Общая характеристика средств обучения
Все средства представляют единую систему, звенья которой взаимосвязаны. Эти связи "определяются содержанием, методикой преподавания, особенностями усвоения предмета, а также функциональными свойствами отдельных средств обучения. Такие связи порождают целостность, структурность и относительность автономной системы". При использовании средств обучения необходимо учитывать связи, существующие между компонентами системы и специфические особенности каждого компонента. Рассмотрим различные средства обучения.
При изучении естествознания учащиеся знакомятся с разнообразными природными объектами и процессами, многие из которых школьники не могут наблюдать в окружающей природе. Для формирования полных и правильных представлений и понятий об этих объектах необходимо использовать различные средства обучения, например коллекции, гербарий, таблицы, карты.
О важности применения наглядных средств обучения в учебном процессе по естествознанию писал ещё в XVIII веке В.Ф. Зуев: "При рассуждении о какой-либо вещи учитель показывает оную в самой натуре или по крайней мере по картинке".
Наличие разнообразных средств обучения требует их классификации. В методике разработано их несколько. На сегодняшний день придерживаются следующей классификации средств обучения:
Вербальные (учебники, учебные пособия для учащихся)
Натуральные (коллекции, гербарии, живые объекты, изображения предметов и явлений природы)
Плоскостные (таблицы, картины, карты)
Объемные (модели, муляжи)
Аудиовизуальные (диапозитивы, диафильмы, транспаранты, кинофильмы, видеофильмы, звукозаписи)
I. Вербальные средства обучения
Новое поколение учебников природоведения и естествознания помогает учителю организовать разнообразную познавательную деятельность школьников, стимулирует у учащихся желание самостоятельно "добывать" знания. Способствует развитию творчества, интереса к предмету, нацеливает школьников на практическое применение полученных знаний и умений. Содержание современных учебников направлено на создание у учащихся яркой, запоминающейся научной картины мира.
Учебник разрабатывается в соответствии с программой.
Его содержание раскрывает вопросы программы, а структура отражает последовательность тем в изучении материала. Трактовка научных данных о природе дается адаптированным и логичным изложением современных достижений в познании природы. Научный материал излагается с учетом принципов дидактики, возрастных особенностей.
Каждый учебник естествознания имеет определенную структуру, которая представлена структурными компонентами.
В учебниках выделяют 2 основных блока структурных компонентов: тексты и внетекстовые компоненты. Тексты разделяют на:
основные (передают главную информацию. В них излагаются факты, даются описания и определения понятий, раскрываются взаимосвязи и закономерности. В учебниках представлены рассказами и деловыми статьями)
дополнительные (по своему содержанию близки к основным. Их содержание может иметь конкретизирующий, комментирующий, описательный характер, но может быть и более сложным по сравнению с основным текстом. В качестве дополнительных текстов используются рассказы, пословицы, поговорки, сказки, научно-популярная информация. В учебниках даются в виде отдельных сообщений под различными рубриками: "Это интересно", "Полезно знать" и "для самых любознательных". Иногда включаются в основной текст как абзацы)
Пояснительные (к пояснительным текстам относятся "словарики", справочные сведения, примечания и т.д.)
В конце темы/урока учащимся предлагаются небольшие по объему тексты, цель которых - обобщение материала. Внетекстовые компоненты тоже разнообразны. Аппарат организации усвоения знаний представлен в учебниках системой вопросов и заданий.
Вопросы и задания, включаемые в школьные учебники, можно распределить в группы:
Вопросы и задания, требующие практического применения полученных знаний
2. Вопросы и задания, направленные на воспроизведение знаний, типа "расскажите...". Эта группа способствует выявлению и закреплению знаний.
Вопросы и задания, требующие логического осмысления знаний: задания на сравнение, сопоставление, обобщение, исследование объектов с помощью наблюдений и опытов.
Особое место в учебниках естествознания и природоведения занимают задания для проведения самостоятельных наблюдений в природе. Роль этих заданий велика, т.к. они способствуют формированию правильных и чётких представлений об объектах окружающей природы.
Даже если ребенок имеет представление о каком-либо объекте, сравнение с иллюстрациями учебника поможет уточнить, конкретизировать это представление и сделает его более полным. Иллюстрации помогают активизировать мыслительную деятельность школьников, развивают чувство прекрасного. Иллюстрации должны составлять не менее половины объема книги, а в учебниках для 1 и 2 классов ещё больше.
Фотографии передают документальность объекта без искажений - в этом их ценность.