16.1-16.2
Аэрометрические приборы и системы Оперативное ТО К аэрометрическим приборам относятся высотомеры, вариометры, указатели скорости, указатели числа М, указатели высоты и перепада давлений. К аэрометрическим системам относятся системы воздушных сигналов (СВС), информационные комплексы воздушно-скоростных параметров (ИКВСП). Кроме этих приборов и систем, на ВС применяются высотный сигнализатор ВС-46, датчики высоты и скорости в бортовых самописцах, корректоры высоты (например, KB-16), коррек-торы-задатчики приборной скорости КЗСП, сигнализаторы скорости типа ССА, измерительные комплексы давления типа ИКДРД и др. К аэрометрическим приборам относятся также указатели углов атаки и температуры наружного воздуха.
Аэрометрические приборы проверяют при оперативном ТО в базовом аэропорту. При этом необходимо:
проверить внешнее состояние лицевых сторон приборных досок, стекол приборов на отсутствие внешних повреждений; подготовить высотомер к полету согласно изложенной выше методике;убедиться, что стрелки высотомеров и указателей скорости стоят на нуле или в допустимом диапазоне. Так, для ВАР-30, ВАР-75 допустимое расхождение составляет не более ±0,5 м/с, для КУС-730/1100— не более ±2 мм по шкале. Стрелки указателя числа М должны находиться в исходном положении;проверить наличие на самолете таблиц поправок показаний приборов и их соответствие номерам установленных приборов;проверить работоспособность приборов от приемников полного и статического давлений; убедиться в герметичности статической и динамической систем. Стрелки приборов должны перемещаться плавно, без заеданий.
При проверке работоспособности электромеханических высотомеров и СВС предварительно должно быть включено их электрическое питание (115 В, 400 Гц, = 27 В).
Проверка на герметичность и работоспособность систем воздушного питания выполняется также после работ, связанных с откидыванием приборных досок или выполнением демонтажно-монтажных работ в системе. Проверка работоспособности аэрометрических приборов и систем без проверки герметичности выполняется после ливневого дождя, обильного снегопада, пыльной бури, а также после удаления обледенения,снега с поверхности ВС.
Для примера:
Проверка работоспособности высотомера ВЭМ-72 в режиме «Автоконтроль» выполняется в следующем порядке:к прибору подают электрическое питание (115 В, 400 Гц и 27 В);устанавливают ручкой р0 стрелку высотомера на 0 м;нажимают кнопку «Автоконтроль». При этом показания высотомера должны измениться на (150± ±50) м и загореться светосигнали-затор отказа питания 115 В, 400 Гц;отпускают кнопку «Автоконтроль», при этом стрелка высотомера должна вернуться в исходное положение с погрешностью ±10 м и светосигнализатор должен погаснуть.
Системы СВС и ИКВСП при оперативном обслуживании проверяют с помощью элементов встроенного контроля. Перед включением СВС устанавливают на барометрическом счетчике указателя высоты УВО-15 давление, на 5—8 мм рт. ст. большее давления аэродрома. Затем включают питание и обогрев системы, дают ей прогреться (15 мин при температуре воздуха от +50 °С до — 30 °С и 30 мин при температуре —30 °С и ниже). Кремальерой на указателе высоты устанавливают давление 760 мм рт. ст. и нажимают кнопку «Контроль». Стрелки указателей должны занять определенные положения. При отпускании кнопки стрелки должны вернуться в исходное положение. На самолетах, оборудованных системой СВС-ПН-15-4М, при нажатии кнопки приборы должны показать: УВО-15М1 — высоту (12 000±40) м; УМ-1К-0.89 —число М = 0,8±0,01; УСВП — скорость (900 ±10) км/ч.После проверки следует кремальерой на левом УВО-15 стрелки установить на нуль высоты. Допустимое расхождение показаний барометрической шкалы с давлением, приведенным к месту стоянки, должно быть не более ±1,5 мм рт. ст. при давлении 720...780 мм рт. ст. и ±2 мм рт. Ст.
Характерными неисправностями аэрометрических приборов являются механические заедания стрелок, кинематических передач, шестерен кремальер, редукторов, деформации и разгерметизация манометрических и мембранных коробок. У электромеханических высотомеров встречаются отказы электродвигателей, потенциометров, блоков усиления, предохранителей. У вариометров могут происходить нарушения герметичности корпуса, засорения, возникать трещины капилляров и др.
16.3
Периодическое техническое обслуживание аэрометрических приборов выполняют в лаборатории с использованием КПА в сроки, установленные регламентом. При снятии приборов с борта ВС должны соблюдаться определенные правила. После отсоединения трубопроводов полного и статического давлений на трубопроводы, а также на входные штуцера приборов «С» и «Д» должны быть поставлены технологические заглушки. Электрические штепсельные разъемы на приборах при их расстыковке должны быть также закрыты технологическими заглушками. В таком виде приборы должны транспортироваться в лабораторию и из лаборатории, а также находиться там в период до и после проверки.
У высотомеров проверяют внешнее состояние, герметичность корпуса, плавность хода стрелок, проверяют рассогласования положения стрелок высотомера со шкалой давлений и определяют инструментальную поправку. При проверке рассогласований стрелок высотомера со шкалой давлений устанавливают на шкале давление 760 мм рт. ст. и в корпусе прибора создают давление 760 мм рт. ст. Затем стрелки высотомера устанавливают на нулевую отметку. Если при этом отклонение барометрической шкалы от отметки 760 мм рт. ст. превысит допустимое значение, то выполняют юстировку— расконтрив кремальеру прибора, производят согласование стрелок по шкале высоты с барометрической шкалой. На борту такую работу выполнять запрещается. Высотомеры проверяют до тех значений высоты, которые соответствуют практическому потолку ВС. Инструментальные поправки определяют при прямом и обратном изменении давления, сравнивая показания проверяемого прибора с контрольным (УКАМП и т. п.). Результаты проверок заносят в журнал лаборатории, по значениям прямого и обратного хода рассчитывают осредненную (до 5 м) поправку.
Затем рассчитывают показания высотомера с учетом суммарной поправки (осредненных инструментальной и аэродинамической) и округляют результат до 10 м в большую сторону, заполняют бортовую таблицу суммарных поправок, которую размещают в кабине ВС одновременно с установкой высотомера. У электромеханических высотомеров, кроме того, проверяют электрическую часть схемы — усилители, состояние электрической проводки, металлизацию, на стенде с помощью вольтметра проверяют выходные параметры.
Проверка указателей скорости во многом аналогична проверке высотомеров. Она также заканчивается оформлением таблиц поправок. Результаты проверки вариометров, указателей числа М и других приборов оформляются в журналах и в соответствующих паспортах. Если погрешность приборов меньше допустимой, то они считаются пригодными для дальнейшей эксплуатации. Погрешности аэрометрических приборов должны проверяться при виброперегрузках (0,1. ..0,3)g, что соответствует амплитуде 0,04 мм при частоте 50 Гц.
Для контроля СВС-ПН-15 на соответствие НТП используется аппаратура АП-СВС-2. При этом вводят в систему стимулирующие сигналы полного и статического давлений р„ и рст, а также электро-стимулирующие сигналы — сопротивления имитатора температуры и имитатора путевой скорости; измеряют на выходе систем сигналы, пропорциональные проверяемым параметрам.
Измерение и ввод величин рп и р ст осуществляется измерителем воздушных давлений (ИВД). Ввод электростимулирующих сигналов, контроль напряжений в цепях питания и измерение выходных сигналов осуществляются измерителем выходных параметров ИВП. Для проверки в лаборатории, кроме АП-СВС-2, могут использоваться и другие приборы — электронные вольтметры, частотомеры, тестеры. Допуски на параметры системы для контролируемых значений сведены в таблицы, которые приведены в технологических указаниях.
Таблицы поправок для указателей высоты и указателей скорости системы СВС составлены на заводе-изготовителе. Они остаются постоянными при эксплуатации системы и обновляются 1 раз в год при переходе к осенне-зимней эксплуатации. Для проверки ИКВСП применяют КПА типа ИКВСП-1-6. Принцип проверки этой системы аналогичен проверке СВС. Для проверки систем СВС, ИКВСП применяется также установка «Оценка».
Кислородное оборудование самолетов
Кислородное оборудование предназначено для повышения давления кислорода во вдыхаемой смеси вследствие увеличения его концентрации и избыточного давления.
В зависимости от способа хранения кислорода на самолетах применяют системы с использованием газообразного или жидкого кислорода.
На пассажирских самолетах применяются системы с использованием
только газообразного кислорода. Газообразный кислород хранится в баллонах, и в зависимости от его давления системы подразделяются на кислородные системы высокого давления с максимальным значением до 15 МПа(150 кгс/см2) и системы низкого давления – до 3 МПа(30 кгс/см2).
По способу подачи кислорода кислородные приборы подразделяются на приборы с непрерывной и периодической подачей, а в зависимости от назначения – на стационарные, переносные и парашютные.
Приборы с непрерывной (струйной) подачей кислорода под маску удобны в пользовании и создают малое сопротивление вдоху. Однако они характеризуются большим расходом кислорода и небольшой высотностью применения из-за того, что маска не герметично прилегает к лицу человека. Принцип непрерывной подачи кислорода положен в основу переносных, парашютных и стационарных приборов коллективного пользования пассажирами.
Переносные приборы используются теми пассажирами, которые по состоянию здоровья почувствовали необходимость в кислородном питании.
Такими же приборами могут пользоваться члены экипажа в случае необходимости выполнения работ вдали от рабочих мест.
На некоторых пассажирских самолетах взамен применения переносных приборов устанавливаются стационарные приборы коллективного пользования.
Принципиальная схема стационарного кислородного прибора с периодической подачей кислорода изображена на рис.3.
Рис 3. Принципиальная схема стационарного кислородного прибора:
1 – блок анероидов; 2 – пружина; 3 – колпачок; 4 – мембрана; 5 – рычажный механизм; 6 – клапан; 7 – клапан вдоха; 8 – клапан выдоха; 9 – маска; 10 – ручка выключателя подсоса; 11 – анероидная коробка; 12 – клапан подсоса; 13 – обратный клапан; 14 – мембрана; 15 – сегменты
Поскольку маска 9 герметично прилегает к лицу, при вдохе под действием разрежения по ней, открывается клапан вдоха 7, который соединяет маску с внутренним объемом прибора. При этом эластичная мембрана 4 прогибается и с помощью рычажного механизма 5 открывает клапан 6. Кислород из баллонов поступает к соплу инжектора и к кислородному индикатору. Вытекающая из сопла струя кислорода создает разрежение в смесительной камере, чем обеспечивает открытие клапана 13 подсоса воздуха и поступление воздуха В из кабины. Образующаяся воздушно - кислородная смесь С по шлангу поступает под маску.
Состав вдыхаемой смеси по высотам автоматически регулируется увеличении высоты полета давление воздуха в кабине уменьшается. В результате этого блок анероидов расширяется и, прикрывая клапан подсоса, уменьшает количество проходящего в смесительную камеру воздуха. На высотах 9000…10000 м этот клапан закрывается, и под маску поступает только чистый кислород. Однако и на меньших высотах по желанию члена экипажа можно прекратить доступ кабинного воздуха в прибор. Для этого необходимо поставить ручку 10 выключателя подсоса в положение «100% О2».
При выходе давление во внутренней камере прибора увеличивается. Мембрана 4 перемещается в первоначальное положение и закрывает клапан 6, этим самым прекращая подачу кислорода. Продукты выхода через клапан 8 поступают во внутренний объем кабины.
Для уменьшения сопротивления вдоху и предотвращения кислородного голодания в случае нарушения герметичности маски или агрегата кислородной системы предусмотрен анероидный механизм избыточного давления. При полетах на высотах более 4000 м анероиды 1 расширяются и оказывают давление на эластичную мембрану 4. Вследствие этого сопротивление вдоху значительно уменьшается. В том случае, если маска и шланги герметичны, при входе в камере возникает избыточное давление, которое деформирует мембрану. Возникшее усилие на мембране преодолевает затяжку пружины 2, и клапан 6 закрывается. В случае их негерметичности усилие через колпачок 3 деформирует мембрану, и клапан подачи кислорода открывается, обеспечивая непрерывную его подачу под маску.
Работоспособность прибора контролируется экипажем по кислородному индикатору. Движения сегментов 15 в такт с вдохом и выдохом сигнализируют о нормальной работе прибора.
Описанный прибор работает в режиме периодической подачи кислорода до высоты 12000 м, а на большой высоте –в режиме непрерывной его подачи под избыточным давлением, достигающим максимального значения на высоте 15000 м.