НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ
ЭКОНОМИКА»
Квалификация – бакалавр
Программа производственной практики: научно-исследовательская работа обучающихся в образовательной организации по направлению подготовки «Экономика» разработана в соответствии и на основе действующего законодательства, требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования направления подготовки 38.03.01 «Экономика» (уровень бакалавриата).
______________________________________________________________________________________________________
© БИБЛИОТЕКА ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ........................................................................................................................ 4
2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ: НАУЧНО-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.................................................................................................... 4
3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ: НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА, СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ......................................................................................................................................... 5
4 БАЗЫПРАКТИКИ................................................................................................................................ 7
5 СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ: НАУЧНО-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.................................................................................................... 7
6 ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРАКТИКИ ОТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ.................................................................................................................................... 9
7 ОБЯЗАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ:
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА................................................................................. 9
8 МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОРЯДКУ ПРОХОЖДЕНИЯ И ФОРМАМ, СОДЕРЖАНИЮ ОТЧЕТА ПО ИТОГАМ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ: НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.................................................................................................. 10
9 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ (ФОС) ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ: НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА................................................................................................................................................. 14
10 УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА И РЕСУРСЫСЕТИ ИНТЕРНЕТ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ........................................................................................................................................... 20
11 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ПРАКТИКИ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ.................................................................................................................. 22
12 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ПРАКТИКИ........................................................................................................................................... 22
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавров по направлению 38.03.01 «Экономика» обучающиеся за время обучения должны пройти производственную практику: научно-исследовательская работа.
Вид практики: производственная практика: научно-исследовательская работа.
Производственная практика: научно-исследовательская работа является частью основной профессиональной образовательной программы высшего образования подготовки бакалавра по направлению 38.03.01 «Экономика» и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Место практики в структуре образовательной программы: данная практика входит в раздел «Б.2. Практики» ФГОС, является обязательным этапом обучения бакалавра экономики, ей предшествуют дисциплины: «Право», «Социология», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Методы оптимальных решений», «Эконометрика», «Статистика», «Безопасность жизнедеятельности», «Институциональная экономика», «История экономических учений», «Теория отраслевых рынков», «Экономика труда», «Экономика общественного сектора», «Финансы», «Корпоративные финансы», «Бухгалтерский учет и анализ», «Теория игр», «Математические модели финансовых рисков», «Макроэкономическое планирование и прогнозирование», «Маркетинг», «Менеджмент», «Экономика фирмы», «Деньги, кредит, банки», «Страхование», «Налоги и налогообложение», «Теория бухгалтерского учета», «Теория экономического анализа», «Бухгалтерский финансовый учет», «Цены и ценообразование», «Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету», «Основы аудита», «Бухгалтерская финансовая отчетность», «Организация, нормирование и оплата труда на предприятии» и др.
Объем практики в зачетных единицах и ее продолжительность в неделях либо в академических или астрономических часах: объем зачетных единиц по производственной практике: научно-исследовательская работа определяются учебным планом в соответствии с ФГОС ВО по направлению «Экономика». Общая трудоемкость производственной практики: научно-исследовательская работа по каждой форме обучения составляет три зачетных единицы (108 часов).
Способы и формы проведения производственной практики: научно-исследовательская работа: стационарная или выездная. Основной формой прохождения производственной практики: научно-исследовательская работа является дискретная форма.
Виды профессиональной деятельности, на которые ориентирует практика: расчетно-экономическая,аналитическая, научно-исследовательская, организационно-управленческая.
2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ производственной практики: научно-исследовательскАЯ работА
Цель производственной практики: научно-исследовательская работа – приобретение практических навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, систематизации исследовательских данных, выработка умений применять их при решении конкретных экономических задач.
Задачи производственной практики: научно-исследовательская работа:
- актуализация теоретических знаний по вопросам принятия и реализации экономических и управленческих решений;
- закрепление умений систематизировать и обобщать информацию экономического характера при анализе конкретной ситуации с применением компьютерной техники;
- проведение самостоятельных научно-исследовательских работ в ходе сбора, систематизации и анализа литературных и фактических материалов;
– развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;
– сбор, анализ и обобщение научного материала, необходимого для проведения конкретных экономических расчетов;
- формирование навыков самостоятельного овладения новыми знаниями и участия в научных дискуссиях;
- сбор и систематизация теоретического материала для написания выпускной квалификационной работы;
- анализ первичного материала с целью расчета экономических показателей для выпускной квалификационной работы;
- выработка навыка грамотного изложения результатов собственных научных исследований и способности аргументированно защищать и обосновывать полученные результаты;
- выработка практического опыта в решении профессиональных задач.
3 Планируемые результаты обучения при прохождении ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ: научно-исследовательская работа, СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Процесс прохождения практики направлен на формирование следующих общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций:
- способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);
- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
- способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9);
- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
- способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);
расчетно-экономическая деятельность:
- способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
аналитическая, научно-исследовательская деятельность:
- способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-4);
- способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6);
- способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7);
- способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8);
организационно-управленческая деятельность:
- способностью организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-9);
- способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10).
В результате прохождения производственной практики: научно-исследовательская работа обучающийся должен
знать:
· патентные и литературные источники по разрабатываемой теме с целью их использования при выполнении выпускной квалификационной работы;
· методы и методологию проведения научных исследований;
· информационные технологии в научных исследованиях, программные продукты, относящиеся к профессиональной сфере;
· основные результаты новейших исследований, опубликованные в ведущих профессиональных журналах по проблемам экономики;
· методологические основы проведения экономических исследований;
· инструментарий реализации проводимых исследований и анализа их результатов;
· специфику осуществления проектной, аналитической и научно-исследовательской деятельности на уровне организации - месте прохождения практики;
· существующие теоретические и применяемые эконометрические модели исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной деятельности;
уметь:
· выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;
· применять современные технические средства и информационные технологии;
· провести анализ научной и практической значимости проводимых исследований;
· применять методы и средства познания для совершенствования и развития своего интеллектуального и общекультурного уровня;
· применять знания, полученные в ходе учебного процесса, в практической деятельности по месту проведения практики;
· самостоятельно осваивать новые методы исследования;
владеть:
· навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;
· навыками самостоятельной научно-исследовательской работы (сбор, анализ, обобщение научного материала, разработка оригинальных научных предложений и научных идей для подготовки выпускной квалификационной работы);
· навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования по финансово-экономической проблематике;
· навыками участия в научных дискуссиях;
· навыками оценки и интерпретации полученных в процессе анализа результатов и формулирования выводов и рекомендаций.
БАЗЫПРАКТИКИ
Производственная практика: научно-исследовательская работа проводится на производственных предприятиях, в научно-исследовательских организациях, государственных службах по направлению подготовки под кураторством опытных экономистов, в организациях и учреждениях по профилю подготовки.
СОДЕРЖАНИЕ производственной практики: научно-исследовательская работа
Производственная практика: научно-исследовательская работа осуществляется в три этапа:
1. Подготовительный этап (проведение онлайн инструктивного совещания с приглашением работодателей и руководителей производственной практики: научно-исследовательская работа от образовательной организации, ознакомление обучающихся с содержанием и спецификой деятельности организации(ий), доведение до обучающихся заданий на практику, видов отчетности по практике).
2. Содержательный этап (выполнение обучающимися заданий, их участие в различных видах профессиональной деятельности согласно направлению подготовки).
3. Результативно-аналитический этап (оформление обучающимися отчета о практике, анализ проделанной работы и подведение её итогов, участие обучающихся в итоговой онлайн-конференции с приглашением работодателей и руководителей производственной практики: научно-исследовательская работа от образовательной организации, оценивающих результативность производственной практики: научно-исследовательская работа).
№ п/п | Раздел (этап) практики | Вид работы на практике |
Подготовительный этап: согласование программы практики | Проведение онлайн инструктивного совещания с приглашением работодателей и руководителей производственной практики: научно-исследовательская работа от образовательной организации, изучение ФГОС ВО направления подготовки бакалавров «Экономика», доведение до обучающихся заданий на практику, видов отчетности по практике. Согласование плана работы с руководителем практики от предприятия | |
Содержательный этап. Знакомство с организацией, изучение условий функционирования хозяйствующего субъекта | Изучение деятельности организации – базы практики. Знакомство с экономической службой. Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте | |
Изучение организационно-методического обеспечения аналитической работы предприятия | Ознакомление с составом и структурой подразделений, занимающихся экономическими расчетами и управляющими производственно-хозяйственными процессами; распределением функций и информационным взаимодействием между подразделениями; порядком и расчетом технико-экономических показателей деятельности организации и их динамикой в течение определенного времени; нормативно-справочной и методической документацией, регламентирующих финансово-экономическую деятельность организации (предприятия) | |
Теоретический этап производственной практики: научно-исследовательская работа | Изучение литературы по теме ВКР, определение круга научных проблем для исследования, теоретическое обоснование темы ВКР, изучение теории по теме исследования, анализ, обобщение и систематизация научно-экономической информации, определение целей, задач исследования, объекта и предмета исследования; определение необходимых информационных источников, анализ и оценка данных источников информации для проведения дальнейших экономических расчетов, разработка и обоснование социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующего субъекта | |
Непосредственная реализация программы научного исследования | Осуществление сбора и обобщение материала в зависимости от темы ВКР. Проведение самостоятельных расчетов и анализа экономических показателей, необходимых для выполнения разделов ВКР. Производственно-экономическая характеристика предприятия. Факторный анализ объекта исследования. Прогнозирование состояния объекта исследования на краткосрочную и среднесрочную перспективу | |
Результативно-аналитический этап | Оценка и интерпретация полученных результатов; анализ научной и практической значимости проводимых исследований; экономическое обоснование целесообразности предлагаемых мероприятий, изменений, инноваций в деятельности предприятия. Отчет по производственной практике: научно-исследовательская работа с описанием технологии выполненных заданий, анализом всех видов деятельности |
ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРАКТИКИ ОТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Руководитель практики от образовательной организации:
- устанавливает связь с руководителями практики от организации;
- принимает участие в распределении обучающихся по рабочим местам или перемещения их по видам работы;
- осуществляет контроль за соблюдение сроков практики и ее содержанием;
- обеспечивает прохождение практики в строгом соответствии с учебными планами и рабочими программами практики по соответствующей специальности (направлению подготовки);
- осуществляет контроль за обеспечением нормальных условий труда практикантов;
- контролирует выполнение практикантами правил внутреннего распорядка;
- оказывает методическую помощь практикантам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов к выпускной (квалификационной) работе;
- оценивает результаты выполнения обучающимися программы практики: проверяет отчетную документацию (отчет);
- выставляет оценку по практике.