Индивидуальная работа
Ее проведение возможно в следующих режимах:
1. Первичный приём, на котором осуществляется беседа с родителями и ребенком, диагностика проблем ребенка, выбор направления коррекционно-развивающей работы, планирование программы и мероприятий, включающих родителей и других значимых взрослых в процесс коррекции.
2. Коррекционно-развивающая работа в индивидуальном режиме
(возможны приёмы в присутствии родителей). Часть программы
осуществляется в режиме домашних заданий, которые выполняются
ребенком самостоятельно или с помощью заинтересованных взрослых.
3. Консультативный режим. 2-3 визита к психологу за время работы.
Коррекционная программа в основном осуществляется под руководством
родителей. Родители могут обратиться к психологу за помощью в
процессе работы, специалист периодически получает обратную связь о
результатах работы.
Групповая работа
1. Групповая работа в форме коррекционно-развивающего тренинга при
стабильной группе участников и заранее составленной программе.
2. Групповая забота в группе с меняющимся составом при гибкой
программе. В этом случае в работу можно включать родителей, сочетать
групповую работу с индивидуальной.
Для отработки и подкрепления навыков даются домашние задания.
Этапы и способы коррекционно-развивающей работы:
1. Определение актуального уровня и зоны ближайшего развития ребенка, а
также ресурсов его развития и обсуждения с ребенком и родителями
возможностей и способов их использования в имеющейся социальной
ситуации.
2. Помощь в формировании позитивной цели ребенка, т.е. создание его
модели потребностного будущего, а также ориентация ребенка на
достижение поставленной цели с учетом его потребностей и личностных
особенностей.
3. Выбор способов достижения поставленных целей, включающих
программу и режим занятий в искусственно созданных условиях, а также
способы переключения сформированных навыков на социальную
ситуацию развития ребенка.
Любая индивидуальная программа предусматривает следующие основные шаги:
1. Блок работы с эмоциональным состоянием, мотивацией и самооценкой.
2. Блок развития структур головного мозга, согласованной работы систем
восприятия, контроля программирования целенаправленных двигательных
актов.
3. Блок развития когнитивных процессов и навыков учебной деятельности,
4. Блок формирования навыков общения и социальных норм поведения.
Конкретное содержание и режим занятий выбирается с учетом выявленного при обследовании «центра тяжести» основных проблем ребенка.
В случае, когда основная проблема лежит в сфере его эмоционального состояния (тревожность, страхи, депрессивное состояние), в первую очередь, необходима работа методом психотерапевтического воздействия.
Если страхи имеют реальную основу в виде враждебного отношения к ребенку окружающих, то необходима также работа с социумом (например, родителем или учителем) по изменению этого отношения, а также одновременная работа по изменению типа реагирования ребенка. Если страхи ребенка связаны с психологическими искажениями раннего детства, то результатом является недоверие ребенка к миру как общая установка, определяющая способ его реагирования. Ее изменяют также с использованием методов психотерапии (например, символ-драмы).
Депрессивное состояние, в целом, характеризуется отсутствием ресурса развития, то есть неготовностью ребенка к когнитивному и личностному росту. В этом случае необходима консультация детского психоневролога.
Состояние тревожности сопровождает любую стрессовую ситуацию. Оно может быть уменьшено путем введения ребенка в ситуацию успеха в специально созданной среде. Однако, если тревожность обусловлена повышенной чувствительностью как типологической чертой личности, она не может быть уменьшена ниже определенного уровня. В последнем случае повышение стрессоустойчивости ребенка должно быть связано с обучением его способам поведения и эффективного взаимодействия, соответствующего его личностному стилю.
Если основная проблема связана с несформированностью структур головного мозга и согласованной работы анализаторов, то решение этих проблем осуществляется при использовании телесно-ориентированного тренинга и методов обучающей кинезиологии.
В случае несформированности когнитивных процессов и навыков учебной деятельности используются методы когнитивного тренинга, а также различные развивающие программы.
Если проблемы связаны с несформированностыо социальных навыков и трудностями общения, используются элементы коммуникативного социально-психологического тренинга.
Все перечисленные методы в разных сочетаниях используются при составлении индивидуальной коррекционной развивающей программы.
Так, при преодолении школьной тревожности необходимо:
1) снизить, смягчить силу потребностей, связанную с внутренней позицией школьника;
2) развить и обогатить оперативные навыки поведения, деятельности, общения.
Основные используемые методы в этом случае:
1) методы последовательной десенсибилизации;
2) метод «отреагирования» страха.
Можно использовать игры-драматизации, например, «В очень страшную-страшилищную школу». Хорошо читать, дополнять и разыгрывать отрывки из книги Э.Успенского «Школа клоунов». При этом происходит снятие восприятия правил, как категорических требований при одновременном осознании значения правил, что способствует развитию произвольности.
В качестве примера групповой работы приведем описание методики развития основ произвольности психической регуляции и коррекции недостатков внимания.