РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету « Человек »
Г» дополнительного класса
Составитель: учитель Федоренкова С.В.
Санкт-Петербург
Пояснительная записка
Актуальность
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе, с формирования навыков самообслуживания - это важные направления обучения ребенка с нарушениями развития, так как способность обслуживать себя необходима для независимой жизни любого человека. Для освоения навыков самообслуживания ребенком с умственной отсталостью, с ТМНР требуется специально организованное обучение.
Формирование представлений о себе способствует возникновению взаимодействия с другими людьми, приобщению к социальному миру. С другой стороны, именно в социальном взаимодействии формируются представления о себе как об отдельном существе, с собственной объективной реальностью – телом и субъективной реальностью – психикой как миром эмоций и представлений. Взаимодействуя с другими, ребенок начинает осознавать и понимать себя.
Обучение организуется с учетом местных и региональных особенностей, в том числе климатических и сезонных изменений в природе. На уроках формируются элементарные навыки самообслуживания с полной, частичной помощью учителя, а затем и самостоятельно; культурно-гигиенические навыки, выполняемые вместе с педагогом, по подражанию его действиям, по образцу, ориентируясь на картинки и пиктограммы, а также первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни (плохо - хорошо, полезно – вредно для здоровья), о безопасности жизнедеятельности.
В основу уроков по предмету «Человек» положен комплексный подход. Уроки-занятия организуются в форме совместной деятельности учителя и учащихся, включающие практические и игровые упражнения.
Учитель обучает учащихся использованию невербальных и вербальных средств общения в процессе самообслуживания, выполнения культурно-гигиенических процедур. Для подкрепления действий учащихся и соблюдения их алгоритма активно используются специальные символы (картинки, пиктограммы), с которыми они многократно знакомятся в различных бытовых и игровых ситуациях.
Темы уроков-занятий по предмету «Человек» интегрируются и находят свое логическое продолжение в содержании уроков-занятий по предметам «Речь и альтернативная коммуникация», «Окружающий социальный мир», «Математические представления», «АФК», в реализации задач коррекционно-развивающей области, и в различных направлениях внеурочной деятельности.
Исходя из особенностей развития мыслительной деятельности учащихся, их индивидуально-типологических характеристик, педагог на уроках воспитывает (тренирует) у них состояние физической, психической и социальной защищенности.
Программа направлена на создание условий для обеспечения базовых человеческих потребностей, создание индивидуального психического комфорта, на формирование культурно-гигиенических навыков и самообслуживания детей с умственной отсталостью, укрепление их физического здоровья.
Учебный предмет «Человек» входит в предметную область «Окружающий мир» и рассчитан на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по учебному предмету «Человек» для учащихся дополнительного 1 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта (Стандарт)
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2. АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушеними);
3. Программы «Образование учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» /под. редакцией Н.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой /2011год;
4. Учебного плана ГБОУ школы № 487, календарного графика и расписания учебных занятий на 2017-2018 уч. год.
5. Положения о разработке и утверждении рабочих программ ГБОУ школа № 487.
Срок реализации программы: 1 учебный год.
Срок реализации программы: 1 учебный год. На основании программы может быть написана специальная индивидуальная программа развития (СИПР).
Цель и задачи программы
Цель: формирование представлений о себе как целостном «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности и независимости в процессе самообслуживания.
Программа представлена следующими разделами:
«Восприятие сенсорных событий, затрагивающих собственное тело», «Знакомство с собственным телом, его частями», «Чистка зубов», «Умывание», «Умение пользоваться туалетом», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».
Задачи к разделу «Восприятие сенсорных событий, затрагивающих собственное тело»:
-учить реагировать на прикосновения, тактильный контакт;
-дать представления об изменениях положения тела,
-дать представления о своих двигательных возможностях при перемещении;
Задачи к разделу: «Знакомство с собственным телом, его частями»:
-учить воспринимать тело как целое;
-учить узнавать части тела, как собственного тела;
Задачи к разделу «Одевание и раздевание»:
- учить принимать процесс одевания – раздевания;
-формировать навыки одевания-раздевания с поддержкой взрослого и самостоятельно;
Задачи к разделу «Прием пищи»:
-учить принимать процесс приема пищи;
-формировать навыки приема пищи и питья;
-дать представления о посуде и столовых приборах;
-учить правильно вести себя за столом;
Задачи к разделу «Умывание»:
-учить принимать процесс умывания;
-формировать навыки умывания с поддержкой взрослого и самостоятельно;
Задачи к разделу «Чистка зубов»:
-учить принимать прикосновения к области рта;
-дать представления о зубах и о полости рта;
-формировать навыки чистки зубов с поддержкой взрослого и самостоятельно;
Задачи к разделу «Умение пользоваться туалетом»:
- формировать умение сообщать о потребности сменить памперс, посетить туалет;
-формировать умение пользоваться туалетом с поддержкой взрослого и самостоятельно;
Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей. Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под струей воды, намыливать руки и т.д. После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность этих операций. Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков.
При формировании навыков самообслуживания важно объединять усилия специалистов и родителей. Работа, проводимая в школе, должна продолжаться дома.
При планировании и осуществлении работы по данному учебному предмету следует учитывать зону ближайшего развития учащегося, степень и виды его нарушений (интеллектуальных, двигательных, сенсорных), индивидуальные особенности, потребности, социальный контекст его жизни.
Инструментарий учителя:
· рабочая программа;
· предметно-развивающая образовательная среда, организованная с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка (дидактический, иллюстративный, литературный материал, презентации).
Условия реализации программы.