1) При оценке детской творческой р1аботы необходим тонкий учет психологических особенностей возраста, изобразительной деятельности, возможностей учащихся определенной возрастной группы. «Каждый возраст, - подчеркивает известный специалист художественного воспитания детей Г. В. Лабунская1, — несомненно имеет свои средства художественного выражения, свою особую выразительность и свои эстетические требования к рисунку».
Нельзя забывать и об учете личных субъективных и объективных возможностей ребенка: его подготовки, способностей, особенностей запросов и склонностей, темперамента, степени старательности при выполнении работы. Педагоги отмечают, что чем младше ребенок и чем более низок уровень его художественного развития, тем более склонен он оценивать свою работу мерой вложенного в нее труда и затраченного времени. В этом случае незамеченная учителем старательность ученика будет ощущаться им как несправедливость, вызовет чувство обиды, глубокое переживание.
Индивидуальный подход к оценке творческой работы учащихся заключается также в том, что она отображает индивидуальный уровень достижения ученика в сравнении с предыдущими заданиями.
2) Оценивать следует не только конечный продукт детского художественного творчества, но и качество работы учащихся в процессе вы-
Лабунская Г. В. Изобразительное творчество детей. — М.: Просвещение, 1965 г., с. 9
полнения задания на разных этапах. Такая промежуточная, прокомментированная учителем, поощрительная качественная (иногда балльная) оценка является дополнительным средством, стимулирующим активное осознанное отношение учащихся к работе.
3) Балльная оценка должна осуществлять не только учебную, но и
воспитательную функцию. Например, с воспитательной точки зрения
вредным является чрезмерное (тем более систематическое) захваливание
учащихся, особенно тех, кто достигает высоких результатов без особых
усилий. Это порождает честолюбие и тщеславие, пренебрежительное от
ношение к товарищам.
Однако еще опаснее - постоянные неудачи учащихся, подкрепляемые низкими оценками, равнодушие, формальный акт выставления отметок. Все это ослабляет уверенность в себе, вызывает чувство своей неполноценности, гасит увлеченность работой.
4) Психологи и педагоги подчеркивают, что в основу критериев
оценки любой детской работы (в том числе и продукта детского художест
венного творчества) должно быть положено гуманистическое отношение к
учащимся и педагогический такт.
Как уже было отмечено, особенно осторожно нужно относиться к простановке плохой отметки. Являясь источником огорчений ребенка, она отрицательно влияет на его самочувствие и настроение, угнетает его творчество, часто становится причиной потери интереса к творчеству. Низкий балл следует ставить сугубо индивидуально и только тогда, когда учащиеся смогут уже самостоятельно оценивать достоинства и недостатки своих работ, смогут понять объективность оценки учителя. При этом фиксировать внимание учащегося на недостатках в работе следует в тактичной форме, так, чтобы не унижать и не подавлять его. Главной направленностью в работе учителя должно быть выявление сильных сторон учащихся, что в большой мере вселяет в них веру в свои силы и возможности.
Доброжелательность и внимание, уважение к результатам работы является необходимым условием поддержания интереса детей к изобрази-
тельной деятельности, развития их творческой активности.
5) Оценочная деятельность педагога должна служить активным средством повышения качественной эффективности обучения и отражать стимулирующее отношение учащихся к учебным занятиям.
В соответствии с данным тезисом оценку продукта детского художественного творчества следует проводить в форме анализа, обсуждения. При этом оценка не обязательно и не всегда должна получать материальное подтверждение в виде балла. Она может быть также выражена в качественных характеристиках или в других формах. Например, лучшие работы могут быть отмечены «медалью», отобраны в качестве заказа для выполнения коллективной работы, аля участия в выставке, для подарка, для методического фонда и т. п.
Полезно организовывать коллективные обсуждения ученических работ, что способствует формированию умений высказывать осознанные и аргументированные суждения по поводу достоинств и недостатков художественной работы.