1. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. Информатика, 3 класс. В 2 частях. Издательство: Бином. Лаборатория знаний, 2013.
Учебник входит в состав УМК «Информатика» 2 – 4 класс (ФГОС), автор Матвеева Н.В. и др.:
1) Информатика. УМК для начальной школы: 2-4 классы. Методическое пособие для учителя
Авторы: Полежаева О. А.
Год издания: 2013
2) Информатика: учебник для 2 класса: в 2 ч.
Авторы: Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Нурова Н.А.
Год издания: 2014
3) Информатика: рабочая тетрадь для 2 класса: в 2 ч.
Авторы: Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н. А.
Год издания: 2014
4) Информатика: контрольные работы для 2 класса
Авторы: Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К.
Год издания: 2015
5) Информатика: учебник для 3 класса: в 2 ч.
Авторы: Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н. А.
Год издания: 2014
6) Информатика: рабочая тетрадь для 3 класса: в 2 ч.
Авторы: Матвеева Н.В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н. А.
Год издания: 2014
7) Информатика: контрольные работы для 3 класса
Авторы: Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К.
Год издания: 2014
8) Информатика: учебник для 4 класса: в 2 ч.
Авторы: Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н. А.
Год издания: 2014
9) Информатика: рабочая тетрадь для 4 класса: в 2 ч.
Авторы: Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К.
Год издания: 2016
10) Информатика: контрольные работы для 4 класса
Авторы: Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К.
Год издания: 2014
11) Информатика. Программа для начальной школы: 2–4 классы
Авторы: Матвеева Н. В., Цветкова М. С.
Год издания: 2013
12) Информатика: методическое пособие для 2 класса
Авторы: Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н. А.
Год издания: 2014
13) Информатика: методическое пособие для 3 класса
Авторы: Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К.
Год издания: 2015
2. Структура учебника:
Часть 1.
Условные обозначения 4
Дорогие третьеклассники! 5
Глава 1. Повторение: информация, человек и компьютер 7
§ 1. Человек и информация 8
§ 2. Источники и приемники информации 15
§ 3. Носители информации 28
§ 4. Компьютер 37
Теперь мы знаем 50
Мы научились 51
Термины для запоминания 52
Глава 2. Действия с информацией 53
§ 5. Получение информации 55
§ 6. Представление информации 68
§ 7. Кодирование информации 75
§ 8. Кодирование и шифрование данных 85
§ 9. Хранение информации 95
§ 10. Обработка информации и данных 110
Теперь мы знаем 120
Мы научились 121
Термины для запоминания 122
Предметный указатель 123
Часть 2.
Условные обозначения 4
Глава 3. Мир объектов 5
§ 11. Объект, его имя и свойства 7
§ 12. Функции объекта 21
§ 13. Отношения между объектами 32
§ 14. Характеристика объекта 42
§ 15. Документ и данные об объекте 50
Теперь мы знаем 61
Мы научились 61
Термины для запоминания 62
Глава 4. Компьютер, системы и сети 63
§ 16. Компьютер — это система 64
§ 17. Системные программы и операционная система 74
§ 18. Файловая система 82
§ 19. Компьютерные сети 88
§ 20. Информационные системы 96
Теперь мы знаем 106
Мы научились 108
Термины для запоминания 109
Предметный указатель 110
3. Содержание отдельных пунктов учебника:
а) содержание и объем учебного материала соответствует Государственному стандарту образования по информатике;
б) в конце каждой темы автором ставятся вопросы для самоконтроля;
в) с помощью данного учебника возможно модульное обучение, так как материал в учебнике структурирован.
4. Анализ задач и упражнений учебника:
а) в конце каждой темы имеются задания для проверки знаний, в том числе направленные на самостоятельную деятельность учащихся;
б-в) задания расположены в нарастающей последовательности по сложности их выполнения, имеется достаточно большое количество заданий разной сложности, в том числе повышенной сложности, что способствует организации дифференцированного обучения;
г) имеются задания, которые способствуют развитию математического мышления (задания на декодирование и шифрование информации);
д) большинство заданий данного учебника имеют занимательное содержание (необходимо использовать фотографию, оформить рассказ, рассмотреть рисунки и пр.).
5. Содержание учебного материала убедительно, научно, красочно и познавательно, излагается доступным для данного возраста языком. Примером может послужить §5 Получение информации главы 2 Действия с информацией. В данном параграфе подробно, с примерами, как в текстовом, так и в графическом виде, приведена информация о наблюдениях, различных устройствах для наблюдения, его способах и результатах. Также приведены понятия, написанные научным и понятным языком, для младших школьников.
6. В учебнике присутствуют качественные графики и чертежи, красочные рисунки и таблицы. Их расположение полностью соответствует тексту.
7. Данный учебник включен в список рекомендованных учебников Министерства Образования в качестве рекомендуемого к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений.
8. Межпредметные связи курса информатики:
В базисном образовательном плане указано, что изучение информатики и математики « направлено на формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования».
Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на «осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме». Информатика, обучая пользоваться универсальным инструментом (компьютером) поиска в сети Интернет и обработки информации, расширяет возможности детей познавать окружающий мир и способствует их самостоятельности и творчеству в процессе познания.
Изучение предметов эстетического цикла (ИЗО и музыка) направлено на развитие «способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру». Освоение графического редактора на уроках информатики предоставляет младшему школьнику возможность создавать изображение в принципиально иной технике, развивая его логическое мышление в тесной связи с эмоционально-ценностным восприятием окружающей действительности.
Изучение русского и родного языка в начальной школе направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения – всему этому учит и информатика, пробуждая и познавательный интерес к слову, и стремление совершенствовать свою речь в процессе освоения мощного инструмента работы с информацией и его программного обеспечения, в частности – текстового редактора, электронного блокнота, электронной книги. На уроках информатики, при наборе текстов в текстовом редакторе учащиеся овладевают умениями правильно писать (поскольку все ошибки компьютер выделяет подчеркиванием и предлагает правильно написанное слово), участвовать в диалоге (по скайпу устно или письменно с использованием чат-режима). Обучаясь работе на компьютере, дети составляют письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма).
Исходя из того факта, что разговор с детьми о числах, информации и данных, способах и инструментах их хранения и обработки не может происходить на чисто абстрактном уровне, и математика, и информатика непосредственно связаны с содержанием других дисциплин начального образования. В частности, с иностранным языком. Иностранный языкв начальной школе изучается со 2 класса. Он формирует «элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника». Информатика с одной стороны, использует знания, полученные на уроках иностранного языка (английский алфавит, например), с другой стороны, развивает коммуникативные умения, поскольку вводит в речь школьников новые термины и учит общаться с помощью компьютера (электронная почта, скайп и пр.).
Таким образом, информатика выполняет интегрирующую функцию, формируя на своих уроках знания и умения по курсу информатики и мотивируя учащихся к активному использованию полученных знаний и приобретенных умений при изучении других дисциплин в информационной образовательной среде школы.
9. ЦОРы и ПО, необходимые для реализации данного курса:
· ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» (https://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupil&class[]=45&subject[]=19);
· Авторская мастерская Н.В. Матвеевой (https://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/);
· Лекторий «ИКТ в начальной школе» (https://metodist.lbz.ru/lections/8/);
· ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 3 класс Н.В. Матвеева и др.
Осуществляется сетевая методическая поддержка УМК средствами сайта методической службы издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» www.metodist.lbz.ru;
компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР www.school-collection.edu.ru;
сетевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учащихся при обучении информатике на компакт-дисках.
Минимальная модель электронно-программного обеспечения:
§ один компьютер на рабочем месте учителя;
§ презентационное оборудование;
§ выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет – только для учителя начальной школы, для учащихся – все приготовлено учителем («давайте познакомимся …»);
§ целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении информатике на компакт-дисках;
§ цифровые зоны: коммуникационная (веб-камера на рабочем месте учителя, доступ через скайп), алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР www.school-collection.edu.ru).
Базовая модель электронно-программного обеспечения:
§ компьютерный класс (сеть, сервер);
§ презентационное оборудование;
§ выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети интернет – только для учителя начальной школы, для учащихся – все приготовлено учителем («давайте познакомимся …»);
§ ресурс к УМК на сайте Единой коллекции ЦОР www.school-collection.edu.ru;
§ сетевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учащихся при обучении информатике на компакт-дисках;
§ цифровые зоны: компьютерной графики (граф – планшеты на каждом рабочем месте, цифровой фотоаппарат на класс), коммуникационная (веб-камера, доступ через скайп), алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР www.school-collection.edu.ru), клавиатурного письма.
Расширенная модель электронно-программного обеспечения:
§ компьютерный класс (2 компьютерных класса и более, сеть, сервер);
§ презентационное оборудование;
§ выход в Интернет (в начальной школе выход в открытое информационное пространство сети Интернет – только для учителя начальной школы или под руководством и в присутствии учителя, для учащихся на уроке – все приготовлено учителем («давайте познакомимся …»);
§ ресурс к УМК на сайте Единой коллекции ЦОР www.school-collection.edu.ru;
§ сетевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учащихся при обучении информатике на компакт-дисках;
§ цифровые зоны начальной школы – это дополнительные специализированные лаборатории или отдельные компьютеры, на которых установлено специальное оборудование и ПО: цифровая киностудия (соответствующие программы, микшерский пульт, магнитофоны, разные кинокамеры и др.); издательское рабочее место (верстальные программы, корректоры, словари и пр., брошюровщик, ризограф); рабочее место для Web-дизайна (графический планшет, Web-конструкторы, сканеры, сложные графические пакеты для работы с фото и видео) и пр.
10. Дополнительный материал:
1) Цветкова М.С., Богомолова М.Б. Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3-6 классы. Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Сборник содержит учебные программы по информатике и математике, которые можно использовать при планировании учебных курсов по выбору обучающихся и внеурочной деятельности, а также при планировании и организации индивидуальных образовательных траекторий и учебно-исследовательской и проектной деятельности. Издательство обеспечивает предлагаемые программы курсов учебными пособиями и методической сетевой поддержкой на сайте https://metodist.Lbz.ru/
2) Цветкова М.С., Курис Г.Э. Виртуальные лаборатории по информатике в начальной школе: методическое пособие. Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний.
В методическом пособии рассматриваются вопросы использования комплекса виртуальных лабораторий: Переливания, Переправы, Взвешивания, Перестановки, Разъезды, Черный ящик. Все лаборатории – это компьютерная алгоритмическая среда с автоматической проверкой решений ребенка. Заложена открытая коллекция из 100 задач (банк задач), а также предоставлен для учителя редактор задач, благодаря которому можно пополнять как банк задач, так и эталонные решения с оценкой. Каждая виртуальная лаборатория снабжена библиотекой задач трех уровней сложности и демонстрационными версиями.
Это ресурс обеспечивает компьютерную поддержку изучения тематических блоков по моделированию, введению в алгоритмические структуры и математическую логику в курсе информатики и математики, охватывающем начальную ступень и пропедевтический уровень основной ступени общего образования (5-6 классы).
Рекомендуется для организации занятий с ребятами, проявляющими интерес к информатике, а также для организации школьной олимпиады для учеников начальных классов по информатике, школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике для 5-6 классов.
Адрес ресурса: https://school-collection.edu.ru, раздел «Информатика», 2-6 классы, выбрать «Интерактивный задачник по информатике для 2-6 классов».