Пояснительная записка
«Шахматы- это не только спорт - они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько «ходов» вперёд».
(В.В. Путин в послании участникам Чемпионата мира).
Актуальность программы продиктована требованиями времени. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано.
Исследования, проведенные современными российскими психологами Л. Венгером, В. Давыдовым, В. Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов. Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.
Цель программы: Привить детям интерес к шахматам, познакомить с азами древней игры, повысить спортивное мастерство
Задачи:
Обучающие:
· ознакомить с историей шахмат;
· обучить правилам игры;
· дать теоретические знания по шахматной игре.
Развивающие:
· развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие познавательные психические процессы;
· сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику;
формировать навыки запоминания;
· вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.
Воспитывающие:
· бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;
· прививать навыки самодисциплины;
· способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.
В основе занятий лежат принципы:
- Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
- Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
- Принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
- Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- Принцип вариативности -у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Отличительные особенности программы
Предлагаемая программа складывается из одного этапа обучения. Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста. В итоге воспитанники должны получить представление об основных правилах игры, познакомиться с историей возникновения и развития шахмат. В процессе обучения используются различные формы и методы подачи материала:
1) шахматные занятия;
2) игровая деятельность;
3) индивидуальные занятия.
Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приёма обыгрывания учебных заданий, создание игровых ситуаций.
Формы и режим занятий
Срок реализации | Количество занятий в неделю | Продолжительность занятий | Время проведения |
1 год | 2 занятия | 25- 30 минут | Вторая половина дня |