Философия и ее роль в научном познании
Решение вопроса о соотношении философии и частных наук можно свести к двум основным моделям: а) абсолютизация одной из этих сторон (метафизич.подход); б) взаимосвязь, взаимодействие обеих сторон (диалектич.подход).
Характеризуя первый тип, следует выделить главные формы: спекулятивное умозрение и позитивизм
Спекулятивное умозрение строило свою «абсолютн.модель» мира, не опираясь на частнонаучное знание. Это — тип концептуального знания, которое выводится без обращения к опыту, к фактам, только при помощи рефлексии, т.е. направляя мышление на осмысление собственных форм путем рассмотрения самого знания как такового. Наиболее характерные виды спекулятивного умозрения — натурфилософия (философия природы) и философия истории.
Натурфилософия — преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между естествознанием и натурфилософией, как и место самой натурфилософии в системе философского знания, менялись в истории философии. В античности натурфилософия сливалась с зачатками естественно-научных знаний и обычно именовалась физикой. Натурфилософия была важнейшей составной частью философских систем Нового времени, разрабатывалась представителями немецкой
классической философии (Шеллингом и Гегелем).
Философия истории — раздел философии, связанный с умозрительной интерпретацией исторического процесса и исторического познания.
Уже в античной философии содержались определенные представления о прошлом и будущем человечества, однако они еще не складывались в законченную систему взглядов. Начиная с XVI—XVII вв. философия истории становится одним из главных разделов философских систем. Ее становление как самостоятельной философской дисциплины исторически связано с именами Вольтера, Вико, Гердера, Сен-Симона и Гегеля.
Позитивизм — философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, «положительное» (позитивное) знание может быть получено как результат отдельных специальных (частных) наук и синтетического объединения этих результатов. Философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование действительности, не имеет права на существование. «Наука — сама себе философия» — вот кредо позитивизма.
Конт считал, что наука не нуждается в стоящей над ней философии. Это не исключает синтеза частнонаучного знания, за которым можно сохранить старое название «философия».
язык, полумистические понятия («абсолютный дух», «чистый разум» и т. п.).
Вопрос о соотношении философии и науки решался не только метафизически односторонне (умозрение и позитивизм), но и диалектически. Наиболее характерными здесь являются: диалектически-идеалистический подход (Шеллинг,Гегель); диалектико-материалистический подход (Энгельс).
Диалектическая натурфилософия Шеллинга возникла как ответ на потребность в философском осмыслении массы новых естественнонаучных результатов, которые были получены к концу XVIII в. Опираясь на естественнонаучные открытия своего времени, Шеллинг сформулировал идеи целостности и развития природы, ее «полярности» («насыщенности» противоречиями), всеобщей связи ее явлений и др..
Говоря о необходимости союза философии и частных наук, Гегель утверждал, что необходимо, чтобы философия согласовывалась с действительностью и опытом — это «пробный камень» истинности философского учения.
Диалектика как Логика и теория познания, согласно Гегелю, не отбрасывает в сторону эмпирическое содержание частных наук, а признает его, пользуется им и делает его своим собственным содержанием. Она также признает всеобщее в этих науках, законы, принципы и т. п., но она вводит в эти категории другие — философские — категории и удерживает их. Различие, таким образом, состоит лишь в этом изменении категорий. Отсюда Гегель делает свой знаменитый вывод о том, что «всякая наука есть прикладная логика».
Энгельс осуществил глубокое диалектико-материалистическое переосмысление философии Гегеля с учетом обобщения важнейших результатов развития естественных и гуманитарных наук. На материале естествознания Энгельс показал, что в природе сквозь хаос бесчисленных изменений прокладывают себе путь диалектические законы развития. Особенно большое значение в этом отношении имели сделанные в 30—50 гг. XIX в. три великих открытия — закон сохранения и превращения энергии, теория клетки и концепция Дарвина.
Эти и другие открытия «удостоверили диалектику в природе» и показали, что все в природе в конце концов совершается диалектически, а не метафизически. А это значит, что представители частных наук должны перейти от метафизического метода мышления к диалектике как «высшей форме мышления».
Идеи о соотношении науки и философских учений высказал Вернадский:
1. Положение философии в структуре культуры очень своеобразно. Она неразрывно и многообразно связана с религиозной, социально-политической и научной жизнью; существует все растущий диапазон ее понимания.
2. Можно быть хорошим философом без всякой ученой подготовки. Наряду с этим философии можно и нужно учиться, но нельзя с помощью только учения сделаться философом.
3. Факт, против которого спорить не приходится, состоит в том, что одновременно сосуществуют многие различные, независимые и разнообразные, сходные и несходные, противоречащие философские системы и концепции, и выбор между ними на основе истинности одной из них не может быть логически сделан. Сила философии — в ее разнородности и в большом диапазоне этой разнородности. Поэтому не может быть и речи о согласовании философских концепций о нахождении какого-нибудь единого, общего представления.
4. В основе философии лежит примат человеческого разума, философия всегда рационалистична. Размышление и углубленное проникновение в аппарат размышления — в разум, неизбежно входят в философскую работу. Для философии разум есть верховный судья, законы разума определяют ее суждения.
6. Ученый не может не считаться с работой философа, должен критически использовать его достижения, но не может придавать ей того же значения, какое он придает основной части своего специального знания — анализу фактов, эмпирическим обобщениям, гипотезам и теориям и т. п.
7. Наука и философия находятся непрерывно в теснейшем контакте, так как касаются одного и того же объекта исследования — внешней им реальности. Граница между философией и наукой — по объектам их исследования — исчезает, когда дело идет об общих вопросах естествознания («философия науки»).