В начале практики студент в зависимости от места ее прохождения обязан изучить не только нормативные акты (законы, указы Президента, постановления Правительства), но и конкретные подзаконные акты (инструкции, положения), регламентирующие порядок организации и деятельности соответствующих учреждений, а также государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляющих гражданско-правовую деятельность.
В процессе прохождения практики студент определяет особенности применения правовых норм в конкретных ситуациях, возникающих в деятельности органа власти, местного самоуправления, учреждения, организации на соответствующем рабочем месте.
Свои наблюдения, замечания, результаты проделанной работы и выводы студент обязан зафиксировать в дневнике практики.
V. Содержание практик
В учреждениях, организациях, органах местного самоуправления, осуществляющих гражданско-правовую деятельность, студент должен:
а) ознакомиться:
• со структурой и организацией работы соответствующего субъекта практики;
• с планированием работы подразделения юридической службы, юрисконсульта;
• с порядком взаимодействия организации с адвокатскими образованиями, нотариусами, другими организациями и органами власти;
• с анализом и обобщением практики применения действующего гражданского законодательства в деятельности организации (учреждения);
• с организацией работы по разрешению конкретных спорных правовых вопросов, возникающих в процессе осуществления коммерческой и иной правовой деятельности;
• с гражданско-правовой деятельностью при взаимодействии с партнерами по бизнесу;
б) изучить:
• практику организационного планирования работы юридических служб;
• практику взаимодействия руководящего органа организации с правоохранительными и иными государственными проверяющими органами и формами реагирования на их замечания;
• практику юридической защиты организации от неправомерных действий третьих лиц;
• практику юридического сопровождения сделок;
• договорно-претензионную работу;
• практику осуществления юридического контроля за исполнением законов, указов Президента, постановлений Правительства, иных правовых и нормативных актов, изданных в их развитие;
в) принять участие в:
• подготовке планов работы юридической службы (юрисконсульта);
• проверке состояния правовой работы в подведомственных учреждениях, структурных подразделениях организации (учреждения);
• работе по заключению хозяйственных договоров;
• проверке соответствия закону проектов приказов руководителей органов (учреждений);
• работе по систематизации имеющих гражданско-правовую направленность приказов и инструкций, издаваемых руководителями органов (учреждений);
• работе по юридическому сопровождению заключенных хозяйственных договоров;
• приеме населения, подготовке проектов решений и ответов на письма и жалобы граждан;
• даче заключений, справок, консультаций по правовым вопросам, относящихся к ведению органа (учреждения),
При прохождении практик в нотариате студент должен:
а) ознакомиться:
• с организацией труда и делопроизводства нотариальных контор;
• с формами выдаваемых нотариусом документов;
• с общими правилами удостоверения гражданско-правовых сделок и требованиями, предъявляемыми к ним;
• с обзорами и обобщениями практики работы нотариальных контор по гражданско-правовым вопросам;
• с порядком передачи заявлений граждан и организаций другим лицам;
• с содержанием и порядком выдачи постановления об отказе в совершении нотариального действия;
• с работой нотариусов по наследственным делам;
б) изучить:
• требования к документам, которые предъявляются нотариусу;
• перечень документов, по которым может быть осуществлено бесспорное взыскание по исполнительной надписи;
• нотариальные действия:
- по удостоверению бесспорного права; выдача свидетельства о праве на наследство и о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
- по приданию исполнительной силы долговым и платежным документам: совершение исполнительных надписей, протестов векселей, предъявление чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков;
- по удостоверению и засвидетельствованию бесспорных фактов - обеспечение доказательств, необходимых для представления в судебные или административные органы, принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг, свидетельствование верности копий документов и выписок из них и другие;
- по охране наследственного имущества, наложению и снятию запрещения отчуждения имущества, принятию на хранение документов;
в) принять участие:
• в совершении отдельных нотариальных действий и составить по ним необходимые документы.
При прохождении практик в адвокатуре студент должен:
а) ознакомиться:
• с основными организационными формами работы адвокатуры и ее руководящих органов;
• с консультативной и разъяснительной работой адвоката по юридическим вопросам;
• с практикой участия адвокатов в оказании профессиональной юридической помощи коммерческим и некоммерческим организациям, юридическом сопровождении сделок, юридическом обслуживании предприятий и организаций;
б) изучить:
• нормативные акты адвокатских палат, регламентирующие организацию адвокатской деятельности по месту проведения практики;
• формы взаимодействия объединений и организаций адвокатов с правоохранительными органами;
в) принять участие в:
• составлении заявлений, жалоб и других документов гражданско-правового характера;
• работе, осуществляемой адвокатом в суде общей юрисдикции, арбитражном суде, других государственных органах по гражданским делам;
• работе, осуществляемой адвокатом на предварительном следствии и суде по уголовным делам о преступлениях в сфере экономики в качестве защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика;
• даче устных и письменных справок по законодательству.
VI. Содержание и оформлений отчета о практике
Учебная практика оценивается преподавателем, ведущим занятия по программе «Автоматизированное рабочее место юриста» (АРМ юриста).
Защита отчетов (зачеты) по пройденным производственным практикам гражданско-правовой специализация проводится комиссией, сформированной деканатом и кафедрой гражданско-правовых дисциплин. В состав комиссии должны входить преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин, руководитель практик от института, по возможности, руководитель практик от учреждения (организации), декан факультета.
Основа отчета — дневник практиканта и накопленные в соответствии с настоящей программой материалы. В отчете должны содержаться следующие данные:
• место и время прохождения практики;
• характеристика места прохождения практики;
• описание выполненной работы по отдельным разделам программы с указанием объема этой работы;
• знания и навыки, приобретенные студентом в ходе практики;
• указания на трудности, возникшие в процессе прохождения практики;
• предложения и рекомендации по дальнейшему совершенствованию организации и прохождения производственной практики и процесса обучения по гражданско-правовой специализации (перечень вопросов, которые, по мнению практиканта, нуждаются в специальном исследовании и важны в практическом отношении).
Объем отчета - 15-20 страниц. План отчета, образцы его титульного листа и индивидуального задания, дневник прохождения практики прилагаются к программам конкретных видов практик.
Контроль за ходом выполнения студентами программы практик обеспечивается проверкой результатов работы за определенное время и записей в дневнике прохождения практик руководителями практик от органов власти, организаций, учреждений и кафедры не реже одного раза в неделю.
Отчет должен быть подписан студентом-практикантом, руководителями практики от института и производства. К отчету должны быть приложены документы, составленные самим студентом при прохождении практики.
Руководитель практики от организации на основании личных наблюдений, ознакомления с отчетом и дневником студента составляет отзыв-характеристику о его работе в период практики. В отзыве- характеристике дается оценка работы студента; отражаются умения применять теоретические знания в практической работе, ориентироваться в обстановке и решать служебные вопросы; отмечаются инициативность и дисциплинированность студента, а также недостатки в его подготовке, выявленные в период практики.
Практика оценивается: учебная — «зачтено», «не зачтено»; производственная — «зачтено», «не зачтено», преддипломная - дифференцированной оценкой по четырехбалльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
При подведении итогов производственных практик принимаются во внимание соответствие профиля работы на практике будущей специализации; выполнение программы практик и индивидуального задания, а также учитывается инициативность студента в процессе прохождения практики.
Защита отчетов по производственным практикам должна быть завершена в течение двух месяцев следующего за практикой семестра.
Результаты защиты отчетов по всем видам практик оформляются ведомостью и проставляются в зачетную книжку студента.
Студенты допускаются до экзаменационной сессии следующего за практикой семестра при условии защиты ими отчетов по практике и получении зачета по практике.
Ликвидация задолженности по практикам, а также сдача зачетов студентами, которые не явились на него и установленный расписанием занятий срок, производится по разрешению декана при наличии оправдательных документов, а при их отсутствии — за дополнительную плату по заявлению студента.
В случае если студент не может пройти производственные практики в установленные учебным планом сроки, ему предоставляется право пройти их по частям с тем же объемом часов и сдать зачет в течение следующего за практикой семестра.
Студент, не выполнивший программу практик, получивший отрицательный отзыв о работе или не защитивший отчет при сдаче зачета, направляется на практику повторно в период каникул и до ее последующей защиты на очередной курс не переводится, а в случае не сдачи зачета во второй раз отчисляется из института по неуспеваемости.
Студенты, работающие постоянно по избранной специальности или специализации, для защиты производственных практик представляют в деканат отзыв, подписанный руководителем и заверенный печатью предприятия, учреждения, организации, и отчет о своей повседневной деятельности в соответствии с «Программой производственных практик».
Отдельная защита преддипломной практики не производится. Итогом ее завершения является решение кафедры гражданско-правовых дисциплин о допуске дипломной работы студента к защите перед государственной аттестационной комиссией.
Приложение № 1
Угловой штамп
учреждения
Ректору НОУ институт «Верхневолжье»
И.Н. Аксеновой
На Ваш исх. №____ от «____» __________ 20__ г.
Настоящим даем согласие на проведение студентом _____ курса Вашего института ____________________________________________________________________
Ф.И.О.
практики по избранной специализации в период с «____» ______________20__ г. по
«_____»______________20__ г. в (на) ________________________________________
Генеральный директор (руководитель)________________________________________
Приложение 2
Дневник
прохождения _______________________ практики
студентом _______ курса юридического факультета____________________________
Ф.И.О
_______________________________________________________________________________________
учреждение
группа №_______, зачетная книжка № _____________ в должности ____________
с «_____»______________ 200__г. по «______»______________ 20__ г.
Дата Вид выполненной работы Отметка о Примечания
выполнении
Подпись студента и дата «___»_________20__ г.
Приложение3
На бланке организации
Ректору НОУ институт «Верхневолжье»
И.Н. Аксеновой
Отзыв
о прохождении ______________ практики студентом
юридического факультета _____ курса ___________________________
Ф.И.О.
в________________________________________________________________________
организация, учреждение
в должности____________________________
в период с «_____»_______________20__ г. по «_____»___________________ 20__ г.
Текс т отзыва
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Должностное лицо организации (учреждения)
_______________________________________
Дата подпись
Печать организации
Приложение 4