I. Актуальность применения ИКТ
Современный мир отличается динамичным развитием во всех социально-значимых областях, и ребёнок находится в центре этого развития. Основу для учебной деятельности ребёнка и многих сфер жизни человека в обществе составляет грамотность. Современная грамотность, выросшая из традиционных “читать, писать, считать”, изменяет акценты, приоритеты и само содержание этой триады и включает элементы информационных технологий, информационной культуры.
В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную, что бывает зачастую очень болезненно и сопровождается психологическими проблемами использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой и ребёнком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.д.) позволяет обеспечить более плавный переход к учебной деятельности.
Единственный человек, который способен реализовать данное положение на практике – это учитель начальных классов. Никакие другие специалисты, освоившие новшества и готовые применять их в педагогическом процессе, не смогут получить тот результат, на который может рассчитывать учитель, изначально посвятивший себя воспитанию учеников начальных классов.
Большая часть знаний, умений и навыков (ЗУН), полученных на традиционных уроках, не используется учащимися во внеурочной деятельности, и их практическая ценность утрачивается, а прочность существенно снижается. Использование же ЗУН в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации, а желание играть – к мотивации их приобретения.
II. Цели и задачи применения ИКТ в начальном образовании.
Основная цель применения компьютерных технологий состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это то, для чего я работаю. С помощью компьютерных технологий решаю следующие задачи:
- Постоянное самообразование и повышение педагогического мастерства, так как нахожусь в постоянном поиске.
- Формирование “новой грамотности”, предполагающей высокую самостоятельность учащихся в работе с информацией.
- Внедрение индивидуализации образования за счёт дифференцированного подхода. Это касается учащихся с трудностями в обучении, требующих особых форм предъявления материала, а также одарённых детей.
- Изменение форм и методов учебной деятельности.
- Интеграция урочной и внеурочной деятельности.
- Организация воспитательной деятельности на более высоком информационном уровне.
III. Практическое применение.
Для решения выше изложенных задач использую следующие направления:
- создание слайд-презентаций к учебнику;
- создание флэш-анимаций к учебнику;
- подготовка индивидуальных карточек для обучения;
- подготовка дополнительного материала;
- использование готовых электронных учебных материалов.
В течение нескольких лет проходила курсовую переподготовку по темам: “Информационные технологии в деятельности учителя-предметника”, Intel “Обучение для будущего. Основной курс”, “Применение пакета свободного программного обеспечения”.
Мой кабинет оснащён следующим оборудованием:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска.
Я учу детей по учебнику А.А. Плешакова “Мир вокруг нас”. В нём много интересных иллюстраций, помогающих привлечь внимание детей к наиболее важным моментам изучения каждой темы. На уроках предлагается широко использовать наглядный материал. Я решила подготовить наглядный материал на компьютере и дать возможность персонажам учебника двигаться с помощью мышки. “Ожившие” картинки помогают ребятам лучше усвоить новый материал и повышают интерес к предмету.
В моей методической копилке есть немало слайд-презентаций для уроков окружающего мира 1–4-х классов. Вот некоторые из них:
- “Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?” – 1-й класс (приложение 1).
- “Охрана животных” – 3-й класс (приложение 2).
- “Природные зоны нашей страны” – 4-й класс.
- Тест по теме “Лес и человек” – 4-й класс (приложение 3) и др.
Подборка иллюстративного материала:
- “Разнообразие природы”
- “Хоровод лепестков”
- “Цветы садов и полей”
- “Зимующие и кочующие птицы”
- “Овощи” и др.
Помимо созданных самостоятельно материалов электронных уроков использую на уроках электронно-учебные пособия. Одно из них – “Мир природы. Наглядное пособие по естествознанию младших школьников”. Оно охватывает ряд наиболее интересных тем об окружающем нас мире, его разнообразии, изменчивости и неповторимости:
- Живая и неживая природа
- Смена времён года. Смена дня и ночи
- Форма Земли. Ориентирование на местности
- Размножение и распространение цветковых растений
- Три состояния воды. Круговорот воды в природе
- Круговорот веществ (жизни) в природе
Пособие с помощью наглядных анимаций, динамических рисунков, схем и таблиц, красочных фотографий помогает ребёнку понять таинственные законы природы. Все материалы сопровождаются дикторским комментарием, что делает работу с ними интересной и познавательной.
Раздел “Проверь себя” (приложение 4) включает красочные интерактивные развивающие задания по разным темам, которые помогут закрепить и повторить некоторые темы, развить усидчивость, внимание и воображение ребенка.
Универсальность пособия помогает мне активизировать познавательную деятельность учащихся, обеспечить высокую степень визуализации учебного процесса, которая, в свою очередь, позволяет проводить уроки в форме интерактивного обучения.
Варианты применения эпизодов электронного наглядного пособия – “Мир природы. Наглядное пособие по естествознанию младших школьников” на уроках окружающего мира.
Таблица
Другой мультимедийный учебник, который я использую на уроках – “Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир”. С его помощью я помогаю детям не только познакомиться с окружающим миром, но знакомлю с правилами безопасного взаимодействия с ним. Учебный материал представлен в игровой форме, наиболее подходящей для детского восприятия. Многочисленные задания, которые ученик выполняет, общаясь с анимированным персонажем, позволяют ему не только легко и прочно усвоить материал школьной программы, но и развить внимание и логическое мышление. Учебники содержат весь образовательный материал предмета “Окружающий мир” начальной школы.
Изучению времён года помогает обучающая программа “Мультипликационные времена года с тётушкой Совой”. В ней, помимо изучения нового материала, ребята смогут почитать видеокнижку А. Валевского о всех 12-ти месяцах, с помощью караоке спеть полюбившиеся песни.
Освоить знания по анатомии, проверить их прочность, получить консультацию и сдать экзамен на “отлично” поможет младшим школьникам игра от компании “Бука” “Пятачок сдаёт экзамен по анатомии”.
Данные мультимедийные пособия ни в коем случае не подменяют имеющиеся учебно-методические комплекты. Они являются эффективным дополнительным средством, позволяющим обеспечить качественное обучение в сочетании с учебниками, рабочими тетрадями, раздаточным материалом. Эпизодическое использование интерактивной доски, разнообразная учебная деятельность обеспечивает здоровьесберегающий эффект обучения, существенно влияет на эмоциональный фон урока, помогает оптимизировать учебную нагрузку.
Неотъемлемым помощником в привитии интереса к предмету и организации коллективной работы класса является использованиеинтерактивной доски ( приложение 5 ). Ведь использование различных магнитных ручек, лазерных указок, “волшебных” палочек развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу.
Использование информационно– коммуникационных технологий помогает мне перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ученик становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Использование ИКТ при подготовке к уроку:
- Обработка текстовой, цифровой, графической и звуковой информации при помощи соответствующего программного обеспечения для подготовки дидактических материалов к уроку (индивидуальные карточки, таблицы, чертежи, схемы, иллюстрации и др.)
- Осуществление поиска необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям по предмету.