатые неровные линии – 1 балл, непропорционально длинные ноги – 1 балл, и т. п.
Тогда, если, допустим, ребенок нарисовал дерево с краю листа(1), дом без окон (1), у человека руки скрещены на груди (1), да еще у нарисованного человека вместо глаз – пустые глазницы (1) (а все эти пункты входят в шкалу враждебности), тогда получается, что враждебность – 4 балла (из возможных 22-х).
Потом смотрим на признаки агрессивности –допустим, у человека четко прорисованы зубы(1), сильные руки (1) с большим количеством пальцев (1) (ну и картинка!), да еще тестируемый человек штриховал от себя (1), тогда по агрессивности – тоже 4 балла (из возможных 16-ти).
И так с оставшимися шкалами конфликтности и негативизма.
По итогу результат теста мы можем представить в баллах, «забить» в таблицу и сравнить (если нужно) между разными протестрированными людьми, выявить максимальное, минимальное значения, подсчитать средние баллы по шкалам…
Есть 2-й вариант.
Ввести «взвешенный показатель ».
То есть. У нас есть те же шкалы – враждебность, конфликтность, агрессивность, негативизм.
В результате теста мы видим, что могут быть 3 критерия: характер линии, содержание, цвет.
Можно предположить, что характер линии и содержание для нас имеют большее значение, нежели цвет.
И тогда, предположив это, мы даем каждому критерию свой «вес».
Характер линии – 0,4; содержание – 0,4; цвет – 0,2. (Вес дан нами произвольно, первым двум критериям больше, потому что их значение важнее, а в сумме должна быть единица 0,4+0,4+0,2= 1).
Как пример, возьмем шкалу враждебности. Тот же рисунок: при рассмотрении враждебности нам важно, что дерево с краю листа (1), дом без окон (1), у человека руки скрещены на груди (1), у нарисованного человека вместо глаз – пустые глазницы(1) (это все – содержание рисунка -4). Допустим, что человек часто штриховал и сильно нажимал на карандаш (1+1- характер линии). Например, используется желтый цвет – враждебность.(см примеч.).
Тогда происходит такая штука – мы весумножаем на эти баллы.
Шкала враждебности = 0,4*(1+1+1+1)+0,4*(1+1)+0,2*1= 2,6.
Шкала враждебности 2,6 балла.
Остальные шкалы по этому же принципу.
Получаем баллы, можем «вбивать» в таблицу для обработки.
ЗАДАНИЕ для допуска к зачету.
Придумать, как оцифровать результаты ТАТ (Тематический апперцептивный тест).
То есть качественный результат перевести в количественный.
Тест распространен, можно найти в интернете.
Всем удачи!
Примечание:
АНАЛИЗ ЦВЕТА (https://tests.pp.ru/pro/htp1.phtml).
Цвет черный - депрессивный фон настроения. Застенчивость, пугливость, сильные оппозиционные тенденции с потенциальной агрессивностью. Агрессивность может быть направлена, так и не направлена вовне.
Цвет синий - определенный депрессивный фон настроения, улавливается потребность к самоконтролю и его тренировке.
Черно-синий комбинированный - шизо-аффективный тип реакции.
Цвет коричневый - если штрихование коричневым цветом не применяется конвенционально (например, ствол дерева, стены дома, волосы человека), то он указывает на осторожность и несозревшую, недостаточно развитую реакцию на эмоциональные стимулы.
Цвет зеленый - потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности. Это положение является маловажным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева, крыши дома, травы.
Оранжевый - патоморфная комбинация чувствительности и враждебности (если употреблен не конвенциально).
Пурпурный - сильная потребность власти, нигде не применяется конвенционально.
Красный - наибольшая чувствительность, потребность теплоты из окружения, некоторые называют этот цвет эротическим.
Желтый - сильный признак враждебности. Конвенциональное использование этого цвета в основном ограничивается изображением внутри дома. В этом случае обозначается ночь или ее приближение, желтый цвет выражает переживание враждебности среды и необходимости скрывать свои действия от окружающих. Желтый цвет во всем рисунке - очень сильное чувство враждебности по всем социальным связям и отношениям.
Выбор цвета - чем дольше, неувереннее и тяжелее субъект подбирает цвета, тем более вероятны какие-то нарушения личности.
Смешивание, сливание цветов, оттенки - более совершенное использование цвета.
Цвет, штрихование (тени), интенсивнее на переднем плане и на фоне - тревога, но в рамках реальности.
Цвет, штрихование 3\4 листа - нехватка контроля над выражением эмоций.
Штриховка, выходящая за пределы контура - тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию.
Хотя все эти интерпретации в каталоге предъявлены в догматической форме, многие еще требуют опытного подтверждения в условиях различных выборок, поэтому все они должны исходить из совокупности данных различных тестов, предварительной информации о личности испытуемого и наличной картины его состояния. Эти положения надо иметь в виду после каждого суждения, данного в каталоге.
Вместе с этим нецелесообразно придавать большое значение той позиции, которая, судя по комментариям субъекта, пропорциям, качеству контура, штрихованию рисунка не является для него личностно значимой. Надо избегать и слишком большой приверженности к общим позициям, потому что они могут иметь иногда специфическое значение для субъекта.