Экономический бизнес-колледж
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел I. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ПРОЦЕССЕ ВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 1.1. Государственное регулирование предпринимательской деятельности
В результате изучения данной темы Вы будете
иметь представление:
• о назначении государственного регулирования предпринимательской деятельности;
• о методах регулирования предпринимательской деятельности;
• об актах государственного регулирования предпринимательской деятельности;
понимать:
• цели государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности заключается в том, что в процессе ведения такой деятельности сталкиваются частные интересы предпринимателей и публичные интересы общества. Эти интересы должны быть уравновешены и не должны входить в конфликт друг с другом. Достичь баланса интересов возможно различными приемами и способами.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности может быть прямым и косвенным. Прямые методы связаны с непосредственным вмешательством государственных органов в деятельность предприятий. Они были характерны для плановой экономики, господствовавшей в советское время. В правовых актах содержится масса директивных правил в отношении различных аспектов предпринимательской деятельности. Это и обязанность регистрации предпринимателей, получение лицензии как условие осуществления лицензируемого вида деятельности, получение сертификата в случае обязательной сертификации продукции и др. Вместе с тем в рыночных условиях хозяйствования приоритет отдается косвенным методам регулирования с применением различных экономических рычагов и стимулов. К ним относится предоставление льготных кредитов, дотаций и субсидий, льгот по налогообложению. Государство регулирует предпринимательскую деятельность, закрепляя в законодательных актах право государственных органов на контроль и надзор за ее осуществлением. Например, государственные инспекторы Госстандарта России осуществляют надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и контроль за обеспечением единства измерений. Одной из основных задач федерального антимонопольного органа является контроль за соблюдением антимонопольных требований хозяйствующими субъектами. Вы знаете, что государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в интересах различных субъектов. Такими субъектами могут являться государство, выступающее от имени общества в целом, предприниматели, их контрагенты, потребители товаров, работники предприятий. Выделить виды государственного регулирования предпринимательской деятельности можно также в зависимости от стадии ее осуществления. Законодательством предусмотрены требования на этапе подготовки к ведению предпринимательской деятельности. Это регистрация, получение лицензии и др. В процессе осуществления хозяйствования предприниматели должны соблюдать нормы природопользования, санитарии, требования по формированию себестоимости выпускаемой продукции, ведению бухгалтерского учета, соблюдению стандартов и других требований к качеству продукции. На стадии реализации результатов необходимо выполнить финансовые обязательства перед государством посредством уплаты налогов и неналоговых платежей, представить бухгалтерскую и статистическую отчетность.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности облекается в правовую форму акта. Акт государственного регулирования - это облеченное в установленную форму указание компетентного государственного органа, адресованное хозяйствующим субъектам или конкретному субъекту и содержащее требование о ведении предпринимательской деятельности определенным образом или о приведении ее в определенное состояние. Это могут быть нормативные акты, обращенные к неопределенному кругу лиц, или акты конкретного регулирования, содержащие указание конкретному субъекту и являющиеся юридическим фактом. Конкретные акты могут иметь разнообразный характер: запретов, разрешений. Законодательством предусмотрены акты-предписания (например, о прекращении нарушения антимонопольного законодательства), плановые акты (план-заказ в отношении казенного предприятия) и др. Нормативно-правовые акты предусматривают использование различных средств для государственного регулирования предпринимательской деятельности. Это установление норм, нормативов, лимитов, квот и т.п. Например, законодательством предусмотрены нормы командировочных отчислений, расходов на рекламу, представительских расходов. Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется, в частности, путем квотирования экспорта и импорта. Ценообразование регулируется через установление фиксированных, предельных цен, коэффициентов их повышения или понижения.
Подведем итоги
1. Для согласования публичных интересов общества и интересов предпринимателей необходимо государственное регулирование предпринимательской деятельности.
2. В соответствующих законодательных актах устанавливается право государственных органов осуществлять контроль и надзор за предпринимательской деятельностью.
3. Государственное регулирование предпринимательской деятельностью осуществляется в интересах общества, государства, предпринимателей, потребителей товаров, работников предприятий.
4. Государственное регулирование предпринимательской деятельностью облекается в правовую форму актов, которые могут устанавливать запреты, разрешения.
Тема 1.2. Обеспечение охраны окружающей природной среды
В результате изучения данной темы Вы будете
иметь представление:
об экологическом законодательстве, в котором содержатся требования, касающиеся деятельности предпринимателей; об экологической экспертизе; об обязанностях природопользователей; понимать:
основные особенности природопользования.
Требования экологического законодательства можно подразделить на общие (касающиеся всех предпринимателей) и специальные (зависят от вида природопользования). Общие требования содержатся в Законе РФ от 10 января 2002 г. № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды». Законом определены принципы охраны окружающей природной среды, которые должны соблюдаться каждым предпринимателем. Общие требования по охране природы существуют на всех стадиях производства: при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации объектов.
Определение места строительства, соответствие намечаемой хозяйственной деятельности экологическим требованиям, определение допустимости ее реализации осуществляется путем проведения экологической экспертизы. Отношения в области экологической экспертизы урегулированы Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 174 - ФЗ «Об экологической экспертизе». Экологическая экспертиза может быть государственной и общественной. Государственная экологическая экспертиза в обязательном порядке проводится в отношении объектов, перечень которых приведен в ст. 11 и 12 данного Закона. Правовым последствием отрицательного заключения является запрет осуществления данной деятельности, например, заключения договоров.
При эксплуатации объекта также необходимо придерживаться содержащихся в экологическом законодательстве требований. Выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускаются на основе разрешения, в котором устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов. Правительство РФ утверждает порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Плата за загрязнение природной среды в пределах установленных лимитов относится на себестоимость выпускаемой продукции, сверх лимитов - на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия.
Специальные обязанности возникают у природопользователей. Статья 18 Закона «Об охране окружающей природной среды» предусматривает заключение договора на комплексное природопользование между природопользователем и исполнительным органом власти субъекта Федерации на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную деятельность и лицензии (разрешения). Природопользование является платным и целевым. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды, за размещение отходов производства. Кроме того, предприниматели обязаны производить отчисления во внебюджетные экологические фонды, например в Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы.
Хозяйствующие субъекты обязаны возмещать вред, причиненный экологическим нарушением, в денежном выражении. Для определения размеров убытков возможно назначение экспертизы.
Подведем итоги
1. Система экологического законодательства предъявляет определенные требования к предпринимательской деятельности, подразделяющиеся на общие и специальные.
2. Для определения возможности реализации проектов той или иной предпринимательской деятельности может быть проведена экологическая экспертиза.
3. Природопользование является платным и целевым, а в случаях причинения вреда природным объектам природо-пользователь обязан его возместить.
Тема 1.3 Обеспечение предпринимателями санитарных и гигиенических требований
В результате изучения данной темы Вы будете
иметь представление:
о способах и методах, обеспечивающих нормальное санитарно-эпидемиологическое благополучие населения;
• об обязанностях предпринимателей, позволяющих обеспечить безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства;
понимать:
• основные задачи законодательства, устанавливающего для предпринимателей санитарные и гигиенические требования.
Требования к предпринимательской деятельности в сфере санитарии и гигиены определены Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Санитарно-эпидемиологическое благополучие - это такое состояние общественного здоровья и среды обитания, при которых отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека, и имеются благоприятные условия его жизнедеятельности. В Законе установлены специальные санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, которые обязаны учитывать предприниматели при производстве, транспортировке, реализации продовольственного сырья, пищевых продуктов, при закупке продукции из-за рубежа, при хозяйственно-питьевом снабжении населения, при выполнении работ с радиоактивными веществами и др.
Достижению санитарно-эпидемиологического благополучия населения способствует и реализация норм Закона РФ от 14 мая 1993 г. № 4979 - 1 «О ветеринарии». В соответствии с данным Законом владельцы животных и производители продуктов животноводства, в частности, обязаны: осуществлять мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения, не допускать загрязнения окружающей природной среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические, ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства. В соответствии со ст. 21 Закона РФ «О ветеринарии» мясо, мясные и другие продукты убоя животных, молоко, молочные продукты, яйца, иные продукты животноводства подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе с целью определения их пригодности к использованию для пищевых целей. Реализация и использование для пищевых целей данных продуктов животноводства, не подвергнутых в установленном порядке экспертизе, запрещается. Хозяйствующие субъекты, виновные в нарушении ветеринарного законодательства, несут гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность.
Подведем итоги
1.Предприниматели в обязательном порядке должны учитывать требования санитарных правил в процессе производства, транспортировки, реализации продовольственных товаров.
2.Предприниматели, не соблюдающие санитарные и гигиенические требования, в соответствии с действующим законодательством могут быть привлечены к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.
Раздел II. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате изучения данного раздела Вы будете
иметь представление:
• о предпринимательской деятельности гражданина;
о правовом положении казенных предприятий, финансово-промышленных групп, субъектов малого предпринимательства, кредитных организаций, товарных бирж;
понимать:
• значение правовой регламентации субъектов предпринимательской деятельности.
Предпринимательская деятельность гражданина
Граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Какие же правила регламентируют деятельность граждан предпринимателей? К осуществляемой ими деятельности применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Граждане, ведущие предпринимательскую деятельность без регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных ими договоров на то, что они не являются предпринимателями. Суд может применить к таким сделкам правила, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Имущественная ответственность гражданина-предпринимателя является полной. Это означает, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Перечень видов имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, определен гражданско-процессуальным законодательством. Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным «банкротом» в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.
Отдельной группой субъектов предпринимательской деятельности являются юридические лица. О них мы поговорим в разделе III. Сейчас остановимся отдельно на разновидности государственных и муниципальных унитарных предприятий - казенном предприятии.
Правовое положение казенных предприятий
Может ли государство создавать предприятия? Казенное предприятие является разновидностью государственных и муниципальных унитарных предприятий. Казенные предприятия создаются в распорядительном порядке на базе федеральной собственности по решению Правительства РФ. Правительство РФ утверждает устав федерального казенного предприятия, принимает решение о его реорганизации и ликвидации.
Казенное предприятие обладает специальной хозяйственной компетенцией. В его уставе определяются:
j виды деятельности, которые предприятие вправе осуществлять;
о источники формирования, режим использования имущества, переданного предприятию;
о основы учета, отчетности, контроля за деятельностью предприятия, в том числе контроля за целевым использованием имущества.
Владение, пользование, распоряжение имуществом осуществляются предприятием в соответствии с заданиями собственника. Такие задания воплощаются в плане-заказе, который уполномоченный орган ежегодно утверждает и доводит до завода за три месяца до начала планируемого года.
План-заказ имеет обязательный, директивный характер. В плане-заказе определяются различные показатели хозяйственной деятельности предприятия. Фонд оплаты труда предприятия может быть уменьшен при невыполнении показателей плана-заказа.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг), произведенной в соответствии с планом-заказом и в результате разрешенной самостоятельной хозяйственной деятельности, направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития завода, и на другие производственные цели, а также социальное развитие по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом. Свободный остаток прибыли, остающейся после ее направления на указанные цели, подлежит изъятию в доход федерального бюджета.
Правовое положение финансово-промышленных групп
Финансово-промышленные группы представляют собой договорную форму предпринимательской деятельности. Правовое положение данных субъектов определяется Федеральным законом «О финансово-промышленных группах» от 30.11.1995 г. Финансово-промышленная группа (далее ФПГ) -ы это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ.
Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие договор о создании ФПГ, и учрежденная ими центральная компания ФПГ либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу. В силу закона или договора ведение дел финансово-промышленной группы осуществляется центральной компанией, которая представляет собой юридическое лицо, учрежденное всеми участниками договора о создании ФПГ или являющееся по отношению к ним основным обществом. По обязательствам центральной компании ФПГ, возникшим в результате участия в ее деятельности, участники несут солидарную ответственность в порядке, установленном договором. В качестве высшего органа управления ФПГ выступает совет управляющих, включающий представителей всех ее участников.
В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается. Исходя из сущности финансово-промышленной группы среди ее участников обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков и других кредитных организаций.
Статус финансово-промышленной группы приобретается в результате ее государственной регистрации. Регулирование создания (в том числе государственная регистрация), деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп осуществляется Министерством экономики РФ. Действующим законодательством предусмотрен разрешительный порядок регистрации ФПГ. Проводится экспертиза проектов создания ФПГ с точки зрения целесообразности и эффективности. В случае положительного экспертного заключения ФПГ подлежит регистрации и внесению в Государственный реестр финансово-промышленных групп РФ. Государственная поддержка деятельности ФПГ осуществляется через предоставление государственных гарантий для привлечепия различного рода инвестиций, передачу в доверительное управление центральной компании временно закрепленных за государством пакетов акций участников и др.
Правовое положение субъектов малого предпринимательства
Правовое положение субъектов малого предпринимательства определяется Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней, установленных дифференцированно по.отраслям (например, в промышленности — 100 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек). Численность определяется с учетом всех работников организации, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений данного юридического липа. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Законами субъектов РФ устанавливаются дополнительные условия деятельности малых предприятий, дающие право на получение поддержки со стороны органов власти данных субъектов.
Субъекты малого предпринимательства подлежат регистрации и занесению в соответствующие реестры. Приобретение статуса субъекта малого предпринимательства дает право на получение государственной поддержки. Среди мер поддержки следует назвать:
· создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических, информационных ресурсов;
· установление упрощенного порядка регистрации, лицензирования, сертификации, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
· установление налоговых льгот и т.д.
Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной программой, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) программами. Созданы Фонды поддержки малого предпринимательства путем аккумулирования бюджетных средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.
Правовое положение кредитных организаций
Правовые основы создания и деятельности кредитных организаций в РФ установлены Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности». Кредитной организацией признается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основе специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять предусмотренные законом о банках банковские операции. Кредитные организации могут образовываться на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
Законом предусмотрено создание двух видов кредитных организаций:
· банков;
· небанковских кредитных организаций.
Банк - это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
привлечение во вклады денежных средств физических и
юридических лиц;
о размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; о открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
В отличие от банка, небанковская кредитная организация имеет право осуществлять отдельные банковские операции, допустимые сочетания которых устанавливаются Банком России. К небанковским кредитным организациям, в частности, относятся организации, созданные для осуществления расчетов на рынке цепных бумаг, клиринговые учреждения.
Кредитные организации являются одним из элементов банковской системы Российской Федерации, в которую входят также Банк России, филиалы и представительства иностранных банков.
Перечень банковских операций и других сделок, которые имеют право осуществлять кредитные организации, определен ст. 5 Закона. Для кредитных организаций предусмотрена исключительная хозяйственная компетенция. Государственная регистрация и ведение Книги государственной регистрации кредитных организаций, лицензирование банковской деятельности осуществляются Банком России. Законом определены меры контроля и надзора за деятельностью кредитных организаций, осуществляемые Банком России, а также средства обеспечения стабильности банковской системы, защиты прав и интересов вкладчиков и кредиторов кредит-пых организаций.
Так. в полях обеспечения финансовой надежности кредитная организация обязана:
> создавать резервы (фонды);
j соблюдать обязательные нормативы;
> депонировать обязательные резерв!,] в Нанке России;
о организовывать внутренний контроль.
Деятельность кредитной организации подлежит ежегодной аудиторской проверке.
Правовое положение товарных бирж
Основы правового положения товарных бирж установлены Законом РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383 - 1 «О товарных биржах и биржевой торговле» (далее - Закон), другими законодательными и подзаконными нормативными актами. Под товарной биржей понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных, публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.
Основной целью деятельности товарной биржи является организация и регулирование биржевой торговли. Являясь носителем исключительной хозяйственной компетенции, товарная биржа не вправе осуществлять деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли. Биржевой сделкой является зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов. Сделки, не соответствующие данным требованиям, не являются биржевыми, и на них не распространяются гарантии биржи. Под биржевым товаром понимается не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле.
В зависимости от вида биржевого товара выделяют следующие виды биржевых сделок:
о реальные сделки, связанные со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;
о форвардные сделки, связанные со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки;
о фьючерсные сделки, связанные со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара;
о опционные сделки, связанные с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара.
Государственное регулирование создания и деятельности товарных бирж осуществляется специально созданной для этих целей при федеральном антимонопольном органе Комиссией по товарным биржам, которая осуществляет лицензирование биржевой торговли, контролирует соблюдение законодательства биржами и выполняет иные функции, предусмотренные ст. 34 Закона и Положением о ней. Среди правомочий Комиссии: о отказ в выдаче лицензии;
о аннулирование или приостановление действия лицензий; о направление бирже обязательных для выполнения предписаний о прекращении правонарушении; j внесение изменений в правила биржевой торговли; о применение к бирже и биржевым посредникам санкций в случае нарушения ими законодательства.
Непосредственный контроль за соблюдением биржей и биржевыми посредниками законодательства осуществляет Государственный комиссар, назначаемый Комиссией по товарным биржам.
Основы правового положения фондовых бирж установлены Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Фондовой биржей признается организатор торговли на рынке ценных бумаг, не совмещающий деятельность по организации торговли с иными видами деятельности, за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств. Под деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг Закон понимает предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.
Подведем итоги
1. Гражданин РФ вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
2. По решению правительства РФ на базе федеральной собственности могут создаваться казенные предприятия, которые обладают специальной хозяйственной компетенцией.
3. Юридические лица, частично или полностью объединив свои материальные и нематериальные активы, на основе договора могут создавать финансово-промышленные группы.
4. Субъектам малого предпринимательства оказывается государственная поддержка в соответствии с федеральными и региональными программами.
5. Действующим законодательством предусмотрено создание двух видов кредитных организаций: банков и небанковских кредитных организаций. Небанковские кредитные организации имеют право осуществлять отдельные банковские операции, допустимые сочетания которых устанавливаются Банком России.
6. Товарная биржа - организация, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли,
осуществляемой в форме гласных, публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по
установленным ею правилам.
Раздел III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
В результате изучения данного раздела Вы будете
иметь представление:
• о различных организационно-правовых формах юридических лиц;
• о дочерних и зависимых обществах; понимать:
• значение для предпринимательской деятельности различных огранизационно-правовых форм юридических лиц.
В соответствии со ст. 50 ГК РФ, юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Допускается создание объединений коммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.
Хозяйственные товарищества
Начнем рассмотрение с такой организационно-правовой формы, как полное товарищество.
1. Полное товарищество - товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором, занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом (п. 1 ст. 69 ГК).
2. Товарищества на вере (коммандитное товарищество) - товарищество, в котором наряду с полными товарищами (на которых распространяются нормы ГК о полном товариществе), участвуют вкладчики (коммандитисты), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм, внесенных ими вкладов, и не принимает участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 82 ГК).
Вкладчики не участвуют в управлении товариществом, они вправе только:
о знакомиться с годовым отчетом товарищества;
j получать часть прибыли товарищества;
о иметь преимущество перед полными товарищами и полу чать причитающуюся им часть после ликвидации товарище ства имущества;
о выйти из товарищества по окончании финансового года. В случае выхода из товарищества на вере всех коммандитистов (вкладчиков) оно ликвидируется либо преобразуется в полное товарищество. Коммандитное товарищество сохраняется, если в нем имеется хотя бы один полный товарищ или вкладчик.
ХОЗЯйственные общества
Общества с ограниченной ответственностью - учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли, размеры которых определены учредительными документами.
Участники ООО не отвечают по его обязательствам и не несут убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (п. 1 ст. 87 ГК; п.1 ст. 2 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).
Число участников ООО не должно превышать 50, чтобы эта конструкция не заменяла собой АО. Общество может быть создано и одним лицом (например, индивидуальным предпринимателем или публично-правовым образованием). Величина уставного капитала не должна быть меньше 100 кратного размера минимальной оплаты труда в месяц, установленного на дату представления учредительных документов. Высшим органом ООО является собрание его участников, а текущее управление осуществляется выборным исполнительным органом, будь то коллегиальным (правление директоров и т.п.) или единоличным (президент, директор, генеральный директор). При этом коллегиальный исполнительный орган образуется в обществе при необходимости, а единоличный - во всех случаях. ООО вправе по единогласному решению всех его участников преобразоваться в АО или производственный кооператив. Общество с дополнительной ответственностью - учрежденное с одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого поделен на доли определенных учредительными документами размеров.
Участники ОДО солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к их стоимости их вкладов, определяемом учредительным документом общества. К ОДО применяются нормы ГК об обществах с ограниченной ответственностью (ст. 95 п. 3).
Акционерное общество
Акционерными признаются хозяйственные общества - объединение капиталов, уставный капитал которых разделен на определенное количество одинаковых долей, а каждый из них выражается ценной бумагой - акцией.
Поэтому акции единого выпуска должны иметь одинаковую номинальную стоимость. Обладатели акций - акционеры не отвечают по обязательствам общества, а несут лишь риск убытков - утраты стоимости принадлежащих им акций (п. 1 ст. 96 ГК). По этим признакам АО ближе