В истории мировой культуры импрессионизм оставил яркий, неповторимый след, оказав глубокое воздействие на обогащение чувства прекрасного. Для человека XIX столетия осмысление импрессионистических открытий равнозначно, прежде всего, приобщению к тайне мгновения, и к многоликому сиянию уникальных проявлений бытия.
Великая эпоха импрессионизма длилась чуть больше десятилетия. К 1886 г. он завоевал весь мир искусства, распространился в США, Британии, Германии, Скандинавии, где существовал еще долгие годы.
Импрессионизм, с одной стороны, завершает развитие всего послеренессансного искусства, ведущим принципом которого было отражение окружающего мира в зрительно достоверных формах самой действительности, а с другой - является началом крупнейшего после Ренессанса переворота в истории изобразительного искусства, заложившего основы качественно нового его этапа - искусства XX века.
Художники - импрессионисты внесли свежую струю в ход развития изобразительного искусства. Нельзя не отметить новаторскую роль импрессионистов в создании реалистического городского пейзажа, расширившегося тем самым возможности этого жанра. Они стремились уловить в своих пейзажах непосредственный трепет жизни природы и найти наиболее точные и гибкие средства ее живописного воплощения. Импрессионисты совершенствовали свое мастерство мгновенного и острого схватывания беспокойно-калейдоскопического ритма жизни большого города, точной фиксации характерных для него персонажей, типов и ситуаций.
Стремление уловить световое состояние изображаемой природной среды, стремление путем все более последовательного (начиная с середины 80-х гг.) применения принципа оптического смешения цвета повысить светоносность, солнечность картины и освободиться от «музейной черноты» имело в данном случае своей оборотной стороной утрату той пластической телесности, материальной весомости, которой обладала реалистическая живопись от Тициана до Делакруа и Курбе. На раннем этапе своего развития техника импрессионистов - отказ от черного цвета, переход к цветным теням (что действительно соответствует природе) - необычайно просветлила живопись, придавая пейзажам импрессионистов непосредственность, непредвзятую, правдиво - естественную «свежесть» видения, ощущения мгновенно схваченного впечатления.
Очень точно сущность импрессионизма отражена в высказывании Эдуарда Мане: «Каждое произведение должно быть новым созданием духа. Надо оставить в стороне воспоминания, видеть только то, что видишь и смотреть на предметы, как если бы в первый раз».
И в этом отношении их искусство было новым словом в развитии реалистической живописной зоркости восприятия мира.
Заключение
Таким образом, новыми художественными средствами в творчестве импрессионистов стали следующие:
- работа чистым цветом без черного;
- работа беглыми мазками;
- этюдность работ;
- серийность работ;
- эмоциональность работ;
- нет края полотна;
- тематика - современная жизнь;
- работа на пленэре (на воздухе);
- исчезает глубина образа.
Импрессионизм как направление в изобразительном искусстве, оставил весьма значительный след в мировой культуре.
Буквально в течение полутора - двух десятков лет импрессионизм распространился по всему миру. Среди многочисленных его последователей - американец Д. Уистлер, немцы М. Либерман, Л. Коринт, М. Слефогт, итальянец Дж. Сегантини, русские живописцы К. А. Коровин, И. Э.Грабарь.
Присущий импрессионизму интерес к мгновенному движению, ускользающим впечатлениям, текучей форме восприняли и скульпторы - О. Роден во Франции, М. Россо в Италии, П.П. Трубецкой и А. С. Голубкина в России. Не осталась в стороне от влияния импрессионизма и музыка. Яркие представители этого направления К. Дебюсси, М. Равель расширили колористические средства музыкальной выразительности.
Созданные импрессионистами произведения искусства являются для нас и будущих поколений нетленными. Они стоят как бы вне времени, не устаревают и продолжают жить своей внутренней жизнью на продолжении существования человечества. Искусство вечно. Наверное, в этом наше счастье…
Список использованной литературы
1. Большая Серия Знаний. Изобразительное искусство.- М., «Мир книги», 2006.
2. Энциклопедический словарь юного художника – М., «Педагогика», 1983.
3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М., «Искусство», 1989.
4. Гуревич П.С. Культурология. – М., Учебно –методическое пособие., 1998.
5. Энциклопедия импрессионизма. Под редакцией М. Серюлля и А. Серюлля. – М., «Республика», 2005.
6. www.coolreferat.com
7. www.millit.ru
8. www.wikipedia.ru