А - 1.2. Исследование сукцессивного анализа и синтеза на невербальном материале.
А - 1.2.1. Тест “Последовательные картинки”.
Материал: 11 серий картинок субтеста 4 Методики Векслера. Первые 4 серии представляют собой разрезанные картинки, остальные - маленький рассказ.
А - 1.2.2. Включение сюжетной картинки в серию.
Материал: серия сюжетных картинок.
Ребенку предлагается неполная серия сюжетных картинок. Одна из картинок располагается отдельно.
Инструкция: Посмотри внимательно на картинки. На них изображен один случай. Но одна из картинок случайно выпала. Куда ее надо положить?
Оценка результатов:
3 б - задание выполняется целенаправленно, уверенно, правильно;
2 б - замедленный темп действий, длительное рассматривание картинок, неуверенность;
1 б - пользуется методом “проб и ошибок”;
0 б - неправильное выполнение задания, отказ.
Максимальный балл - 3.
А - 1.2.3. Исследование решения задач на поиск закономерности построения рядов. Методика Равена.
Материал: рисунки с фигурами, связанными между собой определенной закономерностью. Одной фигуры не хватает, а внизу она дается среди 4-5 других фигур.
Инструкция: Найди, какой фигуры не хватает. Почему?
Оценка результатов:
Каждое из трех заданий оценивается следующим образом:
3 б - правильно выполняет задание, присутствует целенаправленность и программа действий, объясняется закономерность расположения фигур;
2 б - замедленный темп действий, длительное рассматривание картинки, использование метода “проб и ошибок”, затруднения при объяснении закономерности расположения фигур;
1 б - недостающая фигура определяется верно, но закономерность расположения фигур объясняется неправильно или не объясняется совсем;
0 б - неправильное выполнение задания, отказ от выполнения.
Нахождение среднего балла за 3 задания.
Максимальный балл - 3.
А - 1.2.4. Тест “Арифметический”
Материал: субтест “Арифметический” Методики Векслера.
А - 1.2.5. Сравнение средств транспорта по признаку скорости.
Материал: набор картинок, изображающих средства транспорта (велосипед, трактор, машина, самолет, ракета).
Экспериментатор кладет перед испытуемым 5 картинок.
Инструкция: Посмотри внимательно на картинки, сравни их. Расположи предметы в порядке увеличения скорости.
После выполнения задания задается вопрос: Как назвать одним словом все эти предметы?
Оценка результатов:
4 б - правильное, целенаправленное выполнение задания; правильно названо обобщающее понятие;
3 б - задание выполнено правильно, но темп работы замедлен, долго рассматривает картинки, перекладывает их с места на место, либо обобщающее понятие названо неточно;
2 б - неуверенность при выполнении задания, допускает ошибки при назывании обобщающего понятия;
1 б - допускает одну ошибку при выполнении задания, не называет обобщающего понятия;
0 б - задание выполняется неправильно, отказ от выполнения задания.
Максимальный балл - 4.
Б - 1.2. Исследование сукцессивного анализа и синтеза на вербальном материале.
Б - 1.2.1. Изографы. Чтение слов, составленных из букв разного шрифта.
Материал: изографы.
Инструкция: Прочти слова, показывая указкой буквы.
Оценка результатов.
Каждая из 27 проб оценивается следующим образом:
4 б - правильное прочтение изографа без помощи экспериментатора;
3 б - правильная расшифровка изографа, после незначительной помощи экспериментатора найдены все буквы слова;
2 б - слово названо правильно, но отдельные буквы не найдены даже после помощи экспериментатора;
1 б - при интенсивной помощи экспериментатора найдено более половины букв, хотя слово не названо;
0 б - изограф не расшифрован, найдено менее половины букв.
Нахождение среднего балла по результатам 27 проб.
Максимальный балл - 4.
Б - 1.2.2. Продолжение ряда.
Экспериментатор предъявляет ребенку ряд букв, расположенных в определенной последовательности.
Инструкция: В этом ряду буквы расположены в определенной последовательности. Догадайся, в какой последовательности расположены буквы, и продолжи ряд.
Оценка результатов.
Каждое из 7 заданий оценивается следующим образом:
4 б - началу деятельности предшествует уяснение принципа выполнения задания, на деятельность не влияют случайные побуждения;
3 б - началу деятельности предшествует уяснение принципа выполнения задания, на деятельность не влияют случайные побуждения, но темп замедлен, выполнение затруднено;
2 б - принцип выполнения задания недостаточно уяснен, обнаруживается тенденция переносить в готовом виде прошлый опыт на решаемую в настоящий момент задачу;
1 б - избранный образ действия стереотипен, отступает от стереотипа только при интенсивной помощи экспериментатора, в незначительной мере проявляется влияние случайных побуждений на деятельность;
0 б - не выполняет задание, отказ от деятельности.
Нахождение среднего балла за задания 1-4 и среднего балла за задания 5-7. Суммарный балл = средний балл за задания 1-4 +2 х на средний балл за задания 5-7.
Максимальный балл - 12.
Б - 1.2.3. Нахождение места для буквы.
Материал: на карточке в ряд расположены в определенной последовательности буквы, на отдельной карточке - буква, для которой надо найти место в ряду.
Инструкция: Перед тобой - ряд букв, расположенных в определенной последовательности. Рассматривать ряд нужно слева направо, как читаешь. Постарайся догадаться, в каком порядке лежат буквы и между какими из них надо положить букву, которую ты держишь в руках.
Оценка результатов:
1 балл за каждое правильно выполненное задание.
Максимальный балл - 3.