Прокопец Е.А.
Цель: создание условий для формирования представлений о Новом годе, как веселом и добром празднике, развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта, повышение эффективности детско-родительских отношений.
Задачи:
· способствовать поиску новой информации о праздновании Нового
года в России, о новогодних традициях, символах нового года;
· познакомить детей с произведениями художественной литературы о праздновании Нового года (сказки, рассказы, стихотворения);
· познакомить с музыкальными произведениями новогодней тематики (песни, танцы, пьесы).
· обогащать и развивать активный словарь детей, увеличивать объем знаний по данной теме;
· развивать у детей навыки партнерской деятельности и сотрудничества, умение взаимодействовать друг с другом, умение презентовать свой труд;
· поддерживать достижения детей, воспитывать чувство гордости за результаты собственного и общего труда.
Актуальность: Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год, который имеет свою историю и традиции. Время новогодних праздников – это время волшебства и таинственных превращений, время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом. Все ждут с нетерпением встречи нового года, и каждая семья занята предновогодними хлопотами, покупками. Яркие, красочно сверкающие витрины магазинов приглашают нас приобрести эксклюзивные новогодние товары, а ведь когда то самым дорогим и желанным новогодним украшением считалась игрушка, сделанная своими руками. Процесс изготовления игрушек объединял, сплачивал всю семью, каждый старался сделать, что то, особенное, неповторимое для украшения своей ёлки и дома.
Однако, как показывает практика, дети мало знают о зарождении традиции празднования Нового года, о том, что является символами нового года, какие деревья наряжают, какие подарки принято дарить. В проекте дети знакомятся с традициями русского народа праздновать новый год, с историей возникновения праздника на Руси, упражняются в умении классифицировать, сравнивать и обобщать, что способствует их умственному развитию. Слушание музыкальных произведений способствует развитию внимания, музыкального слуха, эмоциональной сферы детей. В процессе чтения художественных произведений мы знакомим детей с творчеством разных авторов, закрепляем знания о жанрах художественных произведений.
Тип проекта: информационно-творческий.
Продолжительность: краткосрочный.
Срок реализации: с 19.12. по 30.12.
Участники:
· воспитатели;
· дети подготовительной группы,;
· родители;
· музыкальный руководитель.
Ожидаемые результаты.
• Расширение кругозора детей в области истории Новогоднего праздника.
• Развитие интереса детей к поисковой деятельности.
• Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с воспитателем и детьми.
• Развитие у детей художественного творчества, эстетического восприятия, речевой активности в разных видах деятельности.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный:
· Определение темы проекта, постановка цели и задач.
· Изучение методической литературы по данной теме.
· Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
· Перспективное планирование проекта.
· Выбор форм работы с детьми и родителями.
· Подбор художественной литературы.
II этап –основной:
1. НОД «Откуда ёлка к нам пришла», «Откуда Новый год к нам пришел?».
2. Беседы: «Как встречают Новый год в разных странах мира», «Зачем стали украшать новогоднюю красавицу ёлку?».
3. Составление рассказа «Как мы готовимся к встрече Нового года в семье, в детском саду».
4. Игры – забавы:
· «Потому что Новый год!»;
· «Здравствуй Новый год!;
· «Зимнее настроение»;
· «Новогодние перевёртыши»;
· «Что есть на ёлке?»,;
· «Дед Мороз старик весёлый».
5. Аппликация «Дед Мороз».
6. Чтение художественной литературы:
· Е. Благинина «О ёлке, о сером волке, о стрекозе и бедной козе».
· К. Чуковский «Ёлка»;
· С. Михалков «В лесу стояла ёлочка»;
· В. Львовский «Марш ёлочных игрушек»;
· В. Берестов «Новогоднее происшествие»;
· Г. Дядина «Шар»;
· Русская народная сказка «Морозко»;
· Н. Подлесова «Дед Мороз и сосулька»;
· В. Одоевский «Мороз Иванович»;
7. Заучивание стихов:
· С. Михалков «В снегу стояла елочка»;
· С. Маршак «Песня о елке»;
· К. Чуковский «Елка»;
· Е. Трутнева «С Новым годом!»;
· Е. Тараховская «Новый год»;
· З. Александрова «Дед Мороз»;
· В. Даль «Девочка-Снегурочка».
8. Вечер загадок «Новогодняя шкатулка».
9. Конструирование «Снеговик».
10. Физкультминутки:
· «Ёлочка»;
· «Идёт, идёт к нам Дед Мороз».
11. Пальчиковая гимнастика «Новый год», «Снежок».
12. Оригами «Елочка».
13. Сюжетно-ролевая игра «Семья готовится к встрече Нового года».
14. Подвижные игры:
· «Мороз Красный нос»;
· «Два Мороза»;
· Снежная баба»;
· Снег, метель, вьюга.
15. Прослушивание и разучивание новогодних детских песен.
16. Дидактические игры:
· «Подбери словечко»;
· «Найди елочку»;
· Родственники Деда Мороза».
17. Конструирование «Елочка зеленая, выросла в лесу».
18. Конструирование «Снежинка».
19. Конструирование «Символ года- петушок».
20. Папки передвижки:
· «Новый год»;.
· «Как отмечают Новый год в разных странах».
21. Буклет «Безопасный Новый год».
III этап- Заключительный:
· Конкурс «Новогодняя игрушка»;
· Утренник «Новый год».
Приложение:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
«Откуда к нам пришел Новый год».
Цель: Создать условия для закрепления знаний детей о традициях праздника Нового года.
Обучающие: формировать умение детей правильно отвечать на вопросы, быть внимательными к деталям, (познавательное развитие, пополнять лексику разнообразием слов. Закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями (речевое развитие). Дать знания о том, какие традиции в нашей стране и других странах мира.
Развивающие: способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, связной речи, воображения (Речевое развитие, познавательное развитие).
Воспитательные: Воспитывать в детях чувство уважения к народным традициям.
Материал: Иллюстрации с изображением портрета Петра1, с изображением старинных елочных украшений, с праздником в стародавние времена, иллюстрация колумбийского старого года.
Предварительная работа: Беседа о Новогоднем празднике, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, стихотворений о празднике.
Ход.
Воспитатель: Ребята, скоро наступит самый яркий и желанный праздник, в котором много волшебства и радости. Как вы думаете, что это за праздник?
Дети: Новый Год.
Воспитатель: Новый год в России любят и празднуют с удовольствием и радостью. Этот праздник оброс традициями, которые сложились за многие годы. Со временем появились современные обычаи и порядки, характерные именно для нашей страны. Какие обычаи вам известны? (ответы детей). Традиции важны для каждого народа, ведь они являются связью новых поколений с предками, выявляют сущность нации, ее характер. Праздновать Новый Год начали при Петре 1, посмотрите на портрет этого человека. (Показ иллюстрации). Пётр I Великий— выдающийся государственный деятель, московский царь из династии Романовых. По его указу было велено всем наряжать дома ветками сосны, ели или можжевельника, веселиться и накрывать праздничные столы, но всяких безобразий не учинять. А вот красиво наряжать елку русские люди научились у французов. Они вешали на ветки деревца печенье, яблоки, яркие цветы из разноцветной бумаги. И эта традиция быстро прижилась и у нас в стране. Посмотрите, какие украшения были в далеком прошлом, они все сделаны в ручную и с большой любовью. (Показ иллюстраций). В давние времена юноши в Новогодние праздничные дни выбирали себе невесту и всячески старались ее задобрить. Вот отсюда и дошла до наших дней традиция дарить подарки на этот замечательный праздник. Праздник все старались встретить с чистой душой и без долгов. Обязательно одевали новую одежду, отдавали деньги, мирились с родными и соседями, просили прощения друг у друга. Посмотрите, как раньше люди встречали этот праздник в кругу семьи. (Показ иллюстрации) А в наше время соблюдаются эти традиции? (ответы детей). Конечно и в наше время, мы тоже стараемся соблюдать эти традиции.
Физкультминутка.
Скрип-скрип, топ-топ (потереть ладошку об ладошку, топнуть ножками).
Посмотрите – кто идёт? (правая рука над бровями – посмотреть вдаль).
Скрип-скрип, топ-топ (потереть ладошку об ладошку, топнуть ножками).
Кто-то песенку поёт (ладошки приставляем попеременно к правому и левому уху).
Посмотри! (хлопнуть 3 раза).
Дед Мороз! (хлопнуть 3 раза).
С бородой пушистой (руками показать бороду).
У него (хлопнуть 3 раза).
На бровях (хлопнуть 3 раза).
Иней серебриться (руками показать фонарики).
Воспитатель: А хотите послушать какие есть детские новогодние традиции в других странах? Хорошо, сейчас я вам расскажу.
Французы запекают в новогодний пирог боб: тот, кому он достанется, получает титул «бобового короля» и право раздавать указания в течение всей праздничной ночи. Взрослые стараются подгадать так, чтобы боб достался ребенку. В Колумбии – главный герой – Сарый Год. Он разгуливает на высоких ходулях по улицам и рассказывает идущим мимо детям смешные истории. (Показ иллюстрации). В Норвегии дети ждут подарков от козы. Поэтому в ночь перед Новым годом они готовят ей угощение, оставляя в своих ботинках немного сена. На утро вместо сухой травы они находят в них подарки. На Кубе перед наступлением Нового года дети наполняют кувшины, ведра, тазы и миски водой, чтобы в полночь вместе с родителями вылить эту воду из окон. Считается, что таким образом люди благодарят уходящий год за все хорошее, что он им принес. На Руси к Новому году выпекали из теста домашних животных: коней, коров, быков. А когда в дом приходили колядовать, гостей одаривали этими фигурками, разными сладостями, орехами. Также считали, что Новый год надо встречать в новом платье и обуви - тогда весь год ходить в обновках. И сейчас в России деткам дарит подарки добрый Дедушка Мороз, он оставляет их под елочкой ночью, когда все спят и не видят его, поэтому каждый год люди украшают новогоднюю елку, это символ наступившего Нового Года. Время новогодних праздников - это время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом в конце каждого года с наступлением зимних холодов. Новый год приносит нам надежду на лучшее и дарит множество подарков.