Революционные социальные движения




 

По дисциплине: «Социальная безопасность»

 

Выполнила:

студентка 460 группы

4 курса О.В. Мартынова

Преподаватель:

доктор мед. наук,

профессор П. К. Котенко

 

Санкт-Петербург 2012

 

Содержание

 
  Стр.
Введение  
1. Понятие «революционные социальные движение», его сущность и признаки  
2. Современные представители революционных социальных движений  
Заключение  
Список литературы  

 

 

 

Введение

В современном обществе существует огромное количество социальных движений. Они настолько многообразны, что их можно классифицировать самыми различными способами. К примеру, социальные движения можно систематизировать в соответствии с характером перемен, к которым стремятся их сторонники. Когда цель связана с крупными переменами и значительным изменением существующих ценностей, движения являются революционными. Именно о них пойдет речь в данной работе.

Тема данного реферата, является актуальной, поскольку в современном мире дискуссии о революционных социальных движениях не прекращаются. С течением времени рушатся старые идеалы и у человечества появляются новые цели, новые идеи. Их воплощение часто осуществляется путем формирования революционных социальных движений. Такие процессы обновления системы были раньше, наблюдаются сейчас и будут существовать ещё долго.

Цель данного реферата – раскрытие темы революционных социальных движений.

Задачи:

1) изучить понятие «революционное социальное движение»;

2) обозначить признаки и сущность революционных социальных движений;

3) перечислить и описать современных представителей.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

В качестве литературы были использованы материалы из следующих журналов: «Вестник Санкт-Петербургского университета», «Вестник Волгоградского государственного университета», «Философия права», «Вестник Новосибирского государственного университета», «Скепсис».

 

 

Раскрытие понятия «революционные социальные движения»

 

Социальное движение может быть определено, как коллективная попытка осуществить общие интересы или добиться общей цели посредством коллективного действия вне рамок установленных институтов. Определение должно быть достаточно широким в связи с различным характером самих движений. Многие из них невелики, насчитывают лишь несколько десятков человек, в других участвуют тысячи и даже миллионы. Некоторые движения действуют в рамках законов данной страны, другие являются нелегальными или подпольными.

Решение глобальных проблем общественного развития, как правило, не происходит автоматически, а в процессе более или менее организованной деятельности и борьбы огромных масс людей, преследующих самые разнообразные цели. Столкновение интересов различных социальных групп, классов, наций, народов и государств - постоянный спутник человеческой истории. Более или менее организованная деятельность или борьба больших социальных групп, направленная на решение коренных задач развития общества составляют суть социальных движений. Сколь разнообразны совместные цели и интересы участников социальных движений, столь разнообразны и сами движения. Наибольшее влияние на общественное развитие оказывают именно революционные движения и движения реформаторские.

Было предложено множество различных способов классификации общественных движений. Пожалуй, самую точную и полную классификацию разработал Дэвид Эберл, описавший четыре типа движений:

1. Движения трансформации нацелены на далеко идущие перемены в обществе или обществах, частью которых они являются. Перемены, за которые ратуют члены этих движений, могут быть катаклизмами, нередко сопряженными с насилием. Примерами могут служить революционные или некоторые радикальные религиозные движения. Скажем, многие движения милленариев предвидят, что с наступлением эры спасения произойдет более или менее полная перестройка общества.

2. Движения за реформы (реформистские движения) имеют более простые цели. Их притязания ограничиваются изменением лишь некоторых сторон существующего социального порядка. Свою деятельность они связывают с конкретным видом несправедливости или неравенства. В качестве примера можно привести Женский Христианский Союз, выступающий за трезвость, и группы, выступающие за запрещение абортов.

Движения трансформации и реформистские движения ориентируются в основном на перемены в жизни всего общества. Два других типа движений, выделяемых Д. Эберлом, в качестве целей ставят изменение привычек и взглядов индивидов.

3. Движения за перевоспитание стремятся оградить людей от порочного, по их мнению, образа жизни. К этой категории относятся многие религиозные движения, поскольку свою цель они видят прежде всего в спасении индивидов. Примером являются секты пятидесятников, которые считают, что показателем истинного достоинства индивида может быть только его духовное развитие.

4. Наконец, движения альтерации ориентируются на частичные изменения в жизни индивидов. Они не преследуют своей целью полное изменение привычек людей, их занимают лишь отдельные специфические черты.

Революционные социальные движения относятся к первому типу.

Революционное движение - это разновидность социального движения, имеющего целью полную отмену существующей системы ценностей в государстве и обществе, это движения направленные на ниспровержение силой существующего положения вещей, государственно-политического строя, препятствующего развитию общества. Победоносные революции вызывают к жизни новый общественно-политический порядок, производят глубокие сдвиги в социально-классовой структуре общества. Даже в случае подавления революции предреволюционный порядок не восстанавливается полностью. Течение революции оставляет слишком глубокие следы в системе ценностей, в образах поведения, в обычаях и неформальных организациях общества, в иерархии престижа, чтобы можно было полностью реставрировать старый социальный порядок.

Революционные социальные движения и революции делятся на различные категории в зависимости от целей, идеологии, размаха и социальной базы. Наиважнейшие и глубочайшие изменения общества вызывают революции социальных классов, свергающие господство одних классов и приводящие к власти новые классы. Однако не следует полностью отождествлять понятие «революция» и «революционное движение», поскольку первое является апофеозом второго, желательной, но не обезательной частью его структуры.

Под революционным социальным движением в данном случае мы понимаем неожиданное, стремительное, обычно насильственное полное изменение социальной системы, структуры и функций многих основных социальных институтов. Революционное социальное движение пытается свергнуть, разрушить существующую социальную систему и установить новый социальный порядок, в значительной степени отличающийся от прежнего. Если реформаторы стремятся исправить лишь некоторые недостатки и дефекты в существующем социальном порядке, то революционеры считают, что система не заслуживает того, чтобы ее спасали.

Иногда очень трудно классифицировать движение как чисто реформистское или чисто революционное, так как и в том, и в другом случае в движениях может принимать участие широкий спектр его последователей: от умеренных реформаторов до крайне радикальных революционеров, склонных к насильственным действиям.

Любое революционное социальное движение развивается постепенно в атмосфере всеобщей социальной неудовлетворенности. Американские исследователи Л. Эдварде и К. Бринтон смогли выделить наиболее типичные стадии успешного развития революционных социальных движений:

1) накопление глубокого социального беспокойства и неудовлетворенности в течение ряда лет;

2) неспособность интеллектуалов успешно критиковать существующее положение так, чтобы основная масса населения понимали их;

3) появление побуждения к активным действиям, к восстанию социального мифа или системы верований, оправдывающих это побуждение;

4) революционный взрыв, вызванный колебаниями и слабостью правящей верхушки;

5) период правления умеренных, которое вскоре сводится к попыткам контроля за различными группам революционеров или к уступкам с целью погашения взрывов страстей в народе;

6) выход на активные позиции экстремистов и радикалов, которые захватывают власть и уничтожают всякую оппозицию;

7) период режима террора;

8) возврат к спокойному состоянию, устойчивой власти и к некоторым образцам прежней предреволюционной жизни.

Как показывает исторический опыт, революции могут происходить в условиях войны, но революция и война не связаны необходимым образом. Революции могут происходить и при отсутствии войн.

Таким образом, признаками революционных социальных движений можно назвать следующее:

1) повышение активности среди населения, агрессивное недовольство (часто с проявлениями насилия);

2) наличие идеологии, принципов, которые отстаивает революционное социальное движение;

3) идейный лидер, который вдохновляет общественные массы;

4) неустойчивое положение верхов власти, сомнения общественности в традиционных устоях.

Чаще всего возникновению революционного социального движения предшествуют некие трагичные события, в связи с которыми происходит обострение социальных противоречий в обществе. Глубочайшее влияние революционных социальных движений на мировую историю состоит, именно в том, что они, разрешая эти противоречия, дают простор для действия новых движущих сил общественного развития. Они открывают перспективу общественного прогресса во всех областях общественной жизни – в сфере материального производства, социальных отношений, в науке, культуре, искусстве, морали. Они рождают новые стимулы деятельности, утверждают новые жизненные ориентиры, определяющие общественные и личные цели деятельности, новые нравственные и эстетические системы, ведут к установлению нового образа жизни. Не зря, согласно марксизму, «революции – локомотивы истории».

 

Современные представители революционных социальных движений

Исторический опыт показывает, что демократия в полном смысле этого слова не служит питательной средой для революционных движений. Это объясняется тем, что демократия является основой социальных реформ, а реформы неизбежно отодвигают революцию. С другой стороны, там, где авторитарное правление блокирует различные движения реформ, реформаторы вынуждены нападать на правительство и на другие авторитарные институты общества. При этом многие из несостоявшихся реформаторов становятся революционерами. Таким образом, революционные движения процветают там, где реформы блокируются в такой степени, что единственным способом устранения недостатков социальной системы служит революционное движение. Проанализировав данные за последние годы можно выявить два типа современных революционных движений – кровопролитные и мирные.

В условиях XXI в. появилось новое понятие «цветной революции» собирательное понятие, применяемое для обозначения так называемых «ненасильственных революций».

Ряд СМИ и других авторитетных источников приводят следующий список таких революций:

1987 - первая Жасминовая революция в Тунисе.

1989 - Бархатная революция в Чехословакии и аналогичные ей «бархатные революции» в других странах Восточной Европы.

2003 - Революция роз в Грузии.

2004 - Оранжевая революция на Украине.

2005 - Тюльпановая революция в Киргизии.

2005 - Революция кедров в Ливане.

2006 - Попытка Васильковой революции в Белоруссии.

2008 - Попытка цветной революции в Армении.

2009 - Цветная революция в Молдавии, приведшая компартию к потере большинства в парламенте.

2010 - Вторая Дынная революция — вторая Киргизская революция (Народная Революция в Киргизии 2010 года).

2010-2011 - вторая Жасминовая революция (или Финиковая, Голодная, Багетовая) в Тунисе, по мнению некоторых зарубежных политологов — также цветная.

2011 - Дынная революция (или Твиттерная, Молодёжная, Горчичная, Курортная, Пирамид, Финиковая, Фуичная) в Египте.

Характерные черты «цветных» революций довольно обширны. Формой такой революции являются массовые митинги, демонстрации и забастовки, которые проводятся оппозицией после проведения выборов, по результатам которых оппозиция объявляется проигравшей. Оппозиция в таком случае утверждает, что были допущены нарушения избирательного законодательства, исказившие волю народа. Массовые протесты приводят либо к проведению повторного голосования (Украина), или к отдаче части парламентских мест, либо к силовому захвату зданий органов власти толпой (Югославия, Грузия, Киргизия) и бегству руководителей государства с последующим проведением новых выборов. Во всех случаях оппозиция приходит к власти.

Революция проходит под антикоррупционными и радикально-демократическими лозунгами. Ключевыми являются идеи народного суверенитета Ж. Руссо, где народ (сознательно вышедшие на улицу граждане) противопоставляется манипулируемой режимом массе.

Революции предшествует формирование молодёжных организаций (Пора, Отпор и т. д.), которые образуют «полевые отряды революции».

Революция носит подчёркнуто бескровный характер. Здесь отзвук движения М. Ганди и хиппи, которые раздавали полицейским цветы. Отсюда характерный бренд революции — неагрессивный цвет (не красный и не чёрный) или цветок. Однако в Киргизии в результате столкновений с полицией и погромов магазинов после силового захвата зданий органов власти толпой были пострадавшие.

Формирование символа выступает важным элементом техники и методов осуществления бархатных революций, а также является своеобразным средством общения и идентификации единомышленников. В Сербии это был сжатый кулак, на Украине — оранжевый цвет, в Грузии — роза, в Киргизии — тюльпан. Обязательным качеством любого символа должна быть узнаваемость и несложная возможность его нанесения различными способами в общественных местах.

Важным элементом цветной революции является кампания неповиновения власти. Состоит в организации массированного давления на органы исполнительной власти на различных её уровнях. Формами такого давления, как правило, выступают митинги и забастовки всех видов, голодовки, представление поддельных документов, блокирование информационных линий и транспортных коммуникаций, снятие указателей госучреждений, бойкот выборов, отказ от уплаты налогов, отказ от должности и работы с правительством и т. д.

Необходимо отметить, что если перечисленные выше события и можно считать «революциями», то политическими, а не социальными. В случае успеха они приводят к смене руководства страны, но не общественного строя. Предлогом для них обычно становилось несогласие руководства оппозиции с итогами парламентских или президентских выборов. Возможно, их нельзя назвать революциями в традиционном, полном смысле этого слова. Однако они представляют собой полностью сформированные революционные социальные движение.

«Цветные революции» в странах СНГ оказывались удачными, если их лидерами становились высокопоставленные чиновники, которые покинули исполнительную власть не ранее, чем один избирательный цикл назад. Так, лидерами «оранжевой революции» на Украине стали бывший до 29 мая 2001 г. премьером Виктор Ющенко и бывший вице-премьер правительства Юлия Тимошенко. Лидерами революции в Киргизии – бывший до 22 мая 2002 г. премьером Курманбек Бакиев и экс-глава МИД Роза Отунбаева. Лидерами «революции роз» в Грузии – бывший министр юстиции Михаил Саакашвили, а также занимавший пост главы парламента (законодательного органа) Зураб Жвания, рассматривавшийся незадолго до этого как возможный преемник президента Эдуарда Шеварднадзе.

Важным фактором для победы «цветных революций» являлось наличие у оппозиции серьезной поддержки в одном из регионов страны. Для «оранжевой революции» на Украине таким регионом стал запад страны, а для «тюльпановой революции» в Киргизии – юг. Часто поиску региональной опоры для действий оппозиции способствовало культурно-историческое различие регионов. При этом ядром актива для уличных акций подчас становились националисты, а в руководстве оппозиции тон, как правило, задавали либеральные политики, подчас не чуждые национализма.

Неплохой основой для успеха «цветных революций» являлась поддержка со стороны электронных СМИ. Скажем, «оранжевым» оппозиционерам на Украине удалось получить доступ в эфир «5 канала».

В центре внимания СМИ всегда оказывались молодежные оппозиционные организации, участвовавшие в «цветных революциях»: «Пора» («черная» и «желтая») на Украине, «Кхмара» в Грузии, «Кел-Кел» в Киргизии, «Отпор» в Сербии и т.д. Впрочем, их роль в уличных акциях можно считать несколько преувеличенной.

Обычно «цветные революции» связывают с деятельностью зарубежных неправительственных организаций. Например, американских фонда «Поддержки демократии в Восточной Европе» (Support for East European Democracy, SEED), Международного республиканского института, Национального демократического института, Международного центра ненасильственных конфликтов, а также Международного института стратегических исследований в Лондоне.

Идейное обоснование «цветных революций» пришло с Запада. Одной из основополагающих работ стала книга Дж. Шарпа «От диктатуры к демократии. Концептуальные основы освобождения», изданная в 1993 г.

Считается, что «цветные революции» представляют собой процесс смены более или менее «пророссийских» режимов на «антироссийские». На самом деле, режим Шеварднадзе в Грузии никак нельзя назвать пророссийским – хотя бы потому, что при нем на территории Грузии располагались базы чеченских боевиков. Да и пограничные инциденты, в том числе с участием активистов молодежного крыла «партии власти» эпохи Шеварднадзе – Союза граждан Грузии, – уже тогда имели место. Что касается Киргизии, то, придя к власти в стране, президент Курманбек Бакиев и премьер Феликс Кулов декларировали очень лояльное отношение к России, зато гораздо более прохладно вели себя по отношению к Китаю, чье влияние сильно возросло в стране при предыдущем президенте Аскаре Акаеве.

Обычно принято говорить, что проведение «цветных революций» привело к «переходу от управляемой демократии к просто демократии» или «от бюрократической системы к менеджерскому капитализму».

«Цветные революции» привели и к ослаблению левого движения. Особенно ярко это видно на примере Украины. Таким образом, «цветные революции» в странах СНГ стали более или менее удачными проводниками процессов, связанных с консолидацией правящих элит и укреплением центральной власти, которые начались в России в конце 1999 г.. Тогда тоже имело место противостояние двух группировок правящей элиты (выразившееся на парламентских выборах 1999 г. в противоорстве «Единства» и «Отечества – всей России»), но к аналогу «цветной революции» так и не привело.

Именно с этим и можно связать факт, что «цветные революции» в странах СНГ с 2005 г. не заканчиваются победой оппозиции. Те страны, где слабый политический режим эпохи 1990-х сменился более сильным и консолидированным режимом нового образца, оказались уже значительно устойчивее перед «цветными революциями». А вот на Украине процесс формирования такого режима и консолидации правящих элит не завершился до сих пор – поэтому здесь период политической нестабильности приобрел затяжной характер и превратился в подобие «перманентной цветной революции».

Однако, если революции в СНГ и странах ближнего зарубежья проходят «бескровно», то этого нельзя сказать о революционных движениях восточных стран, которые назревали ещё очень давно.

В результате прошлой революции, произошедшей в 1950-е гг. в арабском мире и свергнувшей колониальное господство Англии и Франции, к власти пришли военные. Они зачастую обучались в европейских странах (позже – и в СССР) и переняли европейские идеи, в том числе и революционные – идеи национального освобождения, марксизм-ленинизм и т.д. Однако, эти военные были изначально во многом оторваны от масс местного населения. Со временем это привело серьёзному конфликту во многих арабских странах.

К примеру, как известно, тяжелая ситуация сложилась в Ливии, где в 2011 г. началась гражданская война – вооружённый конфликт между силами, подконтрольными находившемуся у власти с 1969 г. лидеру страны полковнику Муаммару Каддафи и вооружёнными отрядами Национального переходного совета Ливии, поддерживаемыми Лигой Арабских Государств, Европейским союзом, другими государствами и межгосударственными организациями, а также при военной поддержке авиации НАТО. После начала беспорядков большинство стран провели эвакуацию своих граждан с территории Ливии.

В ходе конфликта большинство членов ООН выступило против правительства Каддафи, призывая его уйти в отставку и передать всю власть Переходному Национальному Совету Ливии. Значительная часть мирового сообщества выступила за невмешательство во внутренние дела Ливии и скорейшее начало мирных переговоров. Однако, страны блока НАТО и некоторые государства Ближнего Востока (т. н. «Коалиция») предпочли вмешаться в ливийский конфликт и выступили за введение «бесполетной зоны» на большей территории Ливии. В результате голосования в ООН была принята «Резолюция Совета Безопасности ООН 1973» и одобрено введение «бесполетной зоны», что также позволило странам коалиции наносить удары с воздуха по войскам правительства Каддафи и проводить ограниченные наземные операции.

На протяжение всего конфликта некоторые страны делали попытки мирного урегулирования конфликта. Муаммар Каддафи даже соглашался уйти в отставку на определенных условиях, которые, однако, не устроили страны коалиции.

Введение санкций против М. Каддафи и иностранное вмешательство в ход гражданской войны в Ливии сыграло ключевую роль в победе сторонников Партии народного согласия.

Помимо вышеперечисленных событий в современном мире существуют ныне и было прежде огромное количество революционных социальных движений. Некоторым из них суждено было перерасти в глобальные, хотя и довольно болезненные, перемены, а некоторые, были уничтожены в самом зачатке, однако это не умаляет их значимости. Если революционное движение зародилось – значит, существуют определенные проблемы в обществе, требующие скорейшего вмешательства и разрешения.

 

Заключение

Социальные движения – неотъемлемая часть нашего общества. Революционные социальные движения, в свою очередь – важная часть его формирования и развития. Их особенность заключается в стремительном, зачастую насильственном, полном изменении социальной системы, структуры и функций многих основных социальных институтов.

В ХХI в. существуют уже сформировавшиеся и зарождаются всё новые революционные социальные движения. Они разнообразны и несут в себе различные изменения для стран, в которых локализуются. Нельзя утверждать, что революционные движения являются неотъемлемым этапом развития этих стран, однако они несут в себе чрезвычайно важные изменения и дают неповторимый исторический опыт человечеству.

 

Список литературы

1. Алиев, М.А. Закономерности и механизмы «цветных революций» [Текст] / Алиев М.А. // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2006. – № 3. – С. 70-73.

2. Иваненко, А.И. Революция (пролегомены к онтологии революции) [Текст] / Иваненко, А.И. // Журнал Вестник Волгоградского государственного университета. – 2010. – № 2. – С. 206-213.

3. Левченков, А.И. Новое – это хорошо забытое старое, или снова о революции [Текст] / Левченков А.И // Философия права. – 2007. – № 4. – С. 80-85.

4. Лигостаев, А. Г. Универсальные причины социальных революций [Текст] / Лигостаев А.Г. // Вестник Новосибирского государственного университета. – 2008 – № 6; – С. 53-57.

5. Тарасов, А. А. Не Мировая война, а Мировая революция [Электронный ресурс] / Тарасов А.А. // Скепсис. – 2012.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: