ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Методические указания к контрольной работе
Составитель О.В. Белозерцева
Томск 2017
Цель изучения дисциплины «История управленческой мысли» - знание обучаемыми основных этапов эволюции управленческой мысли, включая понимание ими сущности отдельных управленческих идей, школ, подходов и концепций менеджмента, а также экономических, политических и социокультурных оснований развития теории и различных современных моделей менеджмента
Изучение учебной дисциплины «История управленческой мысли» важно для формирования профессионального сознания будущего менеджера, формирования у него уверенности в возможности практического решения управленческих задач на базе понимания теоретических оснований эффективного управления организациями и руководства людьми.
Знание эволюции управленческих идей, школ, подходов и отдельных концепций менеджмента помогает осознать специфику современного менеджмента и развивает у будущих профессионалов стремление применять полученные знания на практике.
Основными задачами изучения дисциплины являются:
- сформировать представление о природе управления как вида человеческой деятельности и тенденциях развития его теоретических оснований;
- изучить истоки формирования управленческих идей и взглядов, их дальнейшую эволюцию в разные исторические периоды, а также определить характер связи современного состояния теории и практики менеджмента с прошлым управленческой мысли;
- раскрыть влияние политэкономических, национальных и культурно-исторических факторов на формирование различных парадигм, методологических подходов и теорий менеджмента, их проявление в отдельных моделях менеджмента;
- усвоить основное содержание школ, подходов и концепций в теории менеджмента – в рамках исторических тенденций их развития и современного состояния;
- изучить и оценить вклад российских исследователей в теорию управления и его значение для развития менеджмента.
Методические указания по выполнению
Контрольной работы
Требования по оформлению и содержанию работы
Контрольная работа выполняется и сдается в сроки, предусмотренные учебным планом, до начала экзаменационной сессии.
Контрольная работа выполняется с учетом общих требований, в обычной школьной тетради или на одной стороне печатных листов формата А4. Текст контрольной работы нумеруется. Сокращение слов в тексте работы, наименования разделов и таблиц не допускается, за исключением общепринятых сокращений.
Вариант контрольной работы выбирается по сумме двух последних цифр зачетной книжки студента.
В начале работы указывается номер варианта, его содержание. На последнем листе приводится список использованной литературы, изученной в процессе работы, указывается дата сдачи работы.
При ответе на вопросы контрольной работы студент выбирает для себя определенную методологию, подход к изучению, используя для этого идеи отечественных и зарубежных авторов.
Отвечая на вопросы, студент должен привести список используемой литературы, состоящий из не менее пяти источников.
В целом, качество контрольной работы оценивается, исходя из требований полноты, четкости, научности ответа и качества оформления.
Темыконтрольных работ
1. Экономические, социальные и политические условия и содержание первой «религиозно-коммерческой» управленческой революции (Др.Шумер и Египет).
2. Экономические, социальные и политические условия и содержание второй «светско-административной» управленческой революции. Формализация системы администрирования в Кодексе царя Хаммурапи;
3. Экономические, социальные и политические условия и содержание третьей «производственно-строительной» управленческой революции. Роль Навуходоносора II.
4. «Артхашастра» - древнеиндийское руководство по науке и практике государственного управления.
5. «Трактат о военном искусстве» Сунь Цзы: общая характеристика и применимость к решению задач современного менеджмента.
6. Единство философии и теории управления в Китае. Управленческие идеи в учении Конфуция.
7. Общая характеристика политико-экономических и социальных условий развития практики управления в Древней Греции.
8. Экономические и политические реформы Солона как пример эффективного государственного управления.
9. Ксенофонт («Домострой») об управлении домашним хозяйством.
10. Управленческие идеи в работе Аристотеля «Политика».
11. Взгляды Сократа и Платона и на природу управления («Государство», «Законы»).
12. Общая характеристика политико-экономических и социальных условий развития практики управления в Древнем Риме.
13. Хозяйственно-экономические условия и организация античного производства (Др.Греция или Др.Рим, выборочно).
14. Общая характеристика политико-экономических условий развития теории и практики управления в Средние века.
15. Средневековый цех: характеристика организации труда ремесленников и роль в жизни средневекового города.
16. Организация и внутренние ограничения цеховой деятельности.
17. Вклад Н.Макиавелли в историю социальной мысли, в теорию и практику управления.
18. Общая характеристика политико-экономических и социальных условий развития практики управления в период Возрождения и Реформации.
19. Реформаторские взгляды М.Лютера и их роль в становлении этики и «духа капитализма».
20. Работа А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» как теоретическая основа либерально-рыночной этики предпринимательства.
21. Социальные, политические и экономические предпосылки промышленной революции в Англии (XVIII-нач.XIXвв.).
22. Управленческие идеи в основных работах Ф. Тейлора.
23. Г.Эммерсон и повышение производительности труда.
24. Вклад Ч.Бэббиджа в развитие теории и практики управления и управленческого труда.
25. Сущность и содержание четвертой (индустриальной) управленческой революции.
26. Вклад Р.Оуэна в теорию и практику менеджмента.
27. Ч.Бэббидж о принципе разделения труда, специализации и анализе производственных операций.
28. Э.Юр и Ш.Дюпен - пионеры управленческого образования в Англии и Франции.
29. Экономические, политические и социокультурные предпосылки возникновения научного менеджмента в США (XIX-нач.ХХвв).
30. Основной вклад Ф Тейлора в формирование теории и практики научного менеджмента.
31. Г. Гантт: система формирования задач и вознаграждений. Диаграммы Гантта в управлении.
32. Вклад Ф. и Л. Гилбрет в теорию и практику менеджмента. Анализ трудовых операций и повышение производительности труда.
33. Г. Эмерсон об эффективном управлении. 12 принципов эффективности (производительности).
34. Г. Форд - революционер промышленного менеджмента.
35. Анри Файоль: администрирование и управление. Специальные качества и знания менеджера.
36. М. Вебер о бюрократии как идеальной организации.
37. М. Вебер о власти и авторитете.
38. М. Фоллет и ее философия политики и менеджмента.
39. Теория организаций Ч. Барнарда.
40. Появление промышленной психологии: Г. Мюнстерберг и его «Психология промышленной эффективности».
41. Э. Мэйо и хоторнские исследования.
42. Вклад К.Адамецкого в эволюцию теории научного менеджмента
43. Всеобщая организационная наука (тектология) А.Богданова.
44. Концепция физиологического оптимума О. Ерманского.
45. Научная организация труда и управления А.К.Гастева.
46. Витке Н.А. и вклад его направления в менеджмент.
47. Теория принятия решений и количественный подход (школа количественных методов) в менеджменте
48. Эмпирическая школа управления. Вклад Питера Друкера в развитие теории менеджмента.
49. Анализ содержательных теорий мотивации
50. Процессуальные теории мотивации
51. Сравнительный анализ теорий мотивации
52. Роль теории иерархии потребностей Абрахама Маслоу для социальной и управленческой практики.
53. Концепция обогащения труда Ф. Герцберга и ее практическая значимость
54. Типологизация менеджеров на основе теории потребностей Д.МакКлелланда
55. Практика применения в мотивационном менеджменте принципов теории справедливости С. Адамса.
56. Особенности мотивационной модели ожидания В.Врума.
57. Комплексная теория мотивации Портера-Лоулера.
58. Ситуационные теории управления.
59. Системный подход в менеджменте.
60. Процессный подход в менеджменте.
61. Концепция партисипативного управления и «производственной демократии».
62. Американская модель менеджмента.
63. Японская модель менеджмента.
64. Европейская модель менеджмента.
65. Модель современного российского менеджмента.
66. Влияние глобализации на развитие теории и практики менеджмента
Учебно-методическое и информационное
обеспечение дисциплины:
Основная литература
1. Всеобщая история менеджмента/ Под общ. ред. д.т.н., проф. И.И. Мазура и д.т.н., проф. В.Д. Шапиро. М.:. Издательский центр ЕЛИМА, 2006
2. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – 6-е изд. – М.: Академический проект, 2007. – 556с. – («Gaudeamus»).
3. Маршев В.И. История управленческой мысли: Учебник.-М.:ИНФРА-М -731с.-(Учебники экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова).
4. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. М.: Изд-во Юнити-Дана, 2008. - 199 с.
Дополнительная литература
1. Бурчакова М.А., Хожемпо В.В. Менеджмент. М: РУДН. 2006. – 310с.
2. Голубев, К. И. История менеджмента: Тенденция гуманизации - СПб.: Юридический центр Пресс, 2003
3. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в 21 веке. – М.: Вильямс, 2004. - 272 с.
4. Грейсон Дж., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI в. М., 1991
5. Дункан У.Дж. Основополагающие идеи в менеджменте, М.:Дело,1996. - 272с.
6. История менеджмента: Учеб.пособие/ Под ред. Э.М.Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 240с.
7. Классики менеджмента: Энциклопедия / Под ред. М. Уорнера; Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001. – 1168 с.
8. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды. М.: Экономика, 2002.
9. Макашов И.Н., Овчинникова Н.В. Всемирная история управленческой мысли: Краткий курс.: М.: Российск.гос.гуманит.ун-т,2007. - 672с.
10. Маршев В.И. История управленческой мысли: Учебник.-М.:ИНФРА-М -731с.-(Учебники экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова).
11. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2009. – 672с.
12. Овчинникова Н.В. История развития теории и практики управления в России в ХХ веке. – М.:Изд-во Ипполитова, 2005.
13. Прохоров А.П. Русская модель управления – М.: Эксмо, 2006
14. Чудновская С. История менеджмента/ Учебник для вузов. СПб: Изд-во: Питер, 2004. – 239с.
15. Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / Пер. с англ. Под ред. В.А.Спивака. – СПб.: Питер, 2001. - 352с.
Периодические издания
1. Бакли П. Дж. Глобальная фабрика: новая концепция// Российский журнал менеджмента – 2008 – Т.6 - №1 – С. 135–154
2. Бухвалов А. В., Катькало В. С. Эволюция теории фирмы и ее значение для исследований менеджмента// Российский журнал менеджмента. - 2005. - Т.3 - № 1 - С.75–84
3. Виханский О.С. Наумов А.И. «Другой» менеджмент: время перемен//Российский журнал менеджмента. – 2004 - Т.2.- №3 - С. 105-126.
4. Дэвис Дж. Ф., Маркис К. Перспективы теории организации в начале XXI века: институциональные поля и механизмы // Российский журнал менеджмента – 2007 – Т.5 - №4 – С.67–90
5. Золин П. М. Менеджмент и маркетинг на землях России - от Античности к Средним векам/ Золин П. М.. -(Эссе) // Консультант директора. - 2004. - N 1. - С. 2-15.
6. Катькало В. С., Филонович С. Р. Менеджмент и проектирование будущего (памяти Питера Ф. Дракера) /Российский журнал менеджмента – 2005 – Т.3 - № 4 - С.3-10
7. Клейнер Г. Б. Системная парадигма и системный менеджмент// Российский журнал менеджмента – 2008 – Т.6 – №3 – С. 27–50
8. Константинов Г. Н., Филонович С. Р. В чем смысл истории менеджмента? Рецензия на книгу: Катькало В. С. Эволюция теории стратегического управления. СПб.: Издат. дом СПбГУ, 2006//Российский журнал менеджмента – 2007 - Т.5 - № 4 -. С. 101–104
9. Корицкий Э.Б. Развитие науки о менеджменте в России в 1900 – 1950-е гг.// Российский журнал менеджмента. - 2005. - Т.3 - №1 - с. 127-144.
10. Маслов В.И. Концептуальные установки менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. – 2007 - № 1 –– С.12 – 18
11. Шпотов Б. М. Использование опыта США в реконструкции советской нефтяной промышленности в 1920–30-е гг.// Российский журнал менеджмента – 2006 - №1 – С.163–178
Электронные источники
1. Барышников Ю.Н. – Эволюция управленческой мысли – Режим доступа: https://www.koism.rags.ru/publ/articles/11.php, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
2. Василевский А. И. История менеджмента. Лекции. — Режим доступа: https://ido.rudn.ru/lectures/201/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
3. Василевский А. И. История менеджмента. Лекции. - Режим доступа: https://www.humanities.edu.ru/db/msg/2417, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
4. Литература для студента. Менеджмент Тенденции развития менеджмента: основные этапы, научные школы и концепции управления. — Режим доступа: https://www.libsib.ru/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
5. Кузнецова Н. В. История менеджмента. Изд-во Дальневосточного университета 2004. Владивосток. https://myatiso.ru/_ld/1/122__-_.-2004.pdf, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
6. Петросян А.Э. Эволюция моделей менеджмента (итоги ХХ века и прогноз на ХХI веке)// Credonew, 2007. №4. С.191-121 – Режим доступа: https://www.ins-car.ru/Articles/Evolution.pdf, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.