КУЛЬТОВЫЕ ИНТЕРЬЕРЫ СРЕДНЕГО ЦАРСТВА




ИНТЕРЬЕРЫДРЕВНЕГО ВОСТОКА

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

На рубеже 5-4 тысячелетия до н. Э. Египет становится централизованным деспотическим государством, господствующими классами в котором были земледельческая аристократия и жречество. В интересах этих классов обожествляется деятельность фараона, что приводит к усилению централизации государства и авторитарности власти. Огромную роль в искусстве Египта, начиная с самых первых династий, играет религия, которая накладывает отпечаток на все стороны жизни и культуры. Следствие этого стало четкое разделение архитектуры на два основных типа: рассчитанную на вечную загробную жизнь и вечную обитель бога монументальную каменную архитектуру храмов и гробниц и архитектуру, предназначенную для временной жизни в этом мире – жилища и даже дворцы. Основные строительные материалы: кирпич-сырец и дерево.

 

КУЛЬТОВЫЕ ИНТЕРЬЕРЫДРЕВНЕГО ЦАРСТВА

 

В культовых интерьерах Древнего царства заложены общие для всей египетской архитектуры идеи порядка, четкой организации, иерархии отдельных частей. В этот период начинают складываться многие характерные приемы, которые получат свое наивысшее развитие в Среднем и Новом царстве.

Заупокойный храм состоял из двух частей: поминальной, находившейся у подножия пирамиды, и расположенного на значительном расстоянии от нее входного павильона храм «Сфинкса»). Обе части соединялись длинным коридором, по которому двигалось церемониальное шествие для участия в поминовении умершего фараона.

Интерьеры заупокойного храма прямлугольные помещения с плоским каменным покрытием, разделенные на нефы рядами каменных прямоугольных столбов. Все части храма имеют симетричную планировку. Архитектурные формы отличаются суровым лаконизмом геометрических линий, сдержанностью пластических средств отделки. Восприятие архитектуры происходит во времени, при контрастном изменении характера предметно-пространственной среды по мере движения: неограниченное пространство пустыни; ряд небольших залов входного павильона, длинный затененный коридор, просторный ярко освещенный внутренний двор и святилище.

Подобные приемы использовали эмоциональные закономерности физиологического воздействия архитектурной среды на человека (сужение и расширение зрачка при контрастной смене освещенности различных пространств). Характерна смена пространств: пустыня, входной павильон, длинный узкий коридор, ярко освещенный внутренний двор с обелиском на постаменте в его задней части.

 

КУЛЬТОВЫЕ ИНТЕРЬЕРЫСРЕДНЕГО ЦАРСТВА

 

Важное место занимают скальные гробницы знати в Бени-Хасане. В их планировочной структуре много сходных черт с заупокойными храмами Древнего царства (от входного вестибюля длинные, часто наклонные коридоры ведут в пещерные залы с прямоугольными или круглыми столбами). Новыми архитектурными мотивами в этих гробницах были «протодорические колонны» входных портиков и интерьеров, обработка высеченного из скалы плафона в форме цилиндрического свода, опирающегося на архитрав. Скальные гробницы украшали росписи строгих иконографических приемов (плоскостная фризовая композиция – сцены охоты, сельскохозяйственные работы, охоты, рыбной ловли).

Храмовые комплексы отражают возрастающую роль жречества.

Господствующим принципом в храмовом комплексе является осевая композиция. Симметричная анфиладная композиция с «нанизыванием» на одну ось основных составляющих частей храма.

Основные части храмового интерьера: павильон-молельня, от него дорога 1200 м, фланкированная деревьями, статуями фараона и ограниченная с двух сторон стенами (расстояние между ними 33 м) Дорога шла к большому двору, в глубине которого на скалистой платформе, имеющей лицевую сторону в виде портика, возвышался колонный храм, увенчанный пирамидой. К храму вела аллея, которую обрамляли колоссы фараона из раскрашенного известняка. Аллея плавно переходит в пандус, ведущей к многоколонному залу храма, окруженному с трех сторон портиками. Колонны в интерьере украшены изображениями фараона, в центре зала занимала пирамида, прорастающая сквозь кровлю.

Далее последовательно шли внутренний двор, окруженный портиками, второй колонный зал, в глубине которого в скале было вырублено святилище (гробница фараона находилась под вторым колонным залом).

Новые качества: более развитая архитектурно-художественная режиссура синтеза различных архитектурных, скульптурных и природных компонентов. Впервые появляются портики-колоннады.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: