Особенности художественной гимнастики как вида спорта




М И Н И С Т Е Р С Т В О С П О Р Т А Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА»

направление подготовки 49.03.01 - Физическая культура

 

направленность (профиль) «Спортивная тренировка в избранном виде спорта»

 

кафедра Теории и методики гимнастики

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине Теория и методика избранного вида спорта

КРУШАНОВОЙ СОФЬИ АНДРЕЕВНЫ

 

КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ СПОРТСМЕНОК 13-14 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ

 

 

Результаты проверки:

Процент цитирования __________

Процент оригинальности _______

 

Руководитель:

Береславская Н.В.__________________

(подпись)

«___» _______________ 2020г..

 

Дата защиты: «__» _______ 2020г.

Оценка: ______________________

 

Краснодар 2020

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ  
1. Особенности художественной гимнастики как вида спорта  
2. Характеристика координационных способностей  
3. Анатомо-физиологические особенности детей 13-14 лет  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Художественная гимнастика – сложно-координационный вид спорта. Особенностью мастерства в художественной гимнастике является овладение сложной и тонкой координацией движения, умение передавать не только общий характер движений, но и его детали [10].

Техническая подготовка в художественной гимнастике характеризуется сложно-координационными действиями спортсменок, которые выполняются одновременно с манипуляциями предметами на фоне музыкального сопровождения.

Специфика вида спорта предъявляет высокие требования юным спортсменкам в развитии координационных способностей. В художественной гимнастике развитию координационных способностей всегда уделялось пристальное внимание. Учёные, которые занимались вопросами спортивной подготовкой гимнасток: Е.С. Краева [6], Р.Н. Терехина, И.А. Винер [19].

В настоящее время актуален поиск методик повышения эффективности тренировочного процесса без увеличения объема и интенсивности нагрузок. Однако непрерывный рост результатов требует поиска новых форм, средств, методов работы с юными спортсменами. Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса – это сложнейший процесс, успех которого определяется целым рядом факторов.

Одним из таких факторов является повышение уровня координационных способностей и выявления более эффективных способов, средств, методов, при помощи которых можно за минимальный промежуток времени достичь наивысшего результата [1].

Особенно остро с точки зрения воспитания двигательных способностей стоит возраст интенсивного роста и развития организма спортсменок, который происходит в подростковый возрастной период. От изменения длины частей тела, необходимо изменять и подстраивать технику выполнения движений. В период интенсивного роста в длину, гимнасткам приходится выполнять упражнения не только с целью улучшения и спортивного совершенствования техники, но и для того, чтобы не потерять уже наработанные умения и навыки. Данное обстоятельство обуславливает повышение объёма выполнения упражнений, связанных с отработкой техники движений, а также повышение требований к уровню координационных способностей.

Проблема, изучения процесса развития координационных способностей гимнасток 13-14 лет, заключается в возрастающей координационной сложности данного вида спорта, с одной стороны, и в недостаточной разработанности методики развития координационных способностей у детей подросткового возраста, с другой стороны.

Объект исследования: процесс физической подготовки гимнасток 13-14 лет.

Предмет исследования: методика развития координационных способностей гимнасток 13-14 лет.

Цель исследования: проверить эффективность развития координационных способностей спортсменок 13-14 лет, занимающихся художественной гимнастикой.

Задачи исследования:

1. Изучить художественную гимнастику как вид спорта, определить направленность физической подготовки спортсменок.

2. Описать понятие координационных способностей.

3. Изучить методику развития координационных способностей у спортсменок 13-14 лет в художественной гимнастике.

Методы исследования: Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы.

Структура работы: Курсовая работа изложена на 26 страницах компьютерного текста, включает в себя: введение, основную часть, содержащую 3 главы, заключение и список литературы, состоящий из 20 источников научно-методической литературы отечественных авторов.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Особенности художественной гимнастики как вида спорта

В настоящее время художественная гимнастика – это олимпийский вид спорта, в котором спортсменки соревнуются в техническом мастерстве и выразительности исполнения сложных движений телом в сочетании с манипуляциями предметами под музыку. Наиболее типичными упражнениями для художественной гимнастики являются упражнения с различными по фактуре предметами (скакалкой, обручем, мячом, булавами и лентой), в сочетании с движениями без предмета, акробатическими упражнениями, элементами танца и хореографии. Эти упражнения наиболее ярко отражают специфику художественной гимнастики и являются ее основным содержанием. Спортивное мастерство гимнасток слагается из следующих компонентов: трудности программ, композиции и качества исполнения [5].

Художественная гимнастика – сложно-координационный вид спорта. Особенностью мастерства в художественной гимнастике является овладение сложной и тонкой координацией движения, умение передавать не только общий характер движения, но и его детали [15].

Обилие и специфика средств обуславливают методические особенности художественной гимнастики, среди которых наиболее характерными являются следующие:

Во-первых, свободное перемещение гимнастки по площадке, включающее в себя элементы танца, балета, мимики, пластики, элементы без предмета и с предметами, а также некоторые элементы упрощенной, стабилизованной акробатики.

Во-вторых, художественная гимнастика связана с искусством владения своим телом в естественных условиях. Художественная гимнастика – это искусство выразительного движения [19].

В-третьих, особенностью художественной гимнастики является музыкальное сопровождение. Благодаря слиянию динамики движений с характером музыкального сопровождения, движения получают различную эмоциональную окраску и приобретают танцевальность. Эта связь осуществляется не только в согласовании движения с размерами и темпом музыкального сопровождения, но и в воспитании у занимающихся умения правильно понимать музыку и выполнять движения в соответствии с ее содержанием и формой. Музыка создает более яркое представление о характере движения.

В-четвертых, особенность заключается в возможности эффективно влиять на эстетическое воспитание.

В-пятых, особенность связана с двигательной памятью и вниманием. Для выполнения сложных комбинаций, оригинальных упражнений гимнастке необходимо иметь хорошую память и внимание. Сложность структур двигательных действий гимнасток обуславливает необходимость запоминания большого объема относительно независимых между собой движений. Это предъявляет требования к двигательной памяти гимнасток, а также к таким качествам, как исполнительность, ясность и точность воспроизведения движения.

Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от четкого восприятия движения. Восприятие основывается на зрительных ощущениях: глаз оценивает не только удаленность предмета и партнеров, но и прослеживает детали изучаемых и совершенствуемых движений, действий, позволяет получить информацию о них [7].

Успешность обучения и совершенствования в художественной гимнастике во многом определятся вниманием гимнастки к движениям, их деталям, отчетливостью восприятия, или иначе - координацией движений.

Внимание гимнастки характеризуется следующими признаками: сосредоточенностью, широким распределением на движущиеся объекты (партнеры, предметы), быстрой переключаемостью с одного эпизода на другой, большим объемом (видеть площадку) и интенсивностью, особенно в напряженных ситуациях.

Следующей особенностью является композиция произвольного упражнения. Тенденция к относительному выравниванию технических и физических возможностей гимнасток, претендующих на завоевание призовых мест в соревнованиях высокого ранга, существенно обостряет соревновательную борьбу, победа в которой начинает определяться оригинальностью, новизной композиции произвольных программ (как в индивидуальном, так и в групповом первенстве) [20].

Последняя особенность – целостность. Это значит, что заданное гимнастке основное движение должно обязательно сопровождаться дополнительными движениями. Например, основное движение: из исходного положения руки влево перевести их дугой книзу вправо. Дополнительными движениями будут:

- движение головы, опускающейся и поднимающейся влево за движением рук;

- движение плечевого пояса, сначала слегка опускающегося, затем чуть поднимающегося соответственно движению рук;

- чуть заметные наклоны туловища в сторону движения рук.

В целом, упражнения выполняются слитно, мягко с небольшим сгибанием рук в суставах. Движения кистей слегка отстают от движения рук. Наиболее ярко целостность движений проявляется в таких упражнениях, как волна и взмах.

Перечисленные выше методические особенности художественной гимнастики характеризуют в основном деятельность спортсменок в условиях тренировочных занятий. Условия, в которых протекают соревнования, значительно отличаются от условий тренировок. Для эффективного преодоления трудностей, создаваемых соревновательной деятельностью (эмоциональная напряженность, стартовая лихорадка), гимнастка должна обладать такими качествами: смелостью, уравновешенностью, самообладанием, настойчивостью, стремлением к успеху.

Художественная гимнастика – многоборье. Гимнастки младших разрядов соревнуются в упражнениях с предметами (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента) и в упражнении без предмета. Гимнастки старших разрядов упражнение без предмета не выполняют. Помимо многоборья программой соревнований предусматриваются и групповые (5 гимнасток) упражнения с одним или двумя предметами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: