Программа опирается на обще дидактические принципы, которые по-своему проявляются в процессе обучения. Отметим некоторые из них.
1) Принцип последовательности, движение от простого к сложному выстраивают логику освоение основных тематических разделов программы. Это делает процесс обучения органичным и непринужденным.
2) Принцип научности. В процессе обучения дети осваивают систему дебюта, середину игры и окончания, знакомятся с целым рядом партий, приемами и методами ведения игры.
3) Принцип наглядности в настоящем образовательном курсе сочетается с опорой на коллективное творчество: объясняя материал, тренер-преподаватель показывает на большой доске те или иные позиции используя при этом коллективную творческую работу занимающихся.
4) Принцип доступности реализуется, прежде всего, в объяснении тренером-преподавателем материала, который должен даваться с учетом индивидуальных
особенностей и способностей занимающихся. При необходимости тренер-преподаватель должен включать в занятия индивидуальное объяснение сложных моментов в освоении программы.
Медико-психологическое сопровождение образовательной
Программы.
Методы преодоления инертности мышления. Наиболее благоприятным для начала обучения шахматам является возраст 7-12 лет, т.к. у занимающихся более старшего возраста не приобщённых к подобной интеллектуальной деятельности, нередко складывается привычка к пассивному восприятию, бездумному заучиванию и шаблонным способам действий. Реконструировать такие стереотипы восприятия и мышления достаточно трудно. Поэтому каждого занимающегося с момента поступления в спортивную школу необходимо активно включить в процесс обучения, своеобразного открытия приемов и методов шахматной борьбы на основе тактического и стратегического мышления.
В процессе обучения приходится преодолевать негибкость, инертность, косность мыслительных процессов. Инертность мышления приводит к образованию шаблонов мысли, к стереотипности действий, к стремлению действовать уже закрепившимся способом, несмотря на изменение позиции. В результате чего юные шахматисты, пришедшие к ошибкам или неверным решениям, при новых попытках решить задачу возвращаются к тем же вариантам, которые уже привели к неудаче. Они испытывают большие трудности при попытках рассматривать несколько вариантов в многовариантных решениях задач. С наибольшей остротой трудности ломки и перестройки стереотипов мышления проявляются при переходе от атаки на короля к защите и наоборот.
Все вышеперечисленные трудности, связанные с инертностью, устраняются в результате систематических, целенаправленных теоретических занятий, основанных на базе таких методов обучения, как переключение и стимуляция поисковой активности. Все это дает положительные результаты и помогает развивать гибкость мышления даже у самых инертно мыслящих занимающихся, если, конечно, это не слишком поздно.
Воспитательная работа
Личностное развитие детей - одна из основных задач учреждений дополнительного образования. Организация учебно-тренировочных занятий, воспитательная и культурно- массовая работа с учащимися ДЮСШ осуществляются директором школы, заведующим учебной частью, преподавательским составом и родительским комитетом в соответствии с требованиями Типового положения о детско- юношеской спортивной школе.
Специфика воспитательной работы в спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить ее во время учебно-тренировочных занятий, а дополнительно в спортивно-оздоровительных лагерях. На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, смелость, упорство), эстетические чувства прекрасного, аккуратность, трудолюбие.
Воспитательные средства:
личный пример и педагогическое мастерство тренера;
высокая организация учебно-тренировочного процесса;
атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
дружный коллектив;
система морального стимулирования;
наставничество опытных спортсменов.
Основные воспитательные мероприятия:
проводы выпускников;
регулярное подведение итогов спортивной деятельности учащихся;
проведение тематических праздников;
встречи со знаменитыми спортсменами;
экскурсии;
тематические диспуты и беседы;
оформление стендов и газет.
Важное место в воспитательной работе должно отводиться соревнованиям. Соревнования могут быть средством контроля над успешностью воспитательной работы в команде. Наблюдая за особенностями поведения учеников во время соревнований, тренер может сделать вывод о сформированности у них необходимых качеств.