А - 3. Исследование абстракции на невербальном материале.
А - 3.1. Нахождение места картинки.
Материал: 2 набора из семи картинок. Количество предметов на картинках каждого из наборов увеличивается в соответствии с натуральным рядом чисел от 1 до 7.
Перед ребенком раскладывается 6 карточек с рисунками так, чтобы они образовали горизонтальный ряд картинок, лежащих на равном расстоянии друг от друга. Картинку с изображением 5-ти предметов экспериментатор дает испытуемому.
Инструкция: Перед тобой на столе РЯД картинок (слово “ряд” выделяется голосом). Они лежат в определенном порядке. Рассматривать ряд нужно слева направо, как читаешь. Подумай и попробуй догадаться, в каком порядке лежат картинки и между какими из них нужно положить ту картинку, которую ты держишь в руках.
Если задание выполнено неверно, ученику предлагается рассмотреть новый ряд картинок (второй набор):
- Ты выполнил задание не совсем правильно. Перед тобой новый РЯД картинок. Здесь картинки также расположены в определенном порядке и ряд надо рассматривать слева направо, как читаешь. Попробуй найти место в этом ряду для той же картинки.
Если второй вариант задания выполняется правильно, возвратиться к первому варианту.
Оценка результатов:
4 б - правильное, уверенное, целенаправленное выполнение первого варианта задания;
3 б - первый вариант задания выполнен неверно, но второй вариант выполнен правильно; при возврате к первому варианту задания исправляет допущенную ошибку;
2 б - в первом варианте задания картинка располагается правильно, но при решении опора не на количественный признак, а на какой-либо другой, второй вариант задания выполнен неправильно;
1 б - первый вариант задания выполнен неверно, но второй вариант - правильно, при возврате к первому варианту не отходит от ошибочного первоначального решения;
0 б - неправильное выполнение как первого, так и второго варианта задания, испытуемый не способен изменить свое решение после отрицательного подкрепления, сопровождавшего его первоначальное решение; отказ от выполнения задания.
Максимальный балл - 4.
А - 3.2. Тест Недостающие детали”.
Материал: тест “Недостающие детали” Методики Векслера.
Б - 3. Исследование абстракции на вербальном материале.
Б - 3.1. Нахождение буквы в квадрате.
Материал: квадрат с диагоналями.
Инструкция: В квадрате спрятаны буквы. Вот буква “Х” (экспериментатор показывает ребенку букву в квадрате). Найди остальные спрятавшиеся в квадрате буквы.
Оценка результатов:
4 б - находит 8 и более букв;
3 б - находит 5-7 букв;
2 б - находит 3-4 буквы;
1 б - находит меньше трех букв;
0 б - не находит ни одной буквы; отказ от выполнения задания.
Максимальный балл - 4.
Б - 3.2. "Два слова в скобках". Определение способности выделять существенные признаки предмета.
Материал: ряд слов, 5 из которых дается в скобках, а одно - перед скобками.
Инструкция: Найди в скобках два слова, наиболее важных для слова перед скобками.
Оценка результатов:
3 б - задание выполняется без затруднений, правильно найдены оба слова в скобках, действия уверенные, целенаправленные;
2 б - замедленный темп работы, действия неуверенные, но задание выполнено правильно;
1 б - правильно находит одно слово;
0 б - слова находит неверно, отказ от задания.
Максимальный балл - 3.
Исследование обобщения
А - 4. Исследование обобщения на невербальном материале.
А - 4.1. Изучение процесса обобщения предметного материала по родовой принадлежности. Методика “Четвертый лишний” (1 вариант).
Материал: 10 карточек, на каждой из которых изображено 4 предмета (3 из них относятся к одной родовой группе и один - к иной родовой группе).
Инструкция: Назови предметы на картинке. Какой предмет лишний? Почему этот предмет лишний?
Оценка результатов.
Каждая из 10 проб оценивалась следующим образом:
4 б - правильное выполнение пробы, адекватное воспроизведение 4-х видовых понятий, суждение включает оба необходимых родовых понятия;
3 б - правильное выполнение пробы, адекватное воспроизведение 4-х видовых понятий, правильное воспроизведение лишь одного родового понятия, а второе называется не совсем точно;
2 б - правильное выполнение пробы, затруднения при воспроизведении видовых понятий, одно из родовых понятий подменяется функциональным определением, либо называется неверно или не называется совсем;
1 б - затруднения при выполнении пробы, неточности при воспроизведении видовых понятий, оба родовых понятия подменяются функциональными определениями;
0 б - неправильное выполнение пробы, отказ от выполнения задания.
Находится средний балл по результатам 10 проб.
Максимальный балл - 4.
А - 4.2. Изучение процесса обобщения на основе выделения общего для группы предметов, не родового признака. Методика “Четвертый лишний” (2 вариант).
Материал: 10 карточек. На каждой карточке изображено 4 предмета, три из которых имеют общий признак (например, стеклянные и деревянные предметы, северные и южные животные, зимние и летние виды спорта и т. д.).
Инструкция: Назови лишний предмет. Почему этот предмет лишний?
Оценка результатов.
Каждая из 10 проб оценивается следующим образом:
4 б - группировка объектов произведена по принципу, предусмотренному при разработке методики;
3 б - группировка объектов произведена правильно, но принцип не объяснен, или объяснен неверно;
2 б - группировка произведена правильно после подсказки экспериментатора;
1 б - классификация объектов производится в соответствии с инструкцией, но по основанию, не предусмотренному экспериментатором, подсказка экспериментатора не эффективна;
0 б - неправильное выполнение задания вопреки инструкции, отказ от выполнения задания.
Нахождение среднего балла по результатам 10 проб.
Максимальный балл - 4.
А - 4.3. Тест “Шифровка”.
Материал: тест “Шифровка” Методики Векслера.
Б - 4. Исследование операции обобщенияна вербальном материале.
Б - 4.1. Исследование умения делить объекты на классы по заданному основанию.
Материал: слова: стол, чашка, стул, тарелка, чайник, шкаф, диван, ложка, табурет, кресло, кастрюля.
Инструкция: подчеркни название мебели одной чертой, название посуды - двумя чертами.
Оценка результатов:
3 б - задание выполняется целенаправленно, уверенно, правильно;
2 б - допущена одна ошибка;
1 б - допущено 2 ошибки;
0 б - допущено более 2-х ошибок, отказ от задания.
Максимальный балл - 3.
Б - 4.2. Исследование умения давать обобщающее понятие серии слов.
Материал: 20 серий слов.
Инструкция: Я назову тебе несколько слов, а ты попробуй дать им общее название.
Оценка результатов.
Каждая серия оценивается следующим образом:
3 б - задание выполняется правильно, названо наиболее точное родовое понятие;
2 б - родовое понятие неточное, более общее, затруднения при выполнении задания;
1 б - родовое понятие заменяется функциональным определением;
0 б - родовое понятие названо неверно, отказ от задания.
Нахождение среднего балла по результатам 20-ти серий.
Максимальный балл - 3.
Б - 4.3. Методика “Четвертый лишний” (3 вариант).
Материал: 10 серий слов, по четыре слова в каждой серии.
Инструкция: Найди лишнее слово. Объясни, почему это слово является лишним.
Оценка результатов.
Каждая серия слов оценивается следующим образом:
3 б - задание выполнено правильно, объяснен принцип обобщения и исключения;
2 б - задание выполнено правильно, но принцип обобщения и исключения объяснен неточно;
1 б - лишнее слово найдено верно, но принцип обобщения и исключения - неправильный или не объяснен;
0 б - задание выполнено неправильно.
Нахождение среднего балла по результатам 10 серий.
Максимальный балл - 3.