Пояснительная записка
В настоящее время сложились весьма неблагоприятные условия, которые существенно осложняют психическое развитие и воспитание подрастающего поколения. Эти условия формируются под влиянием целого комплекса социально-психических и биологических факторов: увеличение родового травматизма, неблагоприятная экологическая обстановка, недостатки медицинского контроля и помощи, ухудшение материально-экономического положения людей, возрастающая занятость родителей, неуклонный рост разводов и конфликтов в семьях, негативная информация, насилие, агрессия, захлестнувшие телеэкраны. Все это определяет распространенность состояний психического дискомфорта, в особенности легких его форм, выражающихся в нарушениях эмоционально-поведенческой сферы детей.
Учитывая специфику самосознания детей с расстройствами эмоционально-поведенческой сферы, которая выражается в отклоняющемся поведении, необходимо помочь им изменить негативное отношение к себе, выработать уверенность, воспитать стремление к успеху, сформировать способность к саморегуляции, самоконтролю. Проблемы поведенческого характера — это наиболее часто встречающийся запрос учителя к психологу. Консультативная, коррекционная помощь оказывается ребенку, но носит эпизодический, ситуативный характер, поэтому создание программы, направленной на коррекцию отклоняющегося поведения является актуальным.
В психолого-педагогической литературе теме девиантного (отклоняющегося) поведения посвящены теоретические исследования, публикации, систематизирующие знания о причинах его возникновения, формах проявления (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, А. Берковтиц, А. Бандуров, Реан, Н. Семаго и М. Семаго и другие.)
Наличие у детей четко очерченных форм девиантного поведения является ориентиром для проведения профилактической и коррекционной работы. Характерными для детей младшего школьного возраста являются следующие варианты девиантного поведения: активный протест (враждебность), пассивный протест (избегание), тревожность и неуверенность в себе.
Развивать психическую произвольность необходимо в начале школьного обучения через работу с самосознанием ребенка и тренировку его растущих функций. Способность регулировать различные сферы психической жизни складывается из конкретных контролируемых умений:
в двигательной сфере:
— умение произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении;
— умение различать и сравнивать мышечные ощущения;
— умение определять соответствующий характер ощущений (напряжение-расслабление, тяжесть-легкость и др.), характер движений, сопровождаемых этими ощущениями (сила-слабость, резкость-плавность, темп, ритм);
— умение менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений;
в эмоциональной сфере:
— умение произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые ребенок испытывает;
— умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер;
— умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие собственные эмоции, а также эмоции, которые испытывают окружающие;
— умение произвольно и подражательно демонстрировать эмоции по заданному образцу;
в сфере общения:
— умение улавливать, понимать и различать эмоциональные чужие состояния;
— сопереживать (принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать, прочувствовать его эмоциональное состояние);
— умение отвечать адекватными чувствами (в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить чувства адекватно ситуации);
в поведении:
— умение определять конкретные цели своих поступков;
— умение искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих целей;
— умение проверять эффективность выбранных путей действиями, ошибаясь и исправляя ошибки, опытом чувств или прошлых аналогичных ситуаций;
— умение предвидеть конечный результат своих действий и поступков;
— умение брать на себя ответственность.
Предоставив ребенку возможность испытать различные варианты действия, можно обогатить его поведенческий репертуар, а эмоциональная окраска позитивного выбора оставит «зарубку» в памяти, которая поможет ребенку в аналогичной ситуации выбрать правильное решение.
Есть основания полагать, что если начать развивать и тренировать эти способности в детстве, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении своим поведением. При составлении данной программы использовались разные методы: свободное и тематическое рисование, импровизация, игры с правилами (сюжетно-ролевые, драматизации), сочинение историй и рассказов, рассматривание рисунков (фотографий, иллюстраций), упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера, чтение и прослушивание художественных произведений, психологические этюды и др.
Цель программы: формирование у ребенка навыков конструктивного общения, основ саморегуляции, социальной ответственности.
Задачи:
- обучать способам конструктивного общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями;
- формировать у ребенка навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой), собственным телом;
- развивать адекватную самооценку и оценку поведения и поступков окружающих его людей.
Вид программы — стандартизированная.
Форма организации занятий — индивидуальная, минигрупповая.
Периодичность — 1 раз в неделю по 40 минут.
Продолжительность курса - 6 месяца
Структура занятия содержит 5 этапов:
- Коммуникативный (предполагает создание доверительных отношений, расположенность и открытость психологу).
- Психогимнастика (включает в себя этюды, упражнения, направленные на снятие эмоциональной зажатости, на овладение навыками контроля двигательной и эмоциональной сферами).
- Конструктивно-формирующий (направлен на формирование и развитие навыков конструктивного общения, основ саморегуляции).
- Рефлексия (направлена на осознание собственных эмоций, развитие эмпатии, повышение самооценки).
- Релаксация (состоит из упражнений на мышечное расслабление, глубокое дыхание, снятие возбуждения).
Критерии отслеживания результативности программы:
Параметры | Периодичность | Диагностические методики |
1. Тревожность | в начале и конце курса | Наблюдение Шкала тревожности А.М. Прихожан. |
2. Агрессия | в начале и конце курса | Наблюдение «Несуществующее животное» |
3. Самооценка | в начале и конце курса | Наблюдение Методика «Лесенка» Автор Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, «Учим детей общению» Ярославль «Академия развития» 1997 |
4. Школьная мотивация | в начале и конце курса | Наблюдение Анкета школьной мотивации Лускановой |
Ожидаемый результат:
— позитивные изменения в поведении;
— применение в общении освоенных приемов конструктивного общения;
— снижение уровня тревожности;
— улучшения психического самочувствия;
— повышение социометрического статуса в детском коллективе.
Тематическое планирование
по коррекции эмоционально-поведенческой сферы