Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений




Экономический бизнес-колледж

 

 

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


 

Раздел I. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ПРОЦЕССЕ ВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Тема 1.1. Государственное регулирование предпринимательской деятельности

 

В результате изучения данной темы Вы будете

иметь представление:

• о назначении государственного регулирования предпринима­тельской деятельности;

• о методах регулирования предпринимательской деятельности;

• об актах государственного регулирования предприниматель­ской деятельности;

понимать:

• цели государственного регулирования предпринимательской деятельности.

 

Необходимость государственного регулирования предприни­мательской деятельности заключается в том, что в процессе ведения такой деятельности сталкиваются частные интересы предпринимателей и публичные интересы общества. Эти ин­тересы должны быть уравновешены и не должны входить в конфликт друг с другом. Достичь баланса интересов возмож­но различными приемами и способами.

Государственное регулирование предпринимательской дея­тельности может быть прямым и косвенным. Прямые мето­ды связаны с непосредственным вмешательством государ­ственных органов в деятельность предприятий. Они были характерны для плановой экономики, господствовавшей в советское время. В правовых актах содержится масса дирек­тивных правил в отношении различных аспектов предприни­мательской деятельности. Это и обязанность регистрации предпринимателей, получение лицензии как условие осуще­ствления лицензируемого вида деятельности, получение сер­тификата в случае обязательной сертификации продукции и др. Вместе с тем в рыночных условиях хозяйствования при­оритет отдается косвенным методам регулирования с приме­нением различных экономических рычагов и стимулов. К ним относится предоставление льготных кредитов, дотаций и суб­сидий, льгот по налогообложению. Государство регулирует предпринимательскую деятельность, закрепляя в законодатель­ных актах право государственных органов на контроль и надзор за ее осуществлением. Например, государственные инспекторы Госстандарта России осуществляют надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и контроль за обеспечением единства измерений. Одной из основных задач федерального ан­тимонопольного органа является контроль за соблюдением ан­тимонопольных требований хозяйствующими субъектами. Вы знаете, что государственное регулирование предприниматель­ской деятельности осуществляется в интересах различных субъектов. Такими субъектами могут являться государство, выступающее от имени общества в целом, предприниматели, их контрагенты, потребители товаров, работники предприя­тий. Выделить виды государственного регулирования предпринимательской деятельности можно также в зависимо­сти от стадии ее осуществления. Законодательством предус­мотрены требования на этапе подготовки к ведению предпри­нимательской деятельности. Это регистрация, получение ли­цензии и др. В процессе осуществления хозяйствования пред­приниматели должны соблюдать нормы природопользования, санитарии, требования по формированию себестоимости вы­пускаемой продукции, ведению бухгалтерского учета, соблю­дению стандартов и других требований к качеству продукции. На стадии реализации результатов необходимо выполнить финансовые обязательства перед государством посредством уплаты налогов и неналоговых платежей, представить бухгал­терскую и статистическую отчетность.

Государственное регулирование предпринимательской дея­тельности облекается в правовую форму акта. Акт государ­ственного регулирования - это облеченное в установленную форму указание компетентного государственного органа, ад­ресованное хозяйствующим субъектам или конкретному субъекту и содержащее требование о ведении предпринима­тельской деятельности определенным образом или о приве­дении ее в определенное состояние. Это могут быть норма­тивные акты, обращенные к неопределенному кругу лиц, или акты конкретного регулирования, содержащие указание кон­кретному субъекту и являющиеся юридическим фактом. Кон­кретные акты могут иметь разнообразный характер: запре­тов, разрешений. Законодательством предусмотрены акты-предписания (например, о прекращении нарушения антимо­нопольного законодательства), плановые акты (план-заказ в отношении казенного предприятия) и др. Нормативно-правовые акты предусматривают использование различных средств для государственного регулирования предпринимательской деятельности. Это установление норм, норма­тивов, лимитов, квот и т.п. Например, законодательством предусмотрены нормы командировочных отчислений, расходов на рекламу, представительских расходов. Нетарифное регулиро­вание внешнеторговой деятельности осуществляется, в частно­сти, путем квотирования экспорта и импорта. Ценообразование регулируется через установление фиксированных, предельных цен, коэффициентов их повышения или понижения.


 

Подведем итоги

1. Для согласования публичных интересов общества и интересов предпринимателей необходимо государственное регулирование предпринимательской деятельности.

2. В соответствующих законодательных актах устанавлива­ется право государственных органов осуществлять контроль и надзор за предпринимательской деятельностью.

3. Государственное регулирование предпринимательской деятельностью осуществляется в интересах общества, госу­дарства, предпринимателей, потребителей товаров, работни­ков предприятий.

4. Государственное регулирование предпринимательской деятельностью облекается в правовую форму актов, которые могут устанавливать запреты, разрешения.


 

Тема 1.2. Обеспечение охраны окружающей природной среды

 

В результате изучения данной темы Вы будете

иметь представление:

об экологическом законодательстве, в котором содержат­ся требования, касающиеся деятельности предпринимателей; об экологической экспертизе; об обязанностях природопользователей; понимать:

основные особенности природопользования.

 

Требования экологического законодательства можно подразде­лить на общие (касающиеся всех предпринимателей) и специ­альные (зависят от вида природопользования). Общие требо­вания содержатся в Законе РФ от 10 января 2002 г. № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды». Законом определены принципы охраны окружающей природной среды, которые должны соблюдаться каждым предпринимателем. Общие требования по охране природы существуют на всех стадиях производства: при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуа­тацию, эксплуатации объектов.

Определение места строительства, соответствие намечаемой хозяйственной деятельности экологическим требованиям, оп­ределение допустимости ее реализации осуществляется путем проведения экологической экспертизы. Отношения в облас­ти экологической экспертизы урегулированы Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 174 - ФЗ «Об экологической экс­пертизе». Экологическая экспертиза может быть государственной и общественной. Государственная экологическая экспертиза в обязательном порядке проводится в отношении объектов, перечень которых приведен в ст. 11 и 12 данного Закона. Правовым последствием отрицательного заключения является запрет осуществления данной деятельности, например, заключения договоров.

При эксплуатации объекта также необходимо придерживаться содержащихся в экологическом законодательстве требований. Выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допуска­ются на основе разрешения, в котором устанавливаются норма­тивы предельно допустимых выбросов и сбросов. Правитель­ство РФ утверждает порядок определения платы и ее предель­ных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Плата за загрязнение природной среды в пределах установленных лимитов относится на себестоимость выпускаемой продукции, сверх лимитов - на прибыль, остающуюся в распоряжении пред­приятия.

Специальные обязанности возникают у природопользователей. Статья 18 Закона «Об охране окружающей природной среды» предусматривает заключение договора на комплексное приро­допользование между природопользователем и исполнительным органом власти субъекта Федерации на основе заключения эко­логической экспертизы на предполагаемую хозяйственную де­ятельность и лицензии (разрешения). Природопользование яв­ляется платным и целевым. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружа­ющей природной среды, за размещение отходов производства. Кроме того, предприниматели обязаны производить отчисле­ния во внебюджетные экологические фонды, например в Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы.

Хозяйствующие субъекты обязаны возмещать вред, причинен­ный экологическим нарушением, в денежном выражении. Для оп­ределения размеров убытков возможно назначение экспертизы.

 

 

Подведем итоги

1. Система экологического законодательства предъявляет опре­деленные требования к предпринимательской деятельности, подразделяющиеся на общие и специальные.

2. Для определения возможности реализации проектов той или иной предпринимательской деятельности может быть проведена экологическая экспертиза.

3. Природопользование является платным и целевым, а в случаях причинения вреда природным объектам природо-пользователь обязан его возместить.


 

 

Тема 1.3 Обеспечение предпринимателями санитарных и гигиенических требований

 

В результате изучения данной темы Вы будете

иметь представление:

о способах и методах, обеспечивающих нормальное са­нитарно-эпидемиологическое благополучие населения;

• об обязанностях предпринимателей, позволяющих обес­печить безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства;

понимать:

• основные задачи законодательства, устанавливающего для предпринимателей санитарные и гигиенические требования.

 

Требования к предпринимательской деятельности в сфере са­нитарии и гигиены определены Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом бла­гополучии населения». Санитарно-эпидемиологическое благо­получие - это такое состояние общественного здоровья и среды обитания, при которых отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека, и имеются благоприятные условия его жизнедеятельности. В Законе установлены специ­альные санитарные правила, нормы и гигиенические норма­тивы, которые обязаны учитывать предприниматели при про­изводстве, транспортировке, реализации продовольственного сырья, пищевых продуктов, при закупке продукции из-за рубе­жа, при хозяйственно-питьевом снабжении населения, при выполнении работ с радиоактивными веществами и др.

Достижению санитарно-эпидемиологического благополучия населения способствует и реализация норм Закона РФ от 14 мая 1993 г. № 4979 - 1 «О ветеринарии». В соответствии с дан­ным Законом владельцы животных и производители продук­тов животноводства, в частности, обязаны: осуществлять ме­роприятия, обеспечивающие предупреждение болезней живот­ных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении про­дуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения, не допускать загрязнения окру­жающей природной среды отходами животноводства; соблю­дать зоогигиенические, ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объек­тов, связанных с содержанием животных, переработкой, хра­нением и реализацией продуктов животноводства; соблюдать уста­новленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства. В соответствии со ст. 21 Закона РФ «О ветеринарии» мясо, мясные и другие продукты убоя животных, молоко, молочные продукты, яйца, иные продукты животно­водства подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе с целью определения их пригодности к использованию для пищевых целей. Реализация и использование для пищевых целей дан­ных продуктов животноводства, не подвергнутых в установ­ленном порядке экспертизе, запрещается. Хозяйствующие субъекты, виновные в нарушении ветеринарного законодатель­ства, несут гражданско-правовую, административную, уголов­ную ответственность.

 

 

Подведем итоги
1.Предприниматели в обязательном порядке должны учи­тывать требования санитарных правил в процессе произ­водства, транспортировки, реализации продовольственных товаров.

2.Предприниматели, не соблюдающие санитарные и ги­гиенические требования, в соответствии с действующим за­конодательством могут быть привлечены к гражданско-пра­вовой, административной и уголовной ответственности.

 

Раздел II. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

В результате изучения данного раздела Вы будете

иметь представление:

• о предпринимательской деятельности гражданина;

о правовом положении казенных предприятий, финансо­во-промышленных групп, субъектов малого предприниматель­ства, кредитных организаций, товарных бирж;

понимать:

• значение правовой регламентации субъектов предприни­мательской деятельности.

 

Предпринимательская деятельность гражданина

Граждане вправе заниматься предпринимательской дея­тельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Какие же правила регламентируют дея­тельность граждан предпринимателей? К осуществляемой ими деятельности применяются правила, которые регулиру­ют деятельность юридических лиц, являющихся коммерчес­кими организациями. Граждане, ведущие предприниматель­скую деятельность без регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных ими договоров на то, что они не являются предпринимателями. Суд может применить к та­ким сделкам правила, связанные с осуществлением предпри­нимательской деятельности. Имущественная ответствен­ность гражданина-предпринимателя является полной. Это означает, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением иму­щества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Перечень видов имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнитель­ным документам, определен гражданско-процессуальным зако­нодательством. Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, мо­жет быть признан несостоятельным «банкротом» в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

С момента вынесения такого решения утрачивает силу его ре­гистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

Отдельной группой субъектов предпринимательской деятельности являются юридические лица. О них мы поговорим в разделе III. Сей­час остановимся отдельно на разновидности государственных и му­ниципальных унитарных предприятий - казенном предприятии.

 

Правовое положение казенных предприятий

Может ли государство создавать предприятия? Казенное пред­приятие является разновидностью государственных и муници­пальных унитарных предприятий. Казенные предприятия созда­ются в распорядительном порядке на базе федеральной собст­венности по решению Правительства РФ. Правительство РФ утверждает устав федерального казенного предприятия, прини­мает решение о его реорганизации и ликвидации.

Казенное предприятие обладает специальной хозяйственной ком­петенцией. В его уставе определяются:

j виды деятельности, которые предприятие вправе осуществ­лять;

о источники формирования, режим использования имущества, переданного предприятию;

о основы учета, отчетности, контроля за деятельностью пред­приятия, в том числе контроля за целевым использованием иму­щества.

Владение, пользование, распоряжение имуществом осуществля­ются предприятием в соответствии с заданиями собственника. Такие задания воплощаются в плане-заказе, который уполно­моченный орган ежегодно утверждает и доводит до завода за три месяца до начала планируемого года.

План-заказ имеет обязательный, директивный характер. В пла­не-заказе определяются различные показатели хозяйственной де­ятельности предприятия. Фонд оплаты труда предприятия может быть уменьшен при невыполнении показателей плана-заказа.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг), произведен­ной в соответствии с планом-заказом и в результате разрешен­ной самостоятельной хозяйственной деятельности, направля­ется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выпол­нение плана-заказа, плана развития завода, и на другие произ­водственные цели, а также социальное развитие по нормати­вам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом. Свободный остаток прибыли, остающейся после ее направле­ния на указанные цели, подлежит изъятию в доход федераль­ного бюджета.

 

Правовое положение финансово-промышленных групп

Финансово-промышленные группы представляют собой договор­ную форму предпринимательской деятельности. Правовое поло­жение данных субъектов определяется Федеральным законом «О финансово-промышленных группах» от 30.11.1995 г. Финансово-промышленная группа (далее ФПГ) -ы это совокупность юри­дических лиц, действующих как основное и дочерние общест­ва, полностью или частично объединивших свои материаль­ные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ.

Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие договор о создании ФПГ, и учрежденная ими центральная ком­пания ФПГ либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу. В силу закона или договора ведение дел финансово-промышленной группы осуществляется центральной компанией, которая представляет собой юридичес­кое лицо, учрежденное всеми участниками договора о создании ФПГ или являющееся по отношению к ним основным обществом. По обязательствам центральной компании ФПГ, возникшим в результате участия в ее деятельности, участники несут солидар­ную ответственность в порядке, установленном договором. В ка­честве высшего органа управления ФПГ выступает совет управ­ляющих, включающий представителей всех ее участников.

В состав финансово-промышленной группы могут входить ком­мерческие и некоммерческие организации, в том числе и иност­ранные, за исключением общественных и религиозных органи­заций (объединений). Участие более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается. Исходя из сущности фи­нансово-промышленной группы среди ее участников обязатель­но наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков и других кредитных организа­ций.

Статус финансово-промышленной группы приобретается в ре­зультате ее государственной регистрации. Регулирование созда­ния (в том числе государственная регистрация), деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп осуществляется Министерством экономики РФ. Действующим законодательством предусмотрен разрешительный порядок регистрации ФПГ. Про­водится экспертиза проектов создания ФПГ с точки зрения це­лесообразности и эффективности. В случае положительного эк­спертного заключения ФПГ подлежит регистрации и внесению в Государственный реестр финансово-промышленных групп РФ. Государственная поддержка деятельности ФПГ осуществляется через предоставление государственных гарантий для привлече­пия различного рода инвестиций, передачу в доверительное уп­равление центральной компании временно закрепленных за го­сударством пакетов акций участников и др.

 

Правовое положение субъектов малого предпринимательства

Правовое положение субъектов малого предпринимательства определяется Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Под субъектами малого пред­принимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого пред­принимательства, не превышает 25% и в которых средняя чис­ленность работников за отчетный период не превышает предель­ных уровней, установленных дифференцированно по.отраслям (например, в промышленности — 100 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек). Численность определяется с учетом всех работников организа­ции, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразде­лений данного юридического липа. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Малые предприятия, осуществ­ляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Законами субъектов РФ устанавливаются дополнительные условия деятельности малых предприятий, дающие право на получение поддержки со стороны органов власти данных субъектов.

Субъекты малого предпринимательства подлежат регистрации и занесению в соответствующие реестры. Приобретение статуса субъекта малого предпринимательства дает право на получение государственной поддержки. Среди мер поддержки следует назвать:

· создание льготных условий использования государствен­ных финансовых, материально-технических, информационных ресурсов;


· установление упрощенного порядка регистрации, лицензи­рования, сертификации, представления государственной стати­стической и бухгалтерской отчетности;

· установление налоговых льгот и т.д.

Государственная поддержка малого предпринимательства осу­ществляется в соответствии с Федеральной программой, регио­нальными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевы­ми) программами. Созданы Фонды поддержки малого предпри­нимательства путем аккумулирования бюджетных средств, по­ступающих от приватизации государственного и муниципаль­ного имущества, доходов от собственной деятельности, добро­вольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпри­нимательства.

 

Правовое положение кредитных организаций

 

Правовые основы создания и деятельности кредитных организаций в РФ установлены Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности». Кредитной организацией признается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основе специального разре­шения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществ­лять предусмотренные законом о банках банковские операции. Кредитные организации могут образовываться на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.


Законом предусмотрено создание двух видов кредитных органи­заций:

· банков;

· небанковских кредитных организаций.

 

Банк - это кредитная организация, которая имеет исключи­тельное право осуществлять в совокупности следующие бан­ковские операции:

привлечение во вклады денежных средств физических и

юридических лиц;

о размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; о открытие и ведение банковских счетов физических и юри­дических лиц.

В отличие от банка, небанковская кредитная организация име­ет право осуществлять отдельные банковские операции, до­пустимые сочетания которых устанавливаются Банком Рос­сии. К небанковским кредитным организациям, в частности, относятся организации, созданные для осуществления расче­тов на рынке цепных бумаг, клиринговые учреждения.

Кредитные организации являются одним из элементов бан­ковской системы Российской Федерации, в которую входят также Банк России, филиалы и представительства иностран­ных банков.

Перечень банковских операций и других сделок, которые имеют право осуществлять кредитные организации, опре­делен ст. 5 Закона. Для кредитных организаций предусмот­рена исключительная хозяйственная компетенция. Государ­ственная регистрация и ведение Книги государственной ре­гистрации кредитных организаций, лицензирование банков­ской деятельности осуществляются Банком России. Законом определены меры контроля и надзора за деятельностью кре­дитных организаций, осуществляемые Банком России, а так­же средства обеспечения стабильности банковской системы, защиты прав и интересов вкладчиков и кредиторов кредит-пых организаций.

Так. в полях обеспечения финансовой надежности кредитная организация обязана:

> создавать резервы (фонды);

j соблюдать обязательные нормативы;

> депонировать обязательные резерв!,] в Нанке России;

о организовывать внутренний контроль.

Деятельность кредитной организации подлежит ежегодной ауди­торской проверке.

 

Правовое положение товарных бирж

Основы правового положения товарных бирж установлены Законом РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383 - 1 «О товарных биржах и биржевой торговле» (далее - Закон), другими законодательными и подзаконными нормативными актами. Под товарной биржей понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных, публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.

Основной целью деятельности товарной биржи является орга­низация и регулирование биржевой торговли. Являясь носи­телем исключительной хозяйственной компетенции, товарная биржа не вправе осуществлять деятельность, непосредствен­но не связанную с организацией биржевой торговли. Бирже­вой сделкой является зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торгов­ли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов. Сделки, не соответствующие данным требованиям, не явля­ются биржевыми, и на них не распространяются гарантии биржи. Под биржевым товаром понимается не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле.

В зависимости от вида биржевого товара выделяют следую­щие виды биржевых сделок:

о реальные сделки, связанные со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;

о форвардные сделки, связанные со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсрочен­ным сроком его поставки;

о фьючерсные сделки, связанные со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на по­ставку биржевого товара;

о опционные сделки, связанные с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого това­ра или контракта на поставку биржевого товара.

Государственное регулирование создания и деятельности товар­ных бирж осуществляется специально созданной для этих целей при федеральном антимонопольном органе Комиссией по товар­ным биржам, которая осуществляет лицензирование биржевой торговли, контролирует соблюдение законодательства биржами и выполняет иные функции, предусмотренные ст. 34 Закона и Положением о ней. Среди правомочий Комиссии: о отказ в выдаче лицензии;

о аннулирование или приостановление действия лицензий; о направление бирже обязательных для выполнения пред­писаний о прекращении правонарушении; j внесение изменений в правила биржевой торговли; о применение к бирже и биржевым посредникам санкций в случае нарушения ими законодательства.

Непосредственный контроль за соблюдением биржей и бир­жевыми посредниками законодательства осуществляет Госу­дарственный комиссар, назначаемый Комиссией по товарным биржам.

Основы правового положения фондовых бирж установлены Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Фондовой биржей признается организатор торговли на рынке ценных бумаг, не совмещающий деятельность по организации торговли с иными видами деятельности, за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств. Под деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг Закон понимает предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.

 

 

Подведем итоги

1. Гражданин РФ вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момен­та государственной регистрации в качестве индивидуально­го предпринимателя.

2. По решению правительства РФ на базе федеральной соб­ственности могут создаваться казенные предприятия, кото­рые обладают специальной хозяйственной компетенцией.

3. Юридические лица, частично или полностью объединив свои материальные и нематериальные активы, на основе до­говора могут создавать финансово-промышленные группы.

4. Субъектам малого предпринимательства оказывается го­сударственная поддержка в соответствии с федеральными и региональными программами.

5. Действующим законодательством предусмотрено создание двух видов кредитных организаций: банков и небанковских кредитных организаций. Небанковские кредитные организации имеют право осуществлять отдельные банковские операции, допустимые сочетания которых устанавливаются Банком России.

6. Товарная биржа - организация, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли,
осуществляемой в форме гласных, публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по
установленным ею правилам.

 

 

Раздел III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

 

В результате изучения данного раздела Вы будете

иметь представление:

• о различных организационно-правовых формах юриди­ческих лиц;

• о дочерних и зависимых обществах; понимать:

• значение для предпринимательской деятельности различ­ных огранизационно-правовых форм юридических лиц.

 

В соответствии со ст. 50 ГК РФ, юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основ­ной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распре­деляющие полученную прибыль между участниками (некоммерче­ские организации). Юридические лица, являющиеся коммерчески­ми организациями, могут создаваться в форме хозяйственных това­риществ и обществ, производственных кооперативов, государствен­ных и муниципальных унитарных предприятий. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религи­озных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Допускается создание объеди­нений коммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

 

Хозяйственные товарищества

Начнем рассмотрение с такой организационно-правовой формы, как полное товарищество.

1. Полное товарищество - товарищество, участники которого (пол­ные товарищи) в соответствии с заключенным между ними дого­вором, занимаются предпринимательской деятельностью от име­ни товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом (п. 1 ст. 69 ГК).

2. Товарищества на вере (коммандитное товарищество) - товари­щество, в котором наряду с полными товарищами (на которых распро­страняются нормы ГК о полном товариществе), участвуют вкладчики (коммандитисты), которые несут риск убытков, связанных с деятель­ностью товарищества, в пределах сумм, внесенных ими вкладов, и не принимает участия в осуществлении товариществом предпринима­тельской деятельности (п. 1 ст. 82 ГК).

Вкладчики не участвуют в управлении товариществом, они вправе только:

о знакомиться с годовым отчетом товарищества;

j получать часть прибыли товарищества;

о иметь преимущество перед полными товарищами и полу чать причитающуюся им часть после ликвидации товарище ства имущества;

о выйти из товарищества по окончании финансового года. В случае выхода из товарищества на вере всех коммандитистов (вкладчиков) оно ликвидируется либо преобразуется в полное то­варищество. Коммандитное товарищество сохраняется, если в нем имеется хотя бы один полный товарищ или вкладчик.

 

ХОЗЯйственные общества

Общества с ограниченной ответственностью - учрежденное од­ним или несколькими лицами общество, уставный капитал которо­го разделен на доли, размеры которых определены учредительны­ми документами.

Участники ООО не отвечают по его обязательствам и не несут убыт­ков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (п. 1 ст. 87 ГК; п.1 ст. 2 Закона об общест­вах с ограниченной ответственностью).

Число участников ООО не должно превышать 50, чтобы эта конст­рукция не заменяла собой АО. Общество может быть создано и од­ним лицом (например, индивидуальным предпринимателем или публично-правовым образованием). Величина уставного капитала не должна быть меньше 100 кратного размера минимальной оплаты труда в месяц, установленного на дату представления учредитель­ных документов. Высшим органом ООО является собрание его уча­стников, а текущее управление осуществляется выборным исполни­тельным органом, будь то коллегиальным (правление директоров и т.п.) или единоличным (президент, директор, генеральный директор). При этом коллегиальный исполнительный орган образуется в обще­стве при необходимости, а единоличный - во всех случаях. ООО вправе по единогласному решению всех его участников пре­образоваться в АО или производственный кооператив. Общество с дополнительной ответственностью - учрежденное с одним или несколькими лицами общество, уставный капитал кото­рого поделен на доли определенных учредительными документа­ми размеров.

Участники ОДО солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к их стоимости их вкладов, определяемом учреди­тельным документом общества. К ОДО применяются нормы ГК об обществах с ограниченной ответственностью (ст. 95 п. 3).

Акционерное общество

Акционерными признаются хозяйственные общества - объеди­нение капиталов, уставный капитал которых разделен на опреде­ленное количество одинаковых долей, а каждый из них выражается ценной бумагой - акцией.

Поэтому акции единого выпуска должны иметь одинаковую номи­нальную стоимость. Обладатели акций - акционеры не отвечают по обязательствам общества, а несут лишь риск убытков - утраты стоимости принадлежащих им акций (п. 1 ст. 96 ГК). По этим признакам АО ближе



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: